Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Потекаев Н.Н.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия

Индилова Н.И.

Поликлиника №1 НМХЦ им. И.Н. Пирогова

Румянцева Е.Е.

УМЦ "Валлекс М", Москва

Наружная терапия гнойных осложнений в косметологии

Авторы:

Потекаев Н.Н., Индилова Н.И., Румянцева Е.Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 5943

Загрузок: 114


Как цитировать:

Потекаев Н.Н., Индилова Н.И., Румянцева Е.Е. Наружная терапия гнойных осложнений в косметологии. Клиническая дерматология и венерология. 2010;8(6):55‑61.
Potekaev NN, Indilova NI, Rumiantseva EE. External therapy of suppurative complications in cosmetology. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2010;8(6):55‑61. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
При­ме­не­ние по­ли-L-мо­лоч­ной кис­ло­ты в эс­те­ти­чес­кой ме­ди­ци­не. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):101-111
Мо­ни­то­ринг бе­зо­пас­нос­ти ме­ди­цин­ских из­де­лий в плас­ти­чес­кой хи­рур­гии и кос­ме­то­ло­гии. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):96-102
Вве­де­ние по­ли-L-мо­лоч­ной кис­ло­ты при ин­во­лю­ци­он­ных из­ме­не­ни­ях ко­жи те­ла: кли­ни­чес­кая, ультраз­ву­ко­вая и гис­то­ло­ги­чес­кая оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):70-78
Но­вые це­фа­ло­мет­ри­чес­кие па­ра­мет­ры для оцен­ки гар­мо­нии, эс­те­ти­ки и про­пор­ций ли­ца. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4-2):45-51

Эстетическая медицина на современном уровне располагает широким спектром методик, применяемых как дерматокосметологами, так и дерматологами для решения ряда проблем, связанных с кожей: возрастных изменений, рубцов, акне, алопеции и т.д. Преобладающая часть применяемых методик, входящих в спектр врачебных манипуляций, сопровождается нарушением целостности кожного покрова, что несет с собой определенные риски развития осложнений. Негативные последствия эстетических методик встречаются довольно редко, но на настоящий момент накоплен негативный опыт применения таких методик, как мезотерапия, пилинги, дермабразия, контурная пластика и лазертерапия. Развитие осложнений связывают как с действием активных компонентов или технологий, так и с нарушением технологии выполнения манипуляций, в том числе неполным соблюдением правил асептики и антисептики. Имеет также значение нарушение рекомендаций по уходу за кожей в реабилитационный период после проведенных процедур. Свой вклад в развитие неблагоприятных явлений вносит соматическая патология, не выявленная на стадии диагностирования пациента и определения тактики его терапии. Многие манипуляции (например, мезотерапия и пилинги) иногда выполняются неквалифицированными работниками, что во много раз повышает возможность развития тяжелых осложнений — от пиодермий до некроза и изъязвления тканей с последующим обезображивающим рубцеванием.

Осложнения, связанные с присоединением вторичной инфекции, опасны тем, что при бурном развитии и выраженности процесса, а также при несвоевременном и нерациональном ведении могут привести к значительному расплавлению тканей с формированием рубцов. Рациональная терапия пиодермий складывается из наружной и системной антибиотикотерапии. При этом следует учитывать, что при развитии поверхностных форм целесообразно назначать монотерапию — топические антибактериальные препараты. Системная антибиотикотерапия имеет определенные ограничения к назначению, т.к. бессистемное и широкое применение приводит к формированию устойчивой флоры, что в дальнейшем осложняет выбор эффективного лечения. Показаниями для перорального назначения антибактериальных препаратов являются тяжелое течение гнойного процесса на коже, в частности повышение температуры, интоксикация и т.п., глубокие формы пиодермии с локализацией на лице и шее, регионарные осложнения (лимфаденит, лимфангит и т.п.), а также хроническое течение с частыми рецидивами.

Риск развития осложнений при проведении химических пилингов прямо пропорционален глубине воздействия на кожу. При проведении поверхностных и поверхностно-срединных пилингов развитие гнойных осложнений встречается довольно редко. Как правило, к этому приводит игнорирование противопоказаний, нарушение протокола процедуры и несоблюдение рекомендаций по постпилинговому уходу [1]. В редких случаях к осложнениям может привести пилинг при неполной компенсации воспалительных явлений акне с развитием обострения этого заболевания в тяжелой форме. Наиболее рациональным является комплексная терапия, включающая противовоспалительные препараты и мази с антибактериальными компонентами, что в большинстве случаев способствует быстрому регрессу кожного процесса.

Мезотерапия является широко применяемой методикой как для решения возрастных изменений кожи, эстетических проблем, так и в качестве дополнительного метода лечения дерматозов (акне, постакне и т.д.). Осложнения мезотерапии с развитием пиодермий являются в настоящее время одной из самых частых тем публикаций, посвященных неблагоприятным последствиям, этой методики. Статистика таких осложнений, к сожалению, приводится только в рамках узких исследований, характеризующихся высокой превалентностью. Развитие пиодермий связывают с инфицированием мест инъекций условно-патогенными бактериями, в результате чего в местах инъекции появляются импетигинозные высыпания. Как правило, в таких случаях своевременное назначение местных антибактериальных препаратов дает хорошие клинические результаты и воспалительные проявления регрессируют.

Инфицирование после мезотерапевтического сеанса может быть обусловлено также присоединением атипичной флоры. Наиболее часто при исследованиях обнаруживают Mycobacterium chelonae, M. fortium, M. bovis, M. abscessus [2—8]. Причем частота выявления этой флоры за последнее время возрастает. Результаты исследований показали, что выявляемая атипичная флора представлена как монокультурами, так и сочетаниями бактерий, что требует тщательного подбора антибактериальных препаратов в связи с резистентностью каждого штамма. Помимо образования болезненных подкожных узлов и абсцессов, а в некоторых случаях и язвенных дефектов, клиническая картина сопровождается значительным нарушением общего состояния: лихорадка, головные боли, недомогание [8] (рис. 1).

Рисунок 1. Осложнение после мезотерапии, обусловленное M. abscessus [8].
Подобные осложнения, как правило, требуют длительного специфического лечения (от 1 до 24 нед в зависимости от тяжести состояния), что в тяжелых случаях не исключает хирургического вмешательства.

Описываются случаи присоединения Pseudomonas aeruginosa после проведенной мезотерапии, вследствие чего развиваются тяжелые поражения мягких тканей с лимфаденопатией [3]. Лечение при этом требует комплексной антибиотикотерапии с хирургическим иссечением воспаленных лимфоузлов. P. aeruginosa является преимущественно внутрибольничной инфекцией, что усложняет подбор эффективного антибактериального средства вследствие резистентности данной флоры к многим препаратам.

Среди возможных причин возникновения подобных осложнений мезотерапии обсуждаются использование некачественных препаратов, неадекватная обработка поля инъекции, инокуляция инфекционного агента с кожи в инъекционное поле с иглой в результате многократных вколов и т.д. [3, 4, 6, 8]. Развитию гнойных осложнений после мезотерапии может способствовать также несоблюдение рекомендаций по уходу за кожей после проведенной манипуляции, хотя такие случаи встречаются довольно редко. Такая ситуация требует внимательного отношения к пациенту и досконального объяснения всех необходимых этапов с подписанием информированного согласия, куда должен быть включен алгоритм постпроцедурного ухода.

Среди осложнений контурной пластики, как правило, превалируют дефекты техники введения препаратов — филлеров. Ишемизация тканей, некроз и последующее присоединение инфекции в местах инъекций встречаются довольно редко (рис. 2).

Рисунок 2. Некроз и асептическое воспаление после контурной пластики.
В случаях развития гнойных осложнений они могут сопровождаться герпесом, провоцируемым инъекциями в зонах с богатой иннервацией (рис. 3).
Рисунок 3. Некроз тканей и явления вторичной инфекции на фоне герпеса, возникшего после введения филлера.
Подобные осложнения требуют комплексного лечения, включающего системные противовирусные препараты и местные антибактериальные средства. Воспалительные осложнения также могут быть проявлением так называемых поздних воспалительных реакций, обусловленных инфекцией, реакцией на инородное тело, окклюзией лимфатических сосудов, «активацией» ранее введенного перманентного филлера (рис. 4).
Рисунок 4. Воспалительная инфильтрация на месте введения филлера, осложненная некрозом и вторичной инфекцией.
При развитии последнего варианта лечение требует не только терапевтических, но и хирургических мер [9].

Лазертерапия является эффективным и востребованным методом лечения и коррекции многих кожных проблем. При ее применении также встречаются негативные последствия, обусловленные, в частности, присоединением вторичной инфекции. Анализ накопленного опыта подобных осложнений показывает, что причинами их развития являются не только недооценка щадящей техники и неправильно подобранный режим воздействия на ткани, особенно в деликатных зонах, но и несоблюдение правил асептики и антисептики [10, 12].

Ретроспективное исследование С. Nanni и T. Alster [10—13], в ходе которого были проанализированы истории болезней 500 пациентов, показало, что среди осложнений после лазертерапии пиодермия встречается менее чем в 1% наблюдений. Для сравнения: активация герпетической инфекции в рамках данной работы наблюдалась в 7,4% случаев. Как правило, при гнойном воспалении выявляется смешанная флора, представленная Pseudomonas aeruginosa (41%), Staphylococcus aureus (35%), S. epidermidis (35%), и разновидностями Candida (24%). Это подтверждает необходимость применения антибактериальных препаратов с широким спектром действия для эффективного воздействия на патогенную флору.

В большинстве случаев возникновение гнойных осложнений требует топического назначения антибактериальных препаратов как в виде монотерапии, так и в комплексе с системным лечением при тяжелых формах пиодермий. Для решения этой задачи необходимо учитывать проблему нарастания резистентности флоры, что затрудняет выбор эффективного средства лечения. Оптимальным может быть современный комбинированный препарат, в спектр которого входят как грамположительные, так и грамотрицательные бактерии. Препарат банеоцин отвечает этим требованиям, так как в его составе — два современных бактерицидных антибиотика (бацитрацин и неомицин) с синергичным действием. Бацитрацин активен, главным образом, в отношении грамположительных микроорганизмов (гемолитического стрептококка, стафилококков и др.), а также некоторых грамотрицательных патогенных организмов (Neisseria и Haemophilus influenzae). Его действие также распространяется на актиномицеты и фузобактерии. Устойчивость к бацитрацину встречается чрезвычайно редко. Неомицин воздействует как на грамположительные (стафилококки и стрептококки), так и на грамотрицательные микроорганизмы: Proteus, Escherichia coli, Mycobacterium tuberculosis и др. Подобное сочетание обеспечивает широкий антимикробный спектр. Банеоцин не инактивируется кровью, гноем и другими биологическими жидкостями, что позволяет эффективно санировать очаги пиодермии. Препарат выпускается в двух формах — в виде мази и порошка, что позволяет подобрать оптимальный режим местной терапии при разных формах воспаления.

Цель настоящего исследования — оценка клинической эффективности препарата банеоцин для лечения инфицированных осложнений в практике дерматокосметолога, в частности инъекционных методик, поверхностных химических пилингов и лазертерапии.

Материал и методы

Под наблюдением находились 18 пациентов (5 мужчин и 13 женщин) в возрасте от 28 до 47 лет с дерматитами, осложненными гнойной инфекцией, после проведенных химических пилингов, инъекционных методик (мезотерапия, контурная пластика) и лазерной терапии. В соответствии с предшествующими воздействиями пациенты были разделены на три группы: 1-ю группу составили пациенты после пилингов, 2-ю — после мезотерапии и введения филлеров, 3-ю — после воздействия лазера. Банеоцин был включен в схему лечения для местной терапии, выбор формы препарата зависел от клинической картины. Клиническая эффективность лечения оценивалась по динамике регрессирования имеющихся симптомов по общепринятой 4-балльной шкале: 0 — отсутствие симптомов, 1 — слабовыраженные симптомы, 2 — умеренные, 3 — выраженные. Максимальная оценка, указывающая на тяжелое течение кожного процесса составила 20 баллов, минимальная — 0.

В 1-ю группу вошли 6 пациентов, которым были проведены поверхностные химические пилинги на лице (моно- и поликомпонентные). Преобладающая часть осложнений возникла к концу 1—3-х суток после проведенной процедуры. Клиническая картина была представлена разлитой гиперемией с нарастающей отечностью тканей и мокнутием с экссудативным компонентом, эволюционирующим в серозно-гнойные корочки и корки. Терапия включала использование антигистаминных препаратов, местно — мазь банеоцин 2 раза в день. В случае выраженной экссудации на очаги мокнутия рекомендовалось нанесение порошка банеоцин локально 2—3 раза в день, после купирования этих явлений местная терапия проводилась мазью банеоцин 2 раза в день (рис. 5).

Рисунок 5. Осложнения после химического пилинга. а — состояние на 3-и сутки после проведенной процедуры; б — на 7-е сутки лечения.

Во 2-ю группу наблюдения были включены 4 пациента, у которых осложнения возникли после применения инъекционных методик: после мезотерапии — у 3 и после контурной пластики — у 1. После проведенного сеанса мезотерапии в среднем на 4—6-е сутки, возникали болезненные уплотнения в области инъекций с формированием некоторого количества папулопустулезных элементов. Общее состояние у этих пациентов изменялось незначительно, из субъективных жалоб наиболее часто отмечались головные боли, болезненность в области высыпаний, у 1 — кратковременная умеренная лихорадка (до 37,4 °С). Схема лечения включала НПВС, антигистаминные препараты, местно — мазь банеоцин 2—3 раза в день.

При развитии осложнений после контурной пластики в зоне введения препарата на вторые сутки возникли обширные герпетические высыпания, сопровождаемые формированием очагов гнойного воспаления, вызванными вторичной инфекцией (рис. 6).

Рисунок 6. Гнойные осложнения на фоне герпетической инфекции в зоне введения препарата. а — состояние на 3-и сутки после инъекции филлера; б — на 3-и сутки терапии.
Схема лечения в данном случае включала системный противовирусный препарат, НПВС и мазь банеоцин 2—3 раза в день с присоединением по мере разрешения воспалительного процесса препаратов, стимулирующих эпителизацию тканей.

В 3-ю группу вошли 8 пациентов после лазертерапии, у которых в результате нерационально подобранного режима воздействия произошла деструкция и некроз поверхностных тканей лица с дальнейшим присоединением вторичной инфекции. Проводимая терапия включала НПВС, локальное нанесение порошка банеоцин на очаги эрозивно-язвенных очагов 2—3 раза в сутки до купирования экссудации, далее — наружная терапия мазью банеоцин 2—3 раза в день. Применялись также местные препараты, способствующие эпителизации и регенерации тканей. При развитии тяжелой формы (1 пациент), когда наряду с общими симптомами интоксикации, на фоне обширной деструкции и некроза тканей, серозно-гнойной экссудации с формированием корочек, на большей площади воспалительного процесса, потребовалась комплексная терапия. Ее схема включала системный антибиотик широкого спектра действия, НПВС, антигистаминные препараты и местно — мазь банеоцин 2 раза в день (рис. 7).

Рисунок 7. Осложнения после лазертерапии. а - состояние на 3-й день после проведенной манипуляции; б - на 14 день лечения.

Степень тяжести определялась выраженностью воспалительных явлений и гнойных высыпаний, нарушением общего состояния пациента (лихорадка, интоксикация), а также выраженностью субъективных ощущений (жжение, болезненность в области высыпаний и т.д.). Осложнения после проведенных химических пилингов в большинстве случаев были представлены легкой (5 наблюдений) и средней степенью тяжести (у 1 пациента) кожного процесса. Во 2-й группе высыпания были средней степени тяжести, так как у этих пациентов на фоне гнойного воспаления присутствовали субъективные жалобы (периодическая умеренная болезненность в области высыпаний), а также головные боли эпизодического характера. В 3-й группе преобладала средняя степень тяжести кожного процесса (у 7 пациентов), а у 1 обширное поражение тканей сопровождалось нарушением общего состояния организма, что потребовало назначения системной антибиотикотерапии.

Таким образом, в данном исследовании преобладала средняя степень тяжести у 12 (66,7%) пациентов, легкая степень — у 5 (27,8%), тяжелая степень — у 1 (5,5%).

Результаты

Клиническая эффективность проводимого лечения в трех группах наблюдения представлена следующими результатами. Во всех случаях было достигнуто полное разрешение проявлений пиодермии. Возможность применения разных форм антибактериального препарата при данных осложнениях позволило подобрать оптимальный режим местной терапии в зависимости от выраженности экссудативного компонента воспаления. Во всех случаях отмечалась хорошая переносимость обеих форм препарата банеоцин.

Динамика тяжести состояния по данным четырехбалльной системы оценки представлена на рис. 8.

Рисунок 8. Динамика тяжести состояния пациентов в ходе терапии пиодермии. Оценка по 4-балльной системе.
В 1-й группе при терапии пиодермий, возникших в результате воздействия химических пилингов, на фоне местного применения порошка и мази банеоцин — регресс кожного процесса был достигнут в течение 6—8 дней. Во 2-й группе клиническое излечение с полной компенсацией воспалительных явлений фиксировалось в течение 7—10 дней. В 3-й группе в результате лечения гнойного воспаления средней степени тяжести с применением порошка и мази банеоцин регресс кожного процесса был достигнут в течение 10—12 дней, что обусловлено большей площадью поражения тканей, чем в предыдущих группах наблюдения. У пациента с тяжелой степенью на фоне комплексного лечения разрешение воспалительного процесса и эпителизация очагов были достигнуты к 20-му дню терапии, причем отмечалась относительно быстрая положительная динамика гнойных высыпаний, которые клинически регрессировали на 10—11-е сутки.

Выводы

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности препарата банеоцин для лечения инфицированных осложнений, возникающих после применения методик с нарушением целостности кожных покровов в практике дерматокосметолога. Обе формы препарата (мазь, порошок) хорошо переносятся, не вызывают побочных эффектов. Банеоцин может быть рекомендован для терапии гнойных осложнений после химических пилингов, мезотерапии, контурной пластики и лазертерапии.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.