Изменение демографической структуры общества во второй половине XX века и в начале ХХI века привело к увеличению в популяции доли женщин старшей возрастной группы, которые в большинстве своем продолжают вести активный образ жизни. Однако при этом с каждым годом возрастает число женщин, вступающих в период менопаузы.
Для многих женщин менопауза и климактерический период являются равнозначными понятиями, хотя с медицинской точки зрения они различаются. Менопауза является одной из стадий климактерического периода, в котором выделяют: пременопаузу, которая начинается примерно в 45 лет и длится до наступления менопаузы; менопаузу (последняя менструация, наступающая примерно в 51 год); постменопаузу (начинается с наступления менопаузы и длится до смерти женщины). Отдельно объединяют перименопаузальный период, который включает пременопаузу и 2 года после наступления менопаузы.
Перименопаузальный период отличается высокой социальной значимостью женщины, что связано с накопленным опытом, трудовым стажем, успешной карьерой и приобретенными знаниями. Одновременно в этой стадии постепенно развиваются такие процессы, как снижение иммунитета и повышение частоты аутоиммунных заболеваний, прогрессируют хронические соматические заболевания, развивается остеопороз, депрессия, начинаются дегенеративные изменения в сердечно-сосудистой системе, нарушается обмен веществ, нарастает масса тела за счет увеличения жировой ткани. Изменения в женском организме в период менопаузы связаны с резким снижением выработки эстрогенов и прогестерона [1].
В последние годы в симптоматологии нарушений, возникающих в период климакса и в постменопаузальный период, стала лидировать проблема урогенитальных расстройств, что связано с их выраженным отрицательным влиянием на качество жизни женщины [2—4]. Урогенитальные расстройства включают симптомокомплекс вторичных изменений, связанных с развитием атрофических и дистрофических процессов в эстрогензависимых тканях, в том числе в структурах нижней трети мочеполового тракта, в мочевом пузыре, уретре, связочном аппарате малого таза, в мышцах тазового дна и во влагалище. Прогрессирующее с возрастом увеличение частоты развития урогенитальной атрофии связывают с развивающимися на фоне эстрогенного дефицита необратимыми возрастными метаболическими изменениями. Влагалище, уретра, мочевой пузырь и нижняя треть мочеточников имеют единое эмбриональное происхождение и развиваются из урогенитального синуса. Это объясняет наличие рецепторов к эстрогенам, прогестерону и андрогенам в мышцах связочном аппарате малого таза, мочевого пузыря и уретры, а также в слизистой оболочке, сосудистых сплетениях влагалища [5].
Процесс старения урогенитального тракта вследствие эстрогенного дефицита может привести к развитию постменопаузального атрофического вагинита (шифр по МКБ-10 N95.2). Как правило, частота и выраженность патологических изменений зависят от длительности постменопаузы. Так, через 7—10 лет после прекращения менструаций атрофический вагинит наблюдается почти у половины женщин, а через 10 лет и позднее его частота возрастает до 73—75% [6]. Атрофический вагинит характеризуется резким истончением слизистой оболочки влагалища, прекращением пролиферативных процессов во влагалищном эпителии, уменьшением продукции гликогена эпителиальными клетками, снижением или полным исчезновением лактобацилл, повышением влагалищного рН [7]. Эпителий влагалища становится бледным, тонким и сухим. Поскольку пролиферация эпителия влагалища зависит от содержания эстрогенов, происходит уменьшение количества промежуточных и поверхностных клеток плоского эпителия. Увеличивается количество парабазальных клеток. Малые половые губы выглядят бледными и сухими, уменьшается содержание жировой ткани в больших половых губах.
Больные атрофическим вагинитом предъявляют жалобы на сухость и зуд во влагалище и преддверии влагалища, рецидивирующие выделения (часто расцениваемые как симптом рецидивирующего кольпита), контактные кровянистые выделения. Помимо сухости, зуда, атрофии кожи и слизистой вульвы и влагалища, женщины с атрофическим вагинитом часто предъявляют жалобы на диспареунию (боль при половом акте), отмечают постепенное снижение сексуального интереса и неудовлетворенность качеством половой жизни. При объективном обследовании методом кольпоскопии определяется истончение слизистой влагалища, кровоточивость, петехиальные кровоизлияния, многочисленные просвечивающиеся капилляры.
Применяемые методы лечения, в частности, системная заместительная гормональная терапия эстрогенами, зачастую не могут быть использованы ввиду наличия у пациенток абсолютных и относительных противопоказаний к их назначению (коагулопатии, тромбозы, тромбоэмболии, новообразования, астма, мигрень, эпилепсия, эндометриоз, миома, депрессия и т. д.), нежелания пациенток принимать гормональные средства [8, 9]. При использовании препаратов для местной гормональной заместительной терапии нередко наблюдается их плохая переносимость (зуд и дискомфорт во влагалище, а также болезненность).
Эти неудобства вызывают необходимость поиска новых подходов к терапии атрофического вагинита, а также другой патологии, имеющей локализацию в вульвовагинальной области и сходную клиническую симптоматику.
Так, сухостью и истончением слизистых оболочек характеризуются хронические дистрофические заболевания влагалища и вульвы, такие как лейкоплакия (N89.4 Лейкоплакия влагалища; N90.4 Лейкоплакия вульвы), включающая дистрофию и крауроз вульвы, а также атрофия вульвы (N90.5) и склерозирующий лихен (L90.0 Лишай склеротический и атрофический).
Лейкоплакия вульвы характеризуется появлением на слизистой оболочке вульвы белых утолщенных бляшек, на поверхности которых могут образовываться трещины. Термин «Лейкоплакия вульвы» в настоящее время используется редко ввиду мультифакториальной природы заболевания.
Крауроз вульвы выражается в дистрофических, атрофических и склеротических изменениях кожи, наружных половых органов женщины (вульвы) с постепенным развитием атрофии. Характеризуется сухостью слизистых оболочек стенок влагалища и зоны кожно-слизистого перехода вульвы, сопровождается сморщиванием кожи, которая становится хрупкой и тонкой. Характерны развитие склерозирования и потеря подвижности тканей; субъективно крауроз сопровождается интенсивным зудом. Патогенез не ясен, возможную роль играет возрастной дефицит эстрогенов [10, 11].
Вульварная дистрофия, или дистрофия вульвы чаще всего встречается у пациенток в пре- и постменопаузе, сопровождается сильным зудом, появлением белых пятен в области вульвы. По определению Международного общества исследователей заболеваний вульвы, дистрофия вульвы — это нарушение роста и созревания эпителия, что приводит к появлению белых пятен. Причина заболевания не известна. Большое значение придается хроническому воспалению вульвы, дефициту гормонов и изменению рецепторных реакций, особенно связанных с возрастом. Основным фоном, на котором развиваются дистрофические заболевания вульвы, являются естественные процессы старения и гипоэстрогения [12].
Лейкоплакия вульвы и влагалища долгое время рассматривались как предраковые состояния, хотя злокачественная трансформация происходит лишь в 3—5% случаев.
Атрофия вульвы — заболевание наружных половых органов, выражающееся в атрофических изменениях кожи. Развитие заболевания (как правило, в старческом возрасте) связано со снижением выработки половых гормонов. Микроскопически проявляется атрофированными эластичными волокнами, атрофией слизистой оболочки, эластических волокон, возникает на почве снижения функции яичников [13].
Неприятные ощущения в области вульвы могут быть связаны с такими заболеваниями, как вульводиния (вестибулодиния), склероатрофический лихен, красный плоский лишай и др.
Вульводиния, вульварный вестибулит, или вестибулодиния, представляет собой болевой синдром, наиболее часто наблюдаемый у женщин моложе 50 лет [14, 15]. Синдром характеризуется сильной, жгучей, острой болью, возникающей в ответ на прикосновение или давление на преддверие влагалища; нередко сопровождается эритемой слизистой оболочки преддверия влагалища. Спровоцированная локализованная вульводиния — наиболее частая причина хронического болезненного полового контакта (диспареуния) у женщин в предклимактерический период, которая затрагивает до 12% общей популяции [16, 17].
Причина вульводинии остается невыясненной. На ее возникновение могут влиять высокая плотность нервов вследствие врожденной гиперплазии, гиперплазия нейронов, вызванная тучными клетками при участии фактора роста нервов, гормональные триггеры стероидных контрацептивов, а также перенесенные аллергические реакции [18—24].
Склероатрофический лихен — хроническое атрофическое заболевание кожи и слизистых оболочек. В патогенезе заболевания могут играть роль инфекционные, эндокринные, нейрогенные и другие факторы. Не исключается возможность аутоиммунного генеза и генетической предрасположенности [25]. Наиболее часто наблюдается у девочек в пубертатном периоде и у женщин, находящихся в климактерическом и постклимактерическом периодах [26]. Характеризуется поражением вульвы и перианальной области, наличием мелких рассеянных или сгруппированных белесоватых папул, иногда с ливидным оттенком, размерами до 1,5—2 см, обычно с округлыми очертаниями. Иногда тесно расположенные очаги сливаются с образованием блестящих морщинистых атрофичных бляшек. В центре элементов может быть западение [27]. Пузырьки и пузыри могут распространяться и сопровождаться кровотечениями. В отличие от гиперпластической дистрофии, кожа в области вульвы при лихене тонкая, пергаментообразная, гладкая, блестящая и хрупкая, легко травмируется. Складки уплотняются, клитор закрывается плотными рубцами, вход во влагалище резко сужается.
Красный плоский лишай — мультифакториальное заболевание, характеризующееся поражением кожи и слизистых оболочек. Высыпания часто локализуются на слизистой оболочке полости рта. Поражение вульвы сопровождается появлением фиолетовых плоских везикул, напоминающих лейкоплакию. Поражение вызывает выраженный зуд и приводит к расчесам и мацерации; в тяжелых случаях образуются эрозии и даже язвы. Распространены обострения заболевания или рецидивы [28].
Для лечения дистрофических и атрофических поражений вульвы и влагалища, красного плоского лишая с поражением половых органов в настоящее время применяется комплексная терапия, включающая десенсибилизирующие препараты (редуцирующее влияние на зуд путем блокады гистаминовых рецепторов), кортикостероиды (противовоспалительное действие, торможение синтеза коллагена, что при длительном применении может привести к образованию рубцов), применение кремов и мазей с эстрогенами (что может сопровождаться усилением у пациенток болевых ощущений и развитием гиперпигментации — предвестника малигнизации процесса). В случае неэффективности консервативного лечения используют криодеструкцию, лазеркоагуляцию, однако при данных методах воздействия часто возникают рецидивы, а оставшаяся ткань вульвы в течение непродолжительного времени вновь подвергается дистрофическим изменениям [29].
Для лечения вульводинии применяют антидепрессанты, средства для лечения нейропатий, местноанестезирующие гели или спреи, новокаиновые блокады. Однако существует мнение, что бо́льшая часть используемых в настоящее время схем лечения вульводинии не подкреплена практическими данными [30].
Одним из современных эффективных и безопасных методов воздействия на ткань вульвы и влагалища при постменопаузальном атрофическом вагините, дистрофических поражениях, склероатрофическом лихене, красном плоском лишае с локализацией в области вульвы, вульводинии является метод лечения с использованием крема Неоджин.
Началом разработки крема Неоджин послужили клинические исследования, касающиеся проблемы заживления ран, которые проводились в одном из ведущих Международных медицинских исследовательских центров — Университетской больнице города Лозанны (Швейцария). В ходе изысканий была создана натуральная сбалансированная комбинация протеинов, пептидов и специально подобранных масел, предназначенная для лечения ран и ожогов. Позже выяснилось, что данный состав полезен и при различных неприятных симптомах в области половых органов у женщин. В течение нескольких лет группа ученых сотрудничала с ведущими специалистами в области женского здоровья, в результате чего и появилась уникальная формула крема Неоджин. Действие крема Неоджин специально направлено на то, чтобы снять раздражение, успокоить и восстановить кожу наружных половых органов женщины.
Высокотехнологичная формула крема Неоджин основана на эксклюзивной комбинации протеинов, пептидов и натуральных масел. Пептидный комплекс состоит более чем из 100 цитокинов, включающих факторы роста (EGF — эпидермальный фактор роста, FGF — фактор роста фибробластов, VEGF — фактор роста эндотелия сосудов, HGF — фактор роста гепатоцитов, TGF-β1 — трансформирующий фактор роста β1, TGF-β3 — трансформирующий фактор роста β3); интерфероны, противовоспалительные интерлейкины (IL-Ira, IL-4 и IL-10).
На сегодняшний день было проведено несколько клинических исследований, в которых изучали применение крема Неоджин для лечения заболеваний вульвы, включая дискомфорт и хроническую боль вульвы у женщин в постменопаузальном периоде, склерозирующий лишай, вестибулодинию, экзему вульвы.
S. Kellogg-Spadt и соавт. [31] были обследованы и пролечены кремом Неоджин 24 женщины в возрасте 53—80 лет, находившиеся в периоде постменопаузы. Женщины предъявляли жалобы на сухость, болезненность, боль, зуд, жжение и другие неприятные ощущения в области половых губ и вагинального отверстия, боль во время полового акта. При осмотре у большинства пациенток (71%) наблюдались атрофические изменения в области наружных половых органов, у 4 (17%) пациенток отмечалось уменьшение размера вульвы, у 16 (67%) — уменьшение размеров половых губ. Пациенткам был назначен крем Неоджин в течение 12 нед. Крем наносился на пораженную поверхность больших и малых половых губ, преддверия влагалища и входа во влагалище 1 раз в сут путем втирания до полного впитывания. Исследуемый препарат хорошо переносился большинством пациенток; спустя 12 нед после проведенной терапии у 60,9% пациенток значительно уменьшилось чувство дискомфорта, достоверно уменьшились болевые ощущения во время полового акта, у 65,26% существенно улучшилось качество половой жизни. На 8-й неделе 81,8% пациентов заявили, что они будут продолжать использовать препарат, а 77,2% пациентов заявили, что они будут рекомендовать препарат друзьям.
Крем применялся в двойном слепом рандомизированном плацебо-контролируемом перекрестном исследовании 147 пациенток с вульводинией [32]. У женщин, получавших в начале исследования активный (без плацебо) крем, существенная редукция боли и эритемы отмечалась после 4 и 12 нед применения, при этом существенного улучшения в группе плацебо не было. Отмечено также значительное улучшение качества половой жизни и удовлетворенности сексом у женщин, получавших активный крем. По мнению исследователей, механизм действия крема при вульводинии связан с активацией противовоспалительных цитокинов, подавлением провоспалительных цитокинов, с ранозаживляющим эффектом. Теми же исследователями было проведено лечение кремом 16 больных склероатрофическим лихеном гениталий и получены многообещающие результаты. Механизм действия крема при данной патологии связан, по мнению исследователей, с подавлением провоспалительных цитокинов, стимуляцией образования коллагена, кератиноцитов и фибробластов и ранозаживляющим эффектом.
Высокая эффективность крема у 10 пациенток с вульвовестибулярным синдромом была также показана в пилотном исследовании [33]. Авторами отмечена очень высокая удовлетворенность пациенток качеством их сексуальной жизни спустя 6 мес после начала применения крема на основе лизата фибробластов кожи плода.
G. Donders и соавт. [34] проведено плацебо-контролируемое, перекрестное исследование с назначением крема 30 пациенткам с вульводинией. Исследование показало, что крем с лизатом фибробластов кожи уменьшает симптомы спровоцированной вестибулодинии значительно лучше, чем плацебо.
Исследователи M. Krychman, S. Kellogg [35] крем Неоджин применяли с выраженным положительным эффектом при онкологическом заболевании молочной железы у женщин, которые порой испытывают тягостные ощущения, дискомфорт в области вульвы и диспареунию, развивающиеся вследствие атрофических изменений под влиянием цитостатического воздействия лекарственных препаратов, содержащих ингибитор ароматазы. Принимая во внимание спорную точку зрения о возможности и безопасности использования у онкологических больных минимально абсорбируемых (всасываемых) местных вагинальных эстрогенных препаратов, крем Неоджин является в данном контексте адекватным средством терапии вульвовагинальной атрофии у данной группы пациентов.
Таким образом, крем Неоджин представляет собой новый негормональный препарат для вульвы, который необходимо включить в парадигму лечения дискомфорта внешних половых органов. Учитывая эффективность и безопасность крема Неоджин при его использовании в интимной гигиене и лечении дистрофических поражений вульвы, влагалища и при вульводинии, а также наступающее в результате применения крема существенное улучшение качества жизни пациенток, можно рекомендовать его широкое применение в повседневной клинической практике специалистами — гинекологами, дерматологами, венерологами, сексологами.
Крем может быть использован при лечении и осуществлении интимной гигиены в период пре- и постменопаузы у женщин, страдающих дистрофическими и атрофическими поражениями вульвы и влагалища, у пациенток со склероатрофическим лишаем, красным плоским лишаем, у молодых женщин, страдающих вульводинией, а также при развитии неприятных ощущений в области вульвы и влагалища (сухость, жжение, зуд), развивающихся вследствие приема оральных контрацептивов, применения агрессивной интимной косметики, приема антибиотиков или некоторых препаратов против рака груди.
При назначении крема Неоджин следует помнить о том, что крем не содержит спермицидов и, следовательно, не является средством контрацепции; он не предназначен для лечения инфекций, например, грибкового происхождения. Это средство не следует применять во время и непосредственно после беременности, а также в случае, если область нанесения затронута злокачественным процессом. При приеме пациенткой иммуносупрессорных препаратов использование крема Неоджин возможно лишь с разрешения врача, поскольку в ходе тестирования продукта, согласно типичной для косметических кремов практике, указанная категория пациенток к участию не привлекалась.
Конфликт интересов отсутствует.