Паразитарные и трансмиссивные заболевания продолжают занимать значительное место в паразитологии человека [1]. Членистоногие (тип Arthropoda) — одна из наиболее многочисленных групп животных, включающая класс насекомые (Insecta). Контакт с некоторыми видами членистоногих может стать причиной ряда болезней. Так, инфицирование личинками мух ведет к развитию миаза. В России случаи заболеваний, обусловленных членистоногими, встречаются довольно редко, что затрудняет их диагностику и своевременное лечение [2].
Миазы (myiasis, ед. число; греч, myia — муха) — болезни человека и животных, вызываемые личинками некровососущих двукрылых насекомых — мух [3]. Чаще других в организме человека паразитируют личинки синантропных видов мух семейств Muscidae, Calliphoridae, Sarcophagidae (отряд Diptera, подотряд Cyclorrhapha), связанных по своей экологии с человеком, и оводов — пастбищных видов мух, облигатных паразитов теплокровных (семейства Gasterophilidae, Oestridae, Hypodermatidae).
Первые описания миаза человека на территории нашей страны приведены в работах И.А. Порчинского (1874, 1875, 1885, 1913), Я.Н. Соколова (1895), К.Г. Самсона (1895), H.Е. Кушева (1896), Ф.О. Явецкого (1904) [4]. Так, И.А. Порчинский установил роль различных видов мух в возникновении миазов, изучил специфику размножения ряда видов (откладка яиц, живорождение личинок), описал стадии развития личинок. И.А. Порчинский детально изучил и описал морфологию имаго и личинок мух семейства Sarcophagidae и в первую очередь Wohlfartia magnifica (вольфартовой мухи), вызывающей облигатные миазы, а также оводов. Работы И.А. Порчинского [5] положили начало детальному изучению энтомологами цикла развития многих видов синантропных и копробионтных мух.
Географически миазы распространены в тропическом климате на юге США, в Африке, Азии и Австралии [3]. В нашей стране описаны единичные случаи кожного миаза, так как они очень редки. Так, в литературе [6] описан случай мигрирующего подкожного миаза с системными проявлениями у российской туристки, путешествовавшей по Чукотке, который был вызван личинками овода Hypoderma bovis (излечен ивермектином).
Миазы, обусловленные паразитированием личинок мух, разнообразны по локализации, патогенезу, видовому составу мух. Обобщение и анализ опубликованных материалов позволил В.Н. Беклемишеву провести классификацию миазов и подразделить их на факультативные, облигатные быстро развивающиеся, облигатные медленно развивающиеся и миазы, вызываемые личинками оводов. В дальнейшем миазы были подразделены на случайные, факультативные и облигатные [5]. Облигатный означает, что личинки развиваются в организме человека или теплокровного животного. При факультативном — на гниющих органических остатках (мясо, овощи), в полостях уха, носа человека или животного [2, 7]. Привлеченные запахом гниющих тканей, самки могут отложить яйца на открытые раны, язвы, в гноящиеся глаза, уши и стать факультативными возбудителями офтальмомиазов, фарингориномиазов, отомиазов (аурикулярные), поверхностных миазов (кожные и подкожные). Используют также термин «случайный миаз», при котором личинки попадают в организм человека случайно, с пищей. По локализации случайные миазы могут быть кишечными, уринарными, поверхностными [5]. Описан генитальный миаз у женщины, находившейся в лесу в бессознательном состоянии [8]. В большинстве случаев миазы у человека обусловлены паразитированием личинок мух под кожей.
По характеру и тяжести течения выделяют поверхностный (myiasis cutis superficialis) и глубокий (myiasis cutis profunda) миаз кожи. При поверхностном личинки развиваются в ранах и язвах; возбудителями его являются в основном личинки мух семейства Calliphoridae, комнатных мух (Musca domestica L) и т. д. Глубокие миазы отличаются более тяжелым течением и встречаются преимущественно в тропических странах. Среди них выделяют африканский (кордилобиаз) и южноамериканский (дерматобиаз). Возбудителями их могут быть также личинки мух Wohlfortica magnifica и ряд других [2].
Паразитарное заболевание человека вызывает Dermatobia hominis. Паразитарная инфекция, вызванная крупными некровососущими членистоногими оводами, наблюдается у лиц, вернувшихся из районов Центральной и Южной Америки. Яйца насекомых откладываются в коже, далее проникают в подкожную ткань, где личинки достигают зрелости. Личинка живет в эритематозной папуле или узле, которую можно ошибочно принять за воспалившуюся кисту. В папуле имеется центральное точечное отверстие размером 1—2 мм, которое представляет собой дыхательную трубку личинки. Многие пациенты испытывают дискомфорт и ощущают движения в коже. Жизненный цикл таких насекомых уникален тем, что самка приклеивает свои яйца к брюшку москита или клеща, которые непроизвольно откладывают личинки на кожу человека во время укуса или питания. После созревания личинка выходит из тела и падает на землю, а затем превращается во взрослое насекомое [9].
Мы впервые наблюдали уникальный клинический случай эпидермального кожного миаза у девочки 2 лет на территории Восточной Сибири (Красноярский край). На сегодняшний день в литературе отсутствуют данные об описании подобных дерматозов на вышеуказанной территории. 17.08.16 на прием привели девочку Е. 2 лет. Со слов мамы, высыпания на коже волосистой части головы появились около 1 нед назад, они сопровождались зудом и вызывали беспокойство ребенка. Из отделяемого высыпаний мама ребенка извлекла личинок и принесла с собой на салфетке. В течение лета 2016 г. девочка с семьей неоднократно отдыхала на природе Иланского района Красноярского края вблизи озер. Все члены семьи здоровы.
Из анамнеза жизни: ребенок от четвертой беременности (один медицинский аборт, трое родов), третьих родов в 32 нед. Беременность протекала без осложнений. Преждевременные роды произошли на фоне разрыва плодных оболочек, выпадения петель пуповины, бактериального вагинита. Безводный период составил 9 сут. Путем кесарева сечения извлечен плод женского пола с массой тела 1700 г и ростом 42 см, окружностью головы 28 см, грудной клетки 25 см, с оценкой по шкале Апгар 5—7 баллов. Состояние ребенка при рождении оценивали как тяжелое (крик слабый, низкий мышечный тонус, двигательная активность слабая, тремор подбородка), были отмечены множественные стигмы дизэмбриогенеза. Переведена в межрайонную детскую больницу с диагнозом «недоношенность 32 нед, задержка внутриутробного развития по гипотрофическому типу I степени (15%), синдром Дауна». Состояние при переводе — ближе к тяжелому. Подкожной жировой слой развит недостаточно, отмечены стигмы, гипотония, гипорефлексия. При УЗИ головного мозга выявлена незрелость головного мозга; при рентгенографии органов грудной клетки — сердце и легкие без патологии. Консультирована офтальмологом — патология не выявлена. Девочка выписана из межрайонной больницы под наблюдение педиатра.
Перенесенные заболевания у ребенка: в апреле и мае 2015 г. и в июне 2016 г. острый назофарингит средней степени тяжести, в декабре 2015 г. — острый назофарингит, круп 0—I степени тяжести; в августе 2016 г. железодефицитная анемия средней степени тяжести.
Локальный статус: патологический процесс носит воспалительный характер, локализован на коже волосистой части головы (теменная, затылочная, правая височная области); представлен локальной эритемой, узелками с черными точками в центре, папуло-пустулами, гнойными корочками (рис. 1). Из отверстий извлекаются личинки в длину 3—5 мм овоидной формы, с воронкообразным устьем темного цвета, тело личинки желтоватого цвета с шипиками (рис. 2).
Выставлен диагноз: миаз кожи волосистой части головы, осложненный вторичной инфекцией.
18.08.16 в условиях хирургического стационара под кратковременным общим обезболиванием (масочный наркоз) проведена хирургическая санация очагов, обработка спиртосодержащими антисептиками, наложена асептическая повязка. Предварительно перед санацией с целью более легкого извлечения личинок на волосистую часть головы на 3 ч наложена окклюзионная повязка с мазью банеоцин. Ввиду наличия местной воспалительной реакции назначен амоксициллин 125 мг 3 раза в день (масса тела ребенка составляла 10 кг); перевязки с раствором перманганата калия, мазь банеоцин. В развернутом анализе крови от 18.08.16: лейкоциты 6,4·109/л, эритроциты 5,2·1012/л, гемоглобин 91 г/л, гранулоциты 44,5%, моноциты 8%, лимфоциты 47,5%, СОЭ 8 мм/ч. Патологический процесс на коже полностью разрешился в течение 4 дней на фоне вышеуказанных мероприятий. С диагностированной анемией I степени направлена на консультацию к участковому педиатру.
Таким образом, клиническая и лабораторная диагностика болезней, вызываемых членистоногими, затруднена вследствие редкости данной патологии. Наш опыт показывает, что не только выезжающих в тропические страны туристов, но и путешествующих на территории Российской Федерации, в том числе Восточной Сибири, следует информировать о мерах профилактики укусов кровососущих насекомых. Пребывание детей младшего возраста, особенно соматически ослабленных, с врожденными пороками развития и хромосомными аномалиями, вблизи озер на природных массивах может быть особенно опасным.
Гузей Т.Н. — orcid.org/0000−0001−7745−7744
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.