Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Зорина О.А.

ГБОУ ВПО "Первый МГМУ имени И.М. Сеченова"

Абаев З.М.

ГБОУ ВПО "Первый МГМУ имени И.М. Сеченова"

Борискина О.А.

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии" Минздравсоцразвития Российской Федерации, Москва

Беркутова И.С.

ГБОУ ВПО "Первый МГМУ имени И.М. Сеченова"

Антидзе М.К.

ГБОУ ВПО "Первый МГМУ имени И.М. Сеченова"

Спектр применения препарата нимесил в пародонтологии

Авторы:

Зорина О.А., Абаев З.М., Борискина О.А., Беркутова И.С., Антидзе М.К.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2012;5(3): 30‑36

Просмотров: 21766

Загрузок: 125


Как цитировать:

Зорина О.А., Абаев З.М., Борискина О.А., Беркутова И.С., Антидзе М.К. Спектр применения препарата нимесил в пародонтологии. Российская стоматология. 2012;5(3):30‑36.
Zorina OA, Abaev ZM, Boriskina OA, Berkutova IS, Antidze MK. The spectrum of nimesil applications in periodontology. Russian Journal of Stomatology. 2012;5(3):30‑36. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти со­еди­не­ний N-аце­тил-6-ами­но­гек­са­но­вой кис­ло­ты при мес­тном ле­че­нии эк­спе­ри­мен­таль­но­го пе­ри­одон­ти­та. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(1):14-19
Шка­ла оцен­ки бо­ли в от­де­ле­нии ин­тен­сив­ной те­ра­пии: об­зор пред­мет­но­го по­ля. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(1):77-83
Шка­ла оцен­ки бо­ли в от­де­ле­нии ин­тен­сив­ной те­ра­пии: крат­кое зна­комство. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(1):84-86
Ко­ло­рек­таль­ный рак и мик­ро­би­ота ки­шеч­ни­ка. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(2):60-66
Ос­нов­ные кли­ни­чес­кие ха­рак­те­рис­ти­ки бо­ли у па­ци­ен­тов с пе­ре­ход­ны­ми по­яс­нич­но-крес­тцо­вы­ми поз­вон­ка­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):7-13
Осо­бен­нос­ти бо­ле­во­го син­дро­ма при вер­теб­ро­ген­ной па­то­ло­гии у жен­щин. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):14-21
Сни­же­ние бо­ли при цер­ви­каль­ной дис­то­нии на фо­не ре­гу­ляр­ной дли­тель­ной бо­ту­ли­но­те­ра­пии. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(2):22-28
К 50-ле­тию Меж­ду­на­род­ной ас­со­ци­ации по изу­че­нию бо­ли: про­воз­гла­шая меж­дис­цип­ли­нар­ный под­ход, объе­ди­няя уси­лия для его ре­али­за­ции. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(2):68-75
Па­ци­ен­ты с ише­ми­чес­кой бо­лез­нью сер­дца и при­ем нес­те­ро­ид­ных про­ти­во­вос­па­ли­тель­ных пре­па­ра­тов — ре­ко­мен­да­ции и ре­аль­ная кли­ни­чес­кая прак­ти­ка. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):68-73
Ко­ро­нар­ная мик­ро­со­су­дис­тая дис­фун­кция при рев­ма­ти­чес­ких за­бо­ле­ва­ни­ях — что мы зна­ем се­год­ня?. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):138-143

В области головы и шеи из-за особенностей анатомического строения нервных сплетений возникновение боли зачастую происходит мгновенно. Согласно определению из Collier’s Encyclopedia, боль - это неприятное ощущение или страдание, вызванное раздражением особых нервных окончаний в повреждаемых либо уже поврежденных тканях организма. Биологическое значение боли состоит в том, что она служит настораживающим сигналом и заставляет снизить физическую активность при травме или во время болезни, что облегчает процесс выздоровления.

Все воспалительные заболевания человека, так или иначе, сопровождаются болевым синдромом. Среди основных заболеваний полости рта болезни пародонта занимают лидирующее положение в течение уже многих лет. Основной процент патологии тканей пародонта приходится на воспалительно-деструктивные заболевания, меньшая часть - на деструктивную патологию пародонта, например рецессию. Известно, что причиной развития пародонтита является внедрение ряда патогенных бактерий, в результате чего и возникает воспалительный процесс, влекущий за собой деструкцию опорно-удерживающего аппарата зуба. В то время как причиной рецессии зачастую является травматический фактор на фоне анатомических предрасположенностей - тонкого биотипа десны и костного субстрата. В качестве травматического фактора могут выступать неправильные движения щеткой при чистке зубов, вредные привычки и особенности строения мягких тканей преддверия полости рта [1, 2].

Поскольку «лечение» - это система мероприятий, направленных на восстановление здоровья, предупреждение осложнений заболевания и устранение тягостных для больного проявлений болезни, то хирургический этап нередко является основным в комплексном подходе к заболеваниям пародонта.

Болевые ощущения, отек тканей, повышение температуры поврежденного участка - все это может возникать на различных этапах течения воспалительно-деструктивных заболеваний пародонта. Нередко вышеперечисленные симптомы возникают во время обострения заболевания, т.е. абсцедирования. Тогда уже включение в комплексную терапию нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) не вызывает сомнения, в то время как при хроническом течении заболевания пациенты зачастую не предъявляют таких жалоб.

Как было сказано выше, причина рецессии нередко кроется в анатомических особенностях строения мягких тканей преддверия. Тогда для предотвращения прогрессии убыли десны и оголения корня рекомендованы послабляющие операции. Устранение травматического действия тяжей, например френулоэктомия или вестибулопластика, является довольно распространенной операцией. Непосредственное хирургическое лечение самих рецессий также приобретает все бóльшую популярность, хотя и не позволяет пока добиваться стойкого результата, в том числе и эстетического.

При проведении любого хирургического вмешательства на тканях челюстно-лицевой области, и пародонта в частности, практически всегда постоперационный период сопровождается «побочными эффектами», в том числе и болевыми. Это является одним из показаний для назначения НПВС в качестве симптоматической терапии с целью облегчения течения процессов репарации и регенерации тканей [3].

НПВС были открыты около 150 лет назад и с тех пор приобрели большое распространение в медицине. В основе механизма действия НПВС лежит подавление синтеза циклооксигеназы (ЦОГ). При повреждении тканей, будь то механическое воздействие или микробная инвазия, в организме развивается каскад реакций, в результате чего и активизируется ЦОГ - фермент, регулирующий образование простагландинов (ПГ), медиаторов отека, воспаления и боли. Однако наряду с положительными свойствами НПВС вскоре были обнаружены и побочные эффекты, такие как реакции со стороны слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, почек.

Лишь после открытия в начале 90-х годов ХХ века двух изоформ ЦОГ - структурного (ЦОГ-1) и индуцируемого фермента (ЦОГ-2) - стало возможным объяснить побочные эффекты со стороны организма [5, 6].

Механизм неселективного ингибирования ЦОГ является ключевым моментом в понимании возникающих нежелательных эффектов. Именно воздействие на обе изоформы (ЦОГ-1 и ЦОГ-2) является риском возникновения побочных явлений, так как ЦОГ-1, будучи структурным ферментом, регулирует продукцию ПГ, участвующих в обеспечении нормальной (физиологической) функциональной активности клеток.

С точки зрения практической медицины наибольший интерес среди НПВС представляют современные препараты, способные подавлять преимущественно ЦОГ-2 - фермент, принимающий участие в синтезе ПГ именно в зоне воспаления [4].

Таким препаратом является нимесил - нестероидный противовоспалительный препарат класса сульфонанилидов, представленный на российском рынке компанией «Берлин-Хеми/Менарини Фарма ГмбХ». Основное действующее вещество - нимесулид, впервые было зарегистрировано в 1980 г., а уже в 1985 г. разрешено к применению в Италии и с тех пор является одним из наиболее часто назначаемых НПВС [7].

Преимущество препарата нимесил заключается в способности ингибировать в большей степени ЦОГ-2, тем самым проявляя аналгезирующий и противовоспалительный эффекты, в то время как воздействие на ЦОГ-1 происходит в незначительной степени. Этим и объясняются минимальные побочные эффекты при приеме нимесулида по сравнению с аналогами группы НПВС [8, 9]. Немаловажным является антиоксидантное свойство основного действующего вещества - нимесулида, а также способность ингибировать металлопротеазы, что оказывает опосредованное действие на процессы регенерации и репарации хрящевой и костной ткани [6].

Лекарственная форма препарата нимесил представлена в виде гранул (рис. 1)

Рисунок 1. Форма выпуска препарата нимесил.
для приготовления суспензии для приема внутрь, хорошо всасывается, максимальная концентрация в плазме крови достигается в среднем через 2-3 ч.

Обладая сильным противовоспалительным и болеутоляющим свойством, препарат нимесил широко применяется во многих странах мира [10].

Целью нашего клинического наблюдения явилось определение эффективности и целесообразности применения препарата нимесил в постоперационном периоде при различных хирургических вмешательствах на тканях пародонта.

Клиническое наблюдение проводилось в отделении пародонтологии ФГБУ «Центральный НИИ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздравсоцразвития России. Для участия в исследовании было отобрано 23 пациента обоих полов в возрасте от 18 до 55 лет без тяжелых соматических патологий и аллергических реакций в анамнезе.

В зависимости от типа хирургического вмешательства все пациенты были разделены на группы (рис. 2):

Рисунок 2. Распределение пациентов по группам в зависимости от хирургических вмешательств.

- пациенты после лоскутных операций (операция в области не более 4 зубов) - 10 человек (рис. 3);

Рисунок 3. Лоскутная операция. Этап отслаивания слизистонадкостничного лоскута.

- пациенты после направленной тканевой регенерации (НТР, не более 2 зубов) - 5 человек (рис. 4);

Рисунок 4. Этап направленной тканевой регенерации.

- пациенты после вскрытия пародонтальных абсцессов (при наличии не более одного абсцесса) - 8 человек (рис. 5).

Рисунок 5. Пародонтальный абсцесс.

Нами умышлено не были включены в наблюдение пациенты после проведения послабляющих операций на мягких тканях: вестибулопластика, френулоэктомия, а также операций по устранению рецессий десны, так как это должно являться темой отдельного клинического наблюдения или исследования в силу анатомических особенностей оперируемых областей и их высокой степени васкуляризации.

Всем пациентам после оперативного вмешательства был назначен нимесил в рекомендуемой производителем дозировке по 1 пакетику (100 мг) 2 раза в сутки после приема пищи в течение 4 дней.

Наши рекомендации по длительности приема препарата нимесил основывались на том, что в силу особенностей реакций, протекающих в организме на фоне воспаления, пик возникновения жалоб пациентов на припухлость и особенно боль приходится, как правило, на 3-и сутки после вмешательства. Для максимального снижения остроты болевых ощущений мы рекомендовали начинать прием препарата непосредственно после операции, чтобы избежать накопления продуктов активизации ЦОГ-2, а именно ПГ - медиаторов отека и боли [4].

Для определения интенсивности боли мы использовали цифровую рейтинговую шкалу (NRS). Она предназначена для определения только одного свойства боли - ее интенсивности и состоит из 11 пунктов - от 0 («боли нет») до 10 («худшая боль, какую можно представить»). Следует отметить, что хотя все индексные оценки интенсивности боли и носят приблизительный и субъективный характер, тем не менее более точного способа определения пока не установлено. Преимуществами метода NRS можно считать то, что он не требует ясного зрения у пациента, не требует ручки с бумагой и возможности пациента ими воспользоваться. Использование шкалы возможно даже при общении с пациентом по телефону.

Тем не менее, определение интенсивности только болевого симптома не позволило бы оценить полный спектр действия препарата нимесил, поэтому в нашем исследовании мы также уделяли внимание отеку мягких тканей в области операции как одному из информативных показателей степени воспаления.

Так как для определения степени отечности тканей нами не было обнаружено подходящего индекса, мы разработали цифровую шкалу по аналогу с NRS. К сожалению, эта шкала также не дает возможности получить объективные данные, но позволяет хоть и грубо, но все же подвергнуть описанию степень отечности тканей. Диапазон измерения был выбран от 0 до 2. При отсутствии отека показатель определялся как 0; при отеке мягких тканей только в области проведенного вмешательства - 1; при значительно выраженном отеке, а также распространении его на другие анатомические структуры - 2.

Результаты

Клинический осмотр и опрос пациентов проводили в 1-е, на 3-и и 7-е сутки после операции.

При осмотре в 1-е сутки жалобы на боль у пациентов после лоскутных операций и после вскрытия единичных абсцессов находились в диапазоне от «слабых» до «умеренных», в то время как у пациентов после проведенной НТР интенсивность боли была чуть более высокой (рис. 6).

Рисунок 6. Интенсивность боли в 1-е, на 3-и и 7-е сутки после операции при приеме препарата нимесил.

Однако при осмотре на 3-и сутки отмечалось значительное снижение интенсивности болевой симптоматики у пациентов с абсцессами и в группе пациентов после лоскутных операций, средний показатель обеих групп остановился в диапазоне «слабой» болезненности, несмотря на ожидаемый пик болевых ощущений. В группе пациентов после НТР снижение интенсивности болевой реакции происходило чуть медленней, и средний показатель находился на уровне «умеренных» ощущений.

При осмотре и опросе пациентов на 7-е сутки после вмешательства во всех 3 группах болевые ощущения полностью отсутствовали, несмотря на прекращение приема препарата нимесил на 4-й день после операции.

Что касается определения степени отека мягких тканей, нами были получены следующие показатели.

Максимальный отек мягких тканей регистрировался в 1-е сутки после вмешательства во всех группах пациентов (рис. 7).

Рисунок 7. Степень отечности мягких тканей в 1-е, на 3-и и 7-е сутки при приеме препарата нимесил.
Но, как и в случае с определением болевого симптома в группе пациентов после НТР, показатель степени отека тканей был немного выше. Вероятнее всего, такие данные связаны с травматичностью вмешательства и лишний раз говорят о безусловной необходимости назначения НПВС в постоперационном периоде.

К 3-м суткам во всех группах наблюдалось стабильное снижение отечности мягких тканей и в некоторых случаях (у 8 пациентов) практически полное его отсутствие.

При опросе большинство участников исследования - 20 человек - отметили быстрое наступление обезболивающего эффекта, приблизительно через 15-20 мин после приема препарата, остальные 3 участников не смогли точно определить время наступления действия эффекта, но, по их словам, оно не превышало 30 мин. Сила и длительность действия препарата нимесил были достаточными, что позволяло пациентам не увеличивать рекомендуемую дозу и кратность приема.

Следует отметить, что ни у одного из пациентов не наблюдалось побочных эффектов.

Таким образом, в ходе проведенного нами клинического наблюдения было установлено, что нимесил хорошо зарекомендовал себя в качестве обезболивающего и противовоспалительного препарата для ведения постоперационного периода при хирургических вмешательствах на тканях пародонта. Применение препарата нимесил позволяет пациентам комфортно переносить период после оперативного вмешательства.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.