Первый случай летального исхода от поражения электрическим током произошел 133 года назад [1]. По отчетным данным БСМЭ РФ, количество смертельных случаев от воздействия электрическим током за последние 5 лет составило: в 2007 г. — 1720, в 2008 г. — 1396, в 2009 г. — 1162, в 2010 г. — 1278, в 2011 г. — 1234. Число экспертиз смертельного поражения электрическим током в практике экспертных подразделений СПб ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в 2007 г. — 24, в 2008 г. — 19, в 2009 г. — 19, в 2010 г. — 14, в 2011 г. — 16. Наряду с поражением «бытовым» переменным током (220 В) встречаются случаи смертельных исходов при поражении постоянным током так называемого «безопасного» напряжения (12 В). Анализ специальной литературы показывает, что смертельные исходы при малом напряжении (10—24 В) достаточно редко встречаются в экспертной практике [2, 3]. Все подобные случаи индивидуальны и порой вызывают значительные затруднения в ходе экспертного исследования.
Удельное объемное сопротивление кожи составляет от 3 до 20 кОм [4, 5]. Согласно ГОСТ 12.1.038—82 «Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов» напряжения прикосновения и токи, протекающие через тело человека при нормальном (неаварийном) режиме электроустановки, не должны превышать следующих значений:
— переменный ток, частота 50 Гц, напряжение не более 2 В, величина (сила) тока не более 0,3 мА;
— переменный ток, частота 400 Гц, напряжение не более 3 В, величина (сила) тока не более 0,4 мА;
— постоянный ток, напряжение не более 8 В, величина (сила) тока не более 1,0 мА [6].
С уменьшением длительности воздействия значение допустимых для человека токов существенно увеличивается, так, при сокращении времени воздействия с 1 до 0,1 с допустимая сила тока возрастает в 16 раз. Кроме того, кратковременное воздействие электрического тока уменьшает опасность поражения человека благодаря некоторым особенностям работы его сердца. Продолжительность одного периода кардиоцикла составляет 0,75—0,85 с. В каждом кардиоцикле наблюдается период систолы, когда желудочки сердца сокращаются и выталкивают кровь в артериальные сосуды (на электрокардиограмме (ЭКГ) он соответствует пику QRS). Фаза окончания сокращения желудочков и перехода их в расслабленное состояние (на ЭКГ соответствует периоду Т) сменяется периодом диастолы, когда желудочки вновь наполняются кровью. Установлено, что сердце наиболее чувствительно к воздействию электрического тока во время Т-фазы кардиоцикла. Для того чтобы возникла фибрилляция сердца, необходимо совпадение по времени воздействия тока с Т-фазой, продолжительность которой равна 0,15—0,2 с. При условии сокращения длительности воздействия электрического тока вероятность такого совпадения становится меньше, а следовательно, уменьшается опасность фибрилляции сердца. В случае несовпадения времени прохождения электрического тока через человека с длительностью Т-фазы его кардиоцикла токи, значительно превышающие пороговые значения (по силе и напряжению), не вызовут фибрилляцию сердца.
К.А. Ажибаев [7] выделяет 4 типа танатогенеза при поражении техническим электричеством: сердечный, дыхательный, смешанный и отдельно — смерть от электрического шока.
В генезе смерти от электрического шока в случае его воздействия на область шеи имеют место сразу несколько основных механизмов: угнетение функции продолговатого мозга, раздражение блуждающего нерва, фибрилляция желудочков сердца и тетанический спазм дыхательных мышц [2].
По мнению В.Е. Манойлова [8], анализ случаев поражения электрическим током показывает, что летальные исходы при низком напряжении (12—36 В) не столь уж редки. Однако в доступной литературе описание таких случаев наступления смерти практически отсутствует.
В связи с этим приводим следующий случай из нашей экспертной практики.
Летом 2012 г. на территории гаражно-строительного кооператива Санкт-Петербурга у одного из гаражей был обнаружен труп гр-на А., 57 лет. Труп лежал на спине, у левого переднего колеса легкового автомобиля «Ford Taurus», припаркованного рядом с гаражом. Капот машины был открыт, аккумуляторная батарея с оголенными клеммами располагалась с левой стороны подкапотного пространства. Прибывшим врачом скорой медицинской помощи была зафиксирована «смерть до прибытия от неизвестной причины».
Труп мужчины с надетой на шею серебряной цепочкой был доставлен на секционное исследование. В морге каких-либо повреждений на одежде не выявлено. При этом на коже задней и обеих боковых поверхностей шеи в ее средней трети была выявлена черная полоса ожога в виде петли длиной 34 см, шириной от 0,8 до 1 см, с четкими несколько приподнятыми краями, неровным, плотным, черным дном, на котором четко определялись поперечные плотноватые неправильно-овальные углубления размером 0,8×0,4 см в виде рельефа звеньев цепочки (рис. 1, на цв.вклейке). Каких-либо других повреждений, изменений или особенностей, которые могли возникнуть в результате воздействия электрического тока (электрометки), при наружном исследовании трупа не выявлено.
При секционном исследовании трупа обнаружена морфологическая картина быстро наступившей смерти. При исследовании сердца (масса 420 г, размер 15×13×5,5 см) было установлено, что околосердечная сумка цела, не напряжена, содержит следы прозрачной, желтоватой жидкости. Из полостей сердца и крупных кровеносных сосудов выделяется жидкая темно-красная кровь с рыхлыми и тусклыми свертками. Поверхность сердца с умеренно выраженной жировой тканью по ходу сосудов, под его наружной оболочкой определяются единичные, точечные, темно-красные кровоизлияния. Венечные артерии с гладкой, плотноватой стенкой. Внутренняя оболочка сердца гладкая, прозрачная; клапаны и хордальные нити тонкие, слабоэластичные, желтоватые. В сосочковых мышцах задней стенки левого желудочка выявлены темно-красные кровоизлияния, занимающие окружность по основанию створок клапанов сердца: двустворчатого 11 см, трехстворчатого 13 см, аортального 5,5 см, легочного ствола 6,2 см. Полости сердца были расширены за счет переполнения правых отделов жидкой, темно-красной кровью. Толщина мышцы правого желудочка 0,5 см, левого — 1,9 см, межжелудочковой перегородки — 1,2 см.
По проведении судебно-медицинского исследования трупа с применением лабораторных методов была диагностирована смерть гр-на А. в результате поражения техническим электричеством.
При судебно-гистологическом исследовании ожогового участка кожи с задней поверхности шеи были установлены характерные микроморфологические признаки электрометки и термического воздействия (очаговая отслойка эпидермиса, сотовидные пустоты в роговом слое эпидермиса, вытягивание клеток и их ядер в базальном и шиповатом слоях с образованием щеткообразных фигур, наложение аморфных частиц черного и бурого цвета на поверхности кожи, метахромазия, базофилия, переориентация коллагеновых волокон дермы, полнокровие сосудов дермы). Здесь же определялись кровоизлияния в мягких тканях шеи без клеточной реакции.
При судебно-гистологическом исследовании сердечной мышцы установлен склероз некоторых интрамуральных артерий миокарда, периваскулярный кардиосклероз, очаговая гипертрофия кардиомиоцитов с их фрагментацией и дистрофическими изменениями, отек и очаговый липоматоз стромы, неравномерное кровенаполнение сосудов миокарда.
При медико-криминалистическом исследовании полосовидного повреждения шеи установлено, что кожный покров вне зоны повреждения (по периферии лоскута) розовато-сероватый, с сохраненной надкожицей, без изменений и посторонних наложений. Повреждение в виде четко ограниченного черного полосовидного участка кожи (длиной 270 мм и шириной 8—10—24 мм) продольно занимает весь участок кожного лоскута. Ближе к левому концу кожного лоскута внешние контуры повреждения менее отчетливые. Возвышающиеся валикообразные и уплотненные верхний и нижний края ожогового участка выражены одинаково хорошо, имеют желтовато-коричневый цвет, с участками отслоения надкожицы неправильной овальной формы размером до 15×8 мм, с сухим темно-красным дном на уровне окружающей кожи. По краям повреждения определяются обрывки смещенного и собранного в складки эпидермиса. Западающее и плотное дно ожоговой поверхности имеет коричневато-черный цвет, с микротрещинами и хорошо выраженным рельефом, состоящим из двух рядов четко ограниченных однотипных неправильно-овальных углублений размером 5×4 мм, располагающихся относительно друг друга в шахматном порядке (рис. 2, на цв. вклейке). Дно указанных углублений со следами выраженного термического воздействия в виде обугливания и почернения с интенсивным налетом черного аморфного мелкодисперсного вещества (копоти). На остальном протяжении полосовидного участка, в том числе по его краям, выявлены слабовыраженные пылевидные отложения копоти в виде серо-черного аморфного мелкодисперсного черного вещества (рис. 3, на цв. вклейке). Окружающая ожог кожа на вид не изменена, волосы на ней не опалены. С внутренней стороны участка кожи в проекции полосовидного повреждения выявлены очаговые темно-красные кровоизлияния в подкожную клетчатку.
При исследовании методом эмиссионного спектрального анализа участка кожи с повреждением шеи и контрольного участка кожи в области ожога выявлено наличие серебра и повышенное содержание меди (относительно контрольного участка кожи).
При медико-криминалистическом исследовании цепочки с крестиком, снятой с шеи трупа, установлено, что оба изделия изготовлены из белого блестящего металла, не притягивающегося магнитом. Цепочка образована ленточным плетением звеньев, имеющих одинаковую форму и размер (рис. 4, на цв. вклейке). Длина ее 64 см (с застегнутым замком, в сложенном пополам состоянии — 32 см). Звенья цепочки сложной конфигурации размером 8×5,5×2,5 мм образованы двойным переплетением кольцевидных элементов. В зоне замка цепочки имеется заводская маркировка с обозначением пробы изделия: 925. На цепочку надет свободно перемещающийся фигурный металлический крестик размером 40×30×4 мм. На застежке крестика также имеются заводские клеймо и маркировка с обозначением пробы изделия: 925. Наличие на цепочке и крестике вышеуказанных заводских маркировок дает основание полагать, что оба изделия изготовлены из серебра пробы 925. Общая масса цепочки с крестиком 34 г.
При осмотре цепочки невооруженным глазом и при микроскопическом исследовании в 135 мм от ее замка по одной из плоских сторон на протяжении 280 мм выявлены слабо различимые нарушения поверхностных слоев звеньев в виде микроскопических неровностей, бугристостей, раковин и каверн со сглаженными краями. Здесь же определяются наложения микрочастиц биологического происхождения, а именно плотно фиксированных обрывков эпидермиса в виде тонких частично обугленных чешуек. Поверхность звеньев цепочки на описываемом участке покрыта тонким налетом плохо снимающегося аморфного мелкодисперсного вещества серо-черного цвета (копоть).
В результате медико-криминалистического исследования сделан вывод о том, что представленное полосовидное повреждение (ожог кожи) шеи является электрометкой. Основным металлом токонесущего проводника, причинившего данное повреждение, являлось серебро. Следовательно, проводником, непосредственно контактировавшим с кожей шеи в момент поражения гр-на А. электрическим током, была серебряная цепочка.
Таким образом, приведенный пример демонстрирует возможность не только наступления смертельного исхода при поражении электрическим током низкого напряжения (12 В), но и экспертные возможности при исследовании подобных случаев.