Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Александрова Г.А.

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва

Ковалев А.В.

Красноярский филиал ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России

Вайсман Д.Ш.

ФГБУ "Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России, Москва

Порядок кодирования травм в результате дорожно-транспортных происшествий в соответствии с МКБ-10 в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях Российской Федерации

Авторы:

Александрова Г.А., Ковалев А.В., Вайсман Д.Ш.

Подробнее об авторах

Просмотров: 20243

Загрузок: 509


Как цитировать:

Александрова Г.А., Ковалев А.В., Вайсман Д.Ш. Порядок кодирования травм в результате дорожно-транспортных происшествий в соответствии с МКБ-10 в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях Российской Федерации. Судебно-медицинская экспертиза. 2013;56(6):31‑34.
Aleksandrova GA, Kovalev AV, Vaĭsman DSh. The order of coding road traffic injuries in accordance with ICD-10 at government forensic medical expertise institutions of the Russian Federation. Forensic Medical Expertise. 2013;56(6):31‑34. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
К воп­ро­су изу­че­ния ди­на­ми­ки пос­тмор­таль­ных из­ме­не­ний тка­ней по дан­ным им­пе­дан­со­мет­рии. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):24-27
Осо­бен­нос­ти ме­то­до­ло­гии фор­ми­ро­ва­ния стан­дар­тных опе­ра­ци­он­ных про­це­дур в прак­ти­чес­кой де­ятель­нос­ти бю­ро су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спер­ти­зы. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):34-39
Ис­то­рия су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спер­ти­зы Бе­ла­ру­си в со­вет­ский пе­ри­од (1918—1991). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):59-64
Рос­сий­ская ме­ди­цин­ская ака­де­мия неп­ре­рыв­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зо­ва­ния — ве­ду­щее об­ра­зо­ва­тель­ное уч­реж­де­ние стра­ны по под­го­тов­ке су­деб­но-ме­ди­цин­ских кад­ров (к 90-ле­тию со дня об­ра­зо­ва­ния ка­фед­ры су­деб­ной ме­ди­ци­ны). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):5-11
Ме­ха­ни­чес­кая ас­фик­сия в струк­ту­ре на­сильствен­ной смер­ти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции с 2013 по 2022 г.. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):12-16
Пос­ледствия пан­де­мии COVID-19 для хи­рур­ги­чес­кой служ­бы. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(12):103-109
Собствен­ный опыт при­ме­не­ния пре­па­ра­та ате­зо­ли­зу­маб у па­ци­ен­тов с рас­простра­нен­ным мел­кок­ле­точ­ным ра­ком лег­ко­го. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(6):63-67
Ре­ги­онар­ная анес­те­зия при шо­ке (рет­рос­пек­тив­ное ко­гор­тное ис­сле­до­ва­ние). Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(1):6-13
Роль об­щей кре­атин­фос­фо­ки­на­зы в прог­но­зи­ро­ва­нии кли­ни­чес­ко­го ис­хо­да у боль­ных с ос­трой ише­ми­ей ниж­них ко­неч­нос­тей. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(1):89-93
Смер­тность на­се­ле­ния тру­дос­по­соб­но­го воз­рас­та в Рес­пуб­ли­ке Баш­кор­тос­тан: прос­транствен­но-ди­на­ми­чес­кий ана­лиз. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):22-29

Важнейшими демографическими индикаторами являются показатели смертности — наиболее надежные и достоверные показатели состояния здоровья населения.

Для достижения одного из индикативных показателей — показателя смертности от дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), определенного Указом Президента Российской Федерации №598 от 07.05.12 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» необходимо, чтобы эта информация была достоверной.

Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (далее — МКБ-10) при травмах предусмотрено двойное кодирование: один код из класса XIX — код характера травмы, второй — код внешней причины (класс XX) [1, 2]. В мировой статистике код внешней причины считается основным, а код характера травмы — дополнительным.

В Российской Федерации при травмах используют оба кода как равнозначные.

МКБ-10 является официальным юридическим документом, она введена на территории Российской Федерации с 1999 г., соблюдение ее правил обязательно для всех медицинских работников, оформляющих документы, удостоверяющие случаи смерти.

В соответствии с требованиями МКБ-10 к ДТП относятся только несчастные случаи, т.е. такой род смерти, как «убийство», «самоубийство» классификация к ДТП не относит.

Цель данного исследования — изучение использования правил кодирования и выбора первоначальной причины смерти для обеспечения достоверности и международной сопоставимости статистики смертности от ДТП.

Материал и методы

Для обеспечения достоверной статистики смертности от ДТП необходимо придерживаться следующих правил.

Медицинские свидетельства о смерти (далее — Свидетельства) выдаются судебно-медицинскими экспертами после проведения исследования трупа.

В Свидетельстве должен быть правильно сформулирован диагноз в соответствии с установленными требованиями [4].

При формулировании диагноз следует рубрифицировать, т.е. представить в виде самостоятельных разделов. Общепринятыми при травмах считаются следующие разделы диагноза:

1) «основное» состояние — травма;

2) осложнения «основного» состояния (травмы), т.е. патологические состояния, причинно связанные с травмой (их следует сгруппировать по степени тяжести, а не по анатомической локализации, например, не «сверху вниз»);

3) внешняя причина «основного» состояния (травмы) — автомобильная, мотоциклетная, велосипедная, троллейбусная, трамвайная травмы, травма с участием специального транспортного средства;

4) фоновые и конкурирующие заболевания и патологические состояния;

5) сопутствующие «основному» состоянию: травмы, отравления, заболевания и патологические состояния.

В пункте 15 Свидетельства в случае ДТП отмечают: «несчастный случай, не связанный или связанный с производством».

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть [3].

В пункте 16 Свидетельства указывают: число, месяц, год, время, место происшествия и обстоятельства, при которых произошла травма.

В соответствии с МКБ-10 [1, 2] и Методическими рекомендациями Минздрава России [5] в Свидетельстве должны быть правильно отражены обстоятельства ДТП:

1. Участники ДТП — пешеход, водитель, пассажир; лицо, находящееся снаружи транспортного средства (не пешеход, не водитель, не пассажир).

2. Транспортное средство — велосипед, мотоцикл, автомобиль (легковой, пикап или фургон, грузовой, автобус), трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство.

3. Обязательным условием, при котором травма классифицируется как полученная в результате ДТП, является нахождение транспортного средства в движении.

4. Вид ДТП — столкновение с пешеходом, другим транспортным средством (указать каким), столкновение с закрепленным или стационарным объектом (указать каким), опрокидывание, без столкновения.

5. Дорожный несчастный случай классифицируется тогда, когда местом происшествия является «общественная магистраль (прим. авторов — например, шоссе) или улица — вся ширина полосы между границами владений или другими ограничительными линиями всего проезжего пути или места, какая-либо часть которого открыта для движения общественного транспорта» (МКБ-10, т. 1, ч. 2, с. 381).

Обстоятельства ДТП должны быть обязательно взяты из материалов дела (доследственной проверки). Эти сведения по степени информативности должны быть достаточными для правильной формулировки внешней причины ДТП.

Не следует определять транспортный несчастный случай как ДТП, если он произошел вне общественной магистрали или улицы. Такие несчастные случаи должны квалифицироваться как недорожные.

В пункте 19 Свидетельства в части I

должна быть указана только одна, наиболее тяжелая травма с соблюдением логической последовательности формулировки диагноза (состояние, записанное на строке ниже, должно являться причиной состояния, записанного строкой выше). В формулировке диагноза в Свидетельстве следует указывать только те медицинские термины, которые позволяют установить код травмы, например, травматическое субдуральное кровоизлияние, разрыв легкого, перелом диафиза бедренной кости и др.

В случаях, когда характер травмы определить не представляется возможным, используется код Т07 «Множественные неуточненные травмы».

В строке «г» должна быть записана формулировка внешней причины травмы, соответствующая объективно установленным обстоятельствам происшествия, например: «пешеход, пострадавший при столкновении с легковым автомобилем, дорожный несчастный случай», «пассажир легкового автомобиля, пострадавший при столкновении с грузовым автомобилем, дорожный несчастный случай».

В часть II судебно-медицинский эксперт, с учетом особенностей данного конкретного случая, вносит еще 1—2 другие тяжелые травмы, не квалифицируемые как «основное» состояние. Так же в этой части записывают сопутствующие «основному» состоянию травмы, отравления, заболевания и патологические состояния, которые имелись у погибшего и которые способствовали наступлению его смерти.

Всем записанным состояниям должны быть присвоены коды в соответствии с МКБ-10. Для этого используют коды МКБ-10 преимущественно XIX класса «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин». Однако могут быть использованы коды, например, из класса XVIII «Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках» (R00—R99).

Код внешней причины должен соответствовать ее формулировке и характеру полученной травмы. Так, полученным при ДТП травмам (разрывам внутренних органов, переломам костей конечностей и др.) соответствуют внешние причины из блока «Транспортные несчастные случаи» (V00—V99) в соответствии с обстоятельствами данного конкретного происшествия.

Из кодов состояний, записанных в части I в строках «а», «б» и «в», должна быть выбрана и подчеркнута причина смерти по характеру травмы («основное» состояние). С 2013 г. этот выбор осуществляют в соответствии с ранговой таблицей ВОЗ [2].

Заполнение графы «Приблизительный период времени между началом патологического процесса и смертью» является обязательным.

При составлении логической последовательности следует помнить, что период времени между началом патологического процесса и смертью на строке ниже не может быть меньше периода, записанного на строке выше. Если пострадавший сразу погиб от полученной в ДТП травмы, то эти промежутки могут быть равны или «неизвестны».

В пункте 20 в случае смерти от ДТП отмечают, в течение какого времени наступила смерть: в течение 30 сут, из них: в течение 7 сут.

В соответствии с МКБ-10 имеются следующие особенности кодирования внешних причин при ДТП.

1. Если происшествие не уточнено как дорожное или недорожное, его следует рассматривать как:

— дорожный несчастный случай, когда его можно классифицировать в рубриках V10—V82, V87;

— недорожный несчастный случай, когда его можно классифицировать в рубриках V83—V86 (МКБ-10, т. 1, ч. 2, с. 385).

2. Опрокидывание (без столкновения) включено в рубрики V18.-, V28.-, V38.-, V48.-, V58.-, V68.-, V78.- (МКБ-10, т. 1, ч. 2, с. 388).

3. Если обстоятельства ДТП неизвестны, то необходимо выдать предварительное Свидетельство до уточнения этих сведений.

4. В соответствии с обновлениями ВОЗ 1996—2012 гг. [2], к транспортным несчастным случаям, включая ДТП, не относятся:

— несчастные случаи с людьми, участвовавшими в обслуживании или ремонте транспортного оборудования или транспортного средства (не находящегося в движении), за исключением ранения другим транспортным средством, находившимся в движении (W00—X59);

— несчастные случаи с вовлечением транспортных средств, но не имеющие отношения к опасностям, связанным с транспортными средствами, например, раны, полученные в противоправных действиях какого-либо лица в автомобиле; транспортное средство, попавшее в катастрофу; палец, поврежденный при закрытии автомобильной двери (W00—X59);

— нападение (убийство, умышленное причинение повлекшего смерть тяжкого вреда здоровью) путем наезда моторным транспортным средством (Y03);

— преднамеренное самоповреждение (Х81—Х83);

— повреждения, не уточненные как случайные или преднамеренные (Y31—Y33).

Результаты и обсуждение

Таким образом, для получения достоверной статистики смертности от ДТП судебно-медицинскому эксперту необходимо:

— правильно заполнить первичную медицинскую документацию (Свидетельство);

— правильно построить рубрифицированный диагноз в соответствии с установленными требованиями, что позволяет в соответствии с действующими нормативными правовыми актами правильно оформить пункт 19 Свидетельства;

— строго соблюдать правила МКБ-10 по кодированию всех записанных причин и выбору первоначальной причины смерти;

— учитывать новые правила кодирования с учетом обновлений ВОЗ для обеспечения международной сопоставимости.

Руководитель государственного судебно-медицинского экспертного учреждения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения судебно-медицинских экспертиз, обязан осуществлять контроль за правильностью оформления Свидетельства [6].

Таким образом, соблюдение правил оформления Свидетельства, кодирования и выбора первоначальной причины смерти влияет на достоверность показателя смертности от ДПТ. Подробное заполнение пункта 16 Свидетельства позволяет правильно определять причину смерти по внешней причине.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.