Насильственная смертность привносит весомый вклад в формирование демографических потерь населения Иркутской области. Структура ее разнообразна, и механическая асфиксия занимает не последнее место. Согласно анализу полицевой базы данных ГБУЗ Иркутского областного бюро судебно-медицинской экспертизы за период 2000—2012 гг., осредненный показатель смертности в результате механической асфиксии составил 4,5% от общей смертности в Иркутске. В среднем в 58% случаев в крови умерших от механической асфиксии обнаруживают этиловый алкоголь в различных концентрациях (количество его применительно к живым лицам соответствовало сильной и средней степеням алкогольного опьянения). Лица молодого возраста (18—29 лет) из числа всех умерших в результате механической асфиксии составляют в среднем 20%, при этом среди умерших молодых людей доля суицида через повешение равна в среднем 18%. Приведенные данные свидетельствуют о высокой суицидальной активности населения Иркутска. По данным ЮНИСЕФ, к 2020 г. суицид выйдет на 2-е место в мире как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям. По подсчетам ВОЗ, каждые 40 с кому-то из жителей Земли удается покончить с собой, а число неудавшихся попыток достигает 10—20 млн в год. На основании анализа смертности от механической странгуляционной асфиксии по месяцам отмечена определенная закономерность с наибольшими пиками показателей в весенние и осенние периоды, являющиеся наиболее опасными временами года в суицидальном отношении.
Механическая странгуляционная асфиксия от сдавления шеи петлей при повешении встречается в судебно-медицинской практике чаще, чем другие виды асфиксии. Несмотря на кажущуюся простоту диагностики, обилие изученных макро- и микроскопических признаков, асфиксия является не только одним из сложных вопросов судебной медицины, но и наиболее часто сопровождается атипичной фабулой либо казуистичными секционными находками.
Примечателен случай двойного суицида. Зимой 2012 г. в частном секторе одного из районов Иркутска обнаружили трупы двух девушек 17 и 18 лет, которые покончили жизнь самоубийством через повешение в холодном сарае частного жилого дома. Синтетическая крученая веревка была закреплена на потолочной балке сарая, после чего раздваивалась и на концах были сформированы открытые петли, дважды обвитые на шеях девушек, обращенных друг к другу лицами, в висячем положении с частичным упором ног (рис. 1).
При судебно-медицинском исследовании трупа первой девушки обнаружили одиночную раздвоенную, замкнутую, неравномерно вдавленную, косовосходящую слева направо странгуляционную борозду в верхней трети шеи. Борозда расположена в 143 см от подошвенных поверхностей стоп (при длине трупа 164 см). На передней поверхности шеи в верхней трети замкнутая, почти поперечная, шириной 1,7 см и глубиной 0,5 см, а на передней поверхности шеи справа, в 2 см от срединной линии, раздваивается на 2 ветви. Верхняя ветвь шириной 0,7 см и глубиной 0,5 см, распространяется спереди назад и снизу вверх, по правой боковой поверхности шеи, проходя в 1 см от угла нижней челюсти, затем в проекции правого сосцевидного отростка, и теряется в волосистой части головы. Нижняя ветвь странгуляционной борозды расположена почти горизонтально, в 5 см от угла нижней челюсти и в 7 см от сосцевидного отростка, шириной 0,5 см и глубиной 0,2 см, распространяется на заднюю поверхность шеи, где смыкается с аналогичной ветвью с левой боковой поверхности шеи. Левая ветвь проходит в 5 см угла нижней челюсти, в 5,5 см от сосцевидного отростка, шириной 2 см и глубиной 0,5 см. На заднебоковой поверхности шеи слева борозда вновь раздваивается, верхняя ветвь шириной 1,5 см уходит косо вверх и теряется в волосистой части головы, вторая ветвь идет почти горизонтально, в 8 см от затылочного бугра, и смыкается с правой нижней ветвью.
При судебно-медицинском исследовании трупа второй девушки в верхней трети шеи обнаружили двойную, неравномерно вдавленную странгуляционную борозду. Нижняя ветвь борозды имеет косогоризонтальное направление спереди назад и слева направо, замкнутая. На передней поверхности шеи нижняя ветвь расположена по верхнему краю щитовидного хряща, шириной 0,6 см и глубиной до 0,5 см; на левой боковой поверхности шеи нижняя ветвь странгуляционной борозды проходит в 2 см от угла нижней челюсти и в 7 см от сосцевидного отростка, шириной 1,8 см и глубиной до 0,5 см; на правой боковой поверхности шеи нижняя ветвь борозды проходит в 3 см от угла нижней челюсти, в 6,5 см от сосцевидного отростка, шириной 1,8 см и глубиной 0,5 см; на задней поверхности шеи нижняя борозда проходит в 8,5 см от затылочного бугра, шириной 0,7 см и глубиной 0,3 см. Верхняя ветвь борозды незамкнутая, имеет косовосходящее направление спереди назад и слева направо. На передней поверхности шеи борозда проходит в подподбородочной области, на 2 см выше нижней ветви странгуляционной борозды, шириной 1,4 см и глубиной 0,2 см. На правой боковой поверхности шеи верхняя ветвь проходит вдоль нижней челюсти и, не доходя до правого угла нижней челюсти 2 см, затухает. На левой боковой поверхности шеи верхняя ветвь борозды соединяется с нижней ветвью, далее они следуют одной полосой вдавления на заднюю поверхность шеи, где верхняя вновь принимает собственный ход и распространяется снизу вверх и слева направо, проходит под затылочным бугром, в 0,6 см от него, и затухает в проекции правого сосцевидного отростка. Расстояние между верхней и нижней ветвями 1 см. На задней поверхности шеи борозда шириной 1 см и глубиной 0,3 см.
Отметили макроскопические асфиктические признаки: точечные кровоизлияния в конъюнктиву век, кожу лица, разлитые трупные пятна на лице, циркулярные на конечностях, точечные кровоизлияния под плевру легких и эпикард (пятна Тардье), полнокровие внутренних органов, жидкое состояние крови. При гистологическом исследовании внутренних органов выявили косвенные микроморфологические признаки механической асфиксии: очаги геморрагического отека, интраальвеолярных кровоизлияний и эмфиземы легких; дистрофические изменения, очаги фрагментации в миокарде; дистрофические изменения грушевидных клеток мозжечка, распространенные кровоизлияния в строме тимуса. Пробы Бокариуса положительные в обоих случаях, в кожных валиках по краям борозд видны невооруженным глазом точечные светло- и темно-красные кровоизлияния. При судебно-химическом исследовании внутренних органов и сред от трупов этиловый алкоголь, наркотические и лекарственные вещества не обнаружили. Механических повреждений хрящей гортани, подъязычной кости не выявили. Среди прочих признаков при исследовании трупов девушек обращали на себя внимание одинаковый стиль одежды, одинаковые куртки голубого цвета, на нижнем белье принты в виде карточных сердец, а у одной из девушек на нижнем белье имелась заводская надпись «Люблю себя любимую». Телосложение обеих девушек среднее, удовлетворительного питания; вторичные половые признаки выражены в соответствии с полом и возрастом, волосы длинные, светло-русые; обнаружили обильное темно-красное геморрагическое содержимое в полостях маток, целостность девственной плевы нарушена у обеих в срок более 3 нед ко времени исследования.
С точки зрения казуистичности фабулы, заслуживает внимания еще один случай механической асфиксии. В марте 2012 г. в канализационном люке обнаружили труп неустановленного мужчины.
При осмотре места происшествия с участием судебно-медицинского эксперта установили, что труп мужчины плотно прижат крышкой канализационного люка, фиксированной на противоположной стороне петлей к корпусу канализационного люка. Крышка люка расположена на передней поверхности шеи, плеч и груди мужчины, край люка в полости рта. Нижняя часть тела в свободном висячем положении внутри канализационного колодца (рис. 2).
Из объяснения очевидца (знакомая умершего) известно, что мужчина и женщина асоциального типа проживали в канализационном люке. После распития алкоголя пошли в магазин, по возвращении первым в колодец спустилась женщина и, не дождавшись своего партнера, уснула. Мужчина при спуске, вероятно, поскользнулся на отвесной лестнице, начал падать и потянул на себя крышку люка, которой и был придавлен. Крышка люка ГОСТ 3534–99 облегченная, изготовлена из чугуна, массой 24,9 кг, оказалась достаточной по массе и размерам, чтобы оказать сдавление шеи и груди пострадавшего.
При судебно-медицинском исследовании трупа выявили следующие особенности: лицо одутловатое, с фиолетово-синюшными трупными пятнами, в лобной области на границе роста волос — петехиальные и экхимотические внутрикожные синюшно-красные кровоизлияния, конъюнктивы век с инъекцией сосудов и точечными темно-красными кровоизлияниями; в углах рта — поперечная полоса вдавления в виде неправильно-овальной формы поперечных ссадин размером по 3×1,3 см с подсохшим желто-красным пергаментированным дном. Подобный след от вдавления на подбородке и кайме нижней губы на участке размером 6,5×5,0 см, нижняя губа вывернута слизистой оболочкой наружу. Кожно-мышечный лоскут головы желтовато-красноватый, влажный, плотный, умеренного кровенаполнения; в лобной и теменной областях — точечные темно-красные экхимотические кровоизлияния диаметром от 0,3 до 0,1 см; легкие тестовато-воздушные, с множественными пятнами Тардье под висцеральной плеврой; венозное полнокровие внутренних органов, жидкое состояние крови. При исследовании позвоночника обнаружили надрыв передней продольной связки между VII шейным и I грудным позвонками с мелкоочаговым темно-красным кровоизлиянием в мягкие ткани в окружности надрыва на участке размером 3×3×0,2 см. Повреждений остистых отростков позвонков нет. В месте надрыва передней продольной связки оболочки спинного мозга, как и сам мозг, повреждений не имеют, кровоизлияний не выявили. Кости таза, грудина, ребра целы.
При судебно-химическом исследовании крови и почки от трупа обнаружили этиловый алкоголь: в крови 3,0‰, в почке 3,0‰. Данные судебно-гистологического исследования: кровоизлияния в мягких тканях с места повреждения позвоночника по передней поверхности; геморрагическая имбибиция групп мышечных волокон скелетной мышцы с места повреждения позвоночника по задней поверхности; очаги эмфиземы, геморрагического отека, дистелектаза в легких; дистрофические изменения, очаги фрагментации в миокарде; отек головного и спинного мозга; дистрофические изменения грушевидных клеток мозжечка. На основании приведенных признаков экспертом сделан вывод, что смерть неизвестного мужчины наступила от механической компрессионной асфиксии от сдавления шеи и груди тупым твердым тяжелым предметом. Содержание этилового алкоголя в крови соответствовало применительно к живым лицам сильной степени алкогольного опьянения.
Интересен еще один случай механической асфиксии, поскольку на первый взгляд, до и после ознакомления с материалами доследственной проверки, оставил неоднозначное восприятие. Экспертные мнения разделились, однако интуитивная убежденность эксперта не может подменить объективных доказательств следствия. Установление рода смерти (убийство, самоубийство, несчастный случай) является прерогативой правоохранительных органов, поэтому представляем данный случай как констатацию фактов.
В декабре 2015 г. на исследование в отдел судебно-медицинской экспертизы трупов Иркутского областного бюро судебно-медицинской экспертизы доставили труп молодого мужчины. В постановлении о назначении судебно-медицинской экспертизы, кроме места поднятия трупа, какие-либо обстоятельства наступления смерти или обнаружения трупа отсутствовали. Труп в футболке и спортивных брюках, нижние конечности вокруг колен связаны скотч-лентой. Вокруг головы толстым слоем намотана скотч-лента, проходящая горизонтальными турами через лицо и затылочную область, практически полностью закрывая голову, за исключением небольшого участка в теменной области, затем переходила на шею циркулярно. Наибольшее число туров приходилось на уровень отверстий носа и рта, а также шею. В лобной области, на уровне глаз туры скотч-ленты не плотно прилегали к коже. После разрезания ленты по задней поверхности и снятия с головы множественные склеенные туры скотч-ленты напоминали шлем-маску.
На коже предплечий в нижних третях по задним и наружным поверхностям с переходом на тыльные поверхности кистей обнаружили полосовидные косопоперечные участки вдавления с полосовидными однонаправленными прерывистыми ссадинами. Трупные пятна имели интенсивный темно-фиолетовый цвет на передней, боковых и задней поверхностях груди, почти циркулярно располагались на кистях, с выраженными точечными и мелкоочаговыми темно-красными внутрикожными кровоизлияниями на их фоне. При внутреннем и наружном исследовании выявили общеасфиксические признаки, подтвержденные данными гистологического исследования. По результатам судебно-химического исследования этиловый алкоголь, наркотические и лекарственные вещества не обнаружили. На основании полученных данных поставлен окончательный диагноз «обтурационная асфиксия от закрытия отверстий рта и носа».
Позднее, из материалов доследственной проверки, стало известно, что мужчину обнаружили в собственной квартире на 9-м этаже многоквартирного дома, закрытой изнутри на массивный засов; окна и балконные двери также были закрыты, общий порядок нарушен не был. Мужчина лежал на полу лицом вверх, левая верхняя конечность — на передней поверхности живота и таза, правая заведена под заднюю поверхность правого бедра, правая нижняя конечность слегка согнута в коленном суставе, пяточной областью упирается в пол; обе кисти встречаются у внутренней поверхности правого бедра, скреплены застегнутыми металлическими наручниками; левая нижняя конечность выпрямлена, несколько отведена от правой, расположена на полу. По словам родственников умершего, незадолго до смерти он искал наручники, что может свидетельствовать о планировании суицида (рис. 3).
Такой изощренный способ самоубийства настораживает, поскольку механическая асфиксия по длительности танатогенеза занимает в среднем 5—7 мин, а потеря сознания происходит на 2-й минуте. В данном случае, возможно, за счет неплотного прилегания скотч-ленты имелся приток воздуха, что позволило пролонгировать предасфиксический период и застегнуть наручники самостоятельно.
Представленные случаи: двойного суицида девушек, у которых, помимо одинаковой одежды, был синхронизирован менструальный цикл; молодой человек, решивший столь изощренным способом покончить с жизнью, при этом не оставив себе ни одного шанса на спасение; несчастный, живший в тепловом коллекторе, который в сильном алкогольном опьянении не смог попасть в свое жилище, — представляют небольшую часть необычных случаев смерти от механической асфиксии. В подобных случаях часто при производстве экспертизы в отсутствие оперативно-следственной информации разобраться в обстоятельствах наступления смерти, предположить род смерти однозначно не представляется возможным.
Конфликт интересов : авторы статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.