Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лусс Л.В.

ФГБУ "ГНЦ Институт иммунологии" Федерального медико-биологического агентства России, Москва

Применение антигистаминных препаратов в клинической практике врача

Авторы:

Лусс Л.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Терапевтический архив. 2014;86(8): 106‑109

Просмотров: 19018

Загрузок: 810


Как цитировать:

Лусс Л.В. Применение антигистаминных препаратов в клинической практике врача. Терапевтический архив. 2014;86(8):106‑109.
Luss LV. Use of antihistamines in a physician's clinical practice. Therapeutic Archive. 2014;86(8):106‑109. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия го­лов­ных бо­лей. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(4):11-17
Тар­ге­ти­ро­ва­ние NMDAR/AMPAR — пер­спек­тив­ный под­ход фар­ма­ко­кор­рек­ции деп­рес­сив­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):22-30
Вли­яние фраг­мен­та­ции 3-й ста­дии сна и па­ра­док­саль­ной фа­зы сна на сек­ре­цию ме­ла­то­ни­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):26-32
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ра­ци­ональ­ной ком­би­ни­ро­ван­ной фар­ма­ко­те­ра­пии ал­лер­ги­чес­ко­го ри­ни­та. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):68-77
Се­ро­то­ни­но­вый син­дром: вни­ма­ние на опиоид­ные аналь­ге­ти­ки. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(3):98-106

Антигистаминные препараты (АГП), как следует из их названия, - группа лекарственных средств (ЛС), осуществляющих ослабление эффектов гистамина за счет блокады гистаминовых рецепторов (ГР) в организме.

Гистамин относится к одним из важнейших медиаторов, участвующих в регуляции жизненно важных функций организма и играющий важную роль в патогенезе различных заболеваний.

Гистамин (β-имидазолил-4(5)-этиламин) принадлежит к числу биогенных аминов и обладает выраженной биологической активностью (см. рисунок).

Рисунок 1. Образование гистамина.
Гистамин высвобождается при воспалительных и аллергических реакциях, анафилактическом и анафилактоидном шоке, псевдоаллергических реакциях и других состояниях.

Основное депо гистамина - базофилы периферической крови и тканевые базофилы, или тучные клетки (ТК). У человека наибольшее содержание гистамина отмечается в ТК в легких и коже (до 1·106/г ткани).

При различных заболеваниях и состояниях (инфекция, аллергические заболевания - АЗ, травмы, стресс и др.) отмечается повышение содержания гистамина и других биологически активных веществ - БАВ (серотонин, брадикинин, ацетилхолин, простагландины и др.).

Содержание гистамина увеличивается и при употреблении некоторых пищевых продуктов (морепродукты, земляника, яичный белок и др.), введении ЛС (холинолитики, местные анестетики, некоторые анальгетики, антибиотики и др.).

В организме существуют специфические рецепторы, так называемые гистаминовые, или Н-рецепторы (Н1, Н2, Н3, Н4), с которыми связывается гистамин.

Выделение гистамина из клеток может быть обусловлено иммунологическими (специфическими) и неиммунологическими (неспецифическими) механизмами.

Иммунологический механизм лежит в основе аллергических реакций и заключается во взаимодействии специфических для аллергена IgE, фиксированных на базофилах и ТК, с антигеном (АГ), что приводит к их дегрануляции и высвобождению гистамина. Высвободившийся гистамин по принципу обратной связи ингибирует дальнейшую секрецию гистамина [1, 2].

Один из основных регуляторов этого процесса - циклический гуанозинмонофосфат. Вещества, увеличивающие его содержание (метилксантины, катехоламины, некоторые бактериальные токсины), угнетают процесс высвобождения гистамина из клетки.

Гистамин оказывает существенное влияние на развитие симптомов как ранней, так и поздней фазы аллергической реакции. Действуя через ГР 1-го типа (Н1), гистамин вызывает сокращение гладких мышц, особенно бронхов и кишечника, расширение сосудов и повышение их проницаемости, гиперсекрецию слизи в верхних дыхательных путях; снижение артериального давления (АД), появление ангиоотека и зуда.

Гистамин приводит к повышению внутриклеточной концентрации цГМФ, усилению хемотаксиса эозинофилов и нейтрофилов, усилению продукции PgE2, тромбоксана В, подавлению синтеза лимфокинов и др. При этом повышаются содержание гистамина в крови и гиперчувствительность к нему клеток органов-эффекторов.

Неиммунологический механизм наблюдается чаще и заключается в действии на ТК веществ, обладающих способностью вызывать неспецифическое высвобождение гистамина из этих клеток без специфического IgЕ.

Блокировать эффекты гистамина можно различными путями: за счет торможения его биосинтеза; усиления его нейтрализации; блокирования доступа гистамина к рецепторам; торможения высвобождения гистамина из ТК.

Все средства, воздействующие на ГР, делятся на 2 основные группы:

1) стимуляторы рецепторов Н1 и Н2, или гистаминомиметики;

2) блокаторы рецепторов Н1- и Н2- антигистаминные средства.

Гистаминомиметики возбуждают рецепторы Н1 и Н2, вызывая спазм гладкой мускулатуры, расширение капилляров, снижение АД, учащение сокращений сердца, усиление секреции желудочного сока и др. Ранее эти препараты использовались в клинике для лечения полиартритов, ревматизма, при поражении периферических нервов и др. Сейчас для лечения этих заболеваний применяются более эффективные, патогенетически обоснованные средства.

В настоящее время известно более 150 ЛС различного происхождения, химического строения и механизмов действия, способных тормозить высвобождение гистамина.

Среди АГП выделяют 2 подгруппы:

1) прямого действия (блокаторы рецепторов Н1 и Н2);

2) непрямого действия (кромолин, МНН - acidum cromoglycicum, недокромил натрия - nedocromil sodium, кетотифен - ketotiphenum, гистаглобулин - histaglobulinum и др.), эффект которых реализуется при их введении через медиатор, синтез или выделение БАВ, вызванных воздействием этих средств.

Противоаллергический эффект АГП непрямого действия кромолина (кромогликат натрия) и недокромила натрия обусловлен их способностью тормозить высвобождение медиаторов из клеток-мишеней аллергии (ТК). Кромогликат натрия действует посредством рецепторного механизма. Препарат не проникает в клетки, не метаболизируется и экскретируется в неизмененном виде с мочой и желчью. Кромолин медленно абсорбируется, длительно сохраняется на слизистой оболочке, обеспечивая длительное действие и чрезвычайно низкую частоту нежелательных эффектов.

Недокромил натрия, как и кромогликат натрия, является липофобным, высокополярным соединением, находящимся в концентрированном состоянии. Обладает высокой терапевтической эффективностью у пациентов при легкой и средней степени тяжести бронхиальной астмы (БА), аллергическом рините (АР), аллергическом конъюнктивите; у него практически отсутствуют побочные эффекты.

Использование АГП - блокаторов рецепторов Н1 в клинике обусловлено ролью гистамина в патогенезе различных реакций воспаления.

В первую очередь гистамин является обязательным участником практически всех клинических проявлений аллергии, поэтому АГП останутся наиболее широко используемыми и востребованными противоаллергическими средствами.

Кроме того, фармакологическое действие АГП не ограничивается известными антигистаминными свойствами, а представлено более широким спектром противовоспалительной активности. Противовоспалительный эффект гистамина связан с уменьшением активности факторов транскрипции, участвующих в синтезе противовоспалительных медиаторов, которые приводят к снижению экспрессии молекул адгезии, накоплению и активации эозинофилов, нейтрофилов, лимфоцитов и других клеток, участвующих в развитии воспаления и продукции цитокинов эпителиальными клетками [1, 3, 4].

Установленные дополнительные противоаллергические свойства АГП [5, 6] мотивировали создание новых классов ЛС полифункционального действия, объединяющего в себе Н1-антигистаминную активность и способность тормозить активацию клеток - мишеней аллергии и, соответственно, образование и секрецию проаллергических молекулярных посредников.

В современной клинике используют «классические» или седативные АГП первого поколения (табл. 1) и современные (неседативные) АГП второго поколения.

В процессе применения АГП первого поколения выявлены побочные эффекты (седативный эффект, антисеротониновая активность, адренолитический эффект и др.) даже более выраженные, чем лечебный, а антигистаминный эффект нередко оказывается непродолжительным (4-12 ч), что диктует необходимость их повторного приема 2-4 раза в сутки. Продолжительность побочных эффектов у АГП первого поколения составляет для дифенгидрамина (димедрола) 7 ч, для клемастина (тавегила) - до 6 ч.

Тем не менее для этой группы препаратов есть своя ниша, свой контингент больных, которым показано назначение АГП первого поколения, в частности, при необходимости парентерального введения и у лиц с повышенной возбудимостью.

АГП первого поколения применяются преимущественно для купирования следующих острых аллергических реакций:

- острая аллергическая крапивница;

- анафилактический или анафилактоидный шок;

- острый ангиоотек (парентерально, в качестве дополнительного средства);

- острые аллергические и псевдоаллергические реакции, обусловленные ЛС;

- острые аллергические реакции на пищевые продукты;

- сывороточная болезнь.

Современные АГП второго поколения различаются химическим строением, механизмами действия и лишены побочных эффектов, свойственных АГП первого поколения (табл. 2).

Большинство антагонистов ГР Н1 второго поколения связываются с рецепторами Н1 неконкурентно. Такие соединения с трудом вытесняются с рецептора Н1, а образовавшийся комплекс лиганд-рецептор диссоциирует сравнительно медленно, чем и объясняется более продолжительное действие таких препаратов.

В отличие от АГП первого поколения препараты второго поколения обладают более высокой специфичностью и более высоким сродством к рецепторам Н1, оказывают более продолжительное терапевтическое действие (до 24 ч), не проникают через гематоэнцефалический барьер в терапевтических дозах, не влияют на другие рецепторы, не вызывают тахифилаксии [7].

У АГП второго поколения отсутствует связь абсорбции с приемом пищи.

В клинической практике основными показаниями к назначению АГП второго поколения являются следующие АЗ и состояния:

- АР персистирующий (круглогодичный) и сезонный;

- поллиноз;

- аллергодерматозы с выраженным зудом (острая и хроническая крапивница, атопический дерматит и др.);

- круглогодичный или сезонный аллергический конъюнктивит;

- аллергический контактный дерматит;

- профилактика осложнений при специфической для аллергена иммунотерапии;

- аллергические реакции при вакцинации;

- другие гистаминзависимые аллергические и псевдоаллергические реакции.

Особого внимания заслуживает группа АГП, которую представляют производные хинуклидина: хифенадин (фенкарол) и сехифенадин (гистафен), созданные в лаборатории академика М.Д. Машковского в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ столетия.

Исторически сложилось так, что хинуклидины в современной классификации отнесены к АГП первого поколения. Это связано с тем, что во время создания хинуклидинов классификация АГП отсутствовала. Можно считать, что хифенадин (фенкарол) и сехифенадин (гистафен) являются одним из первых примеров создания нового класса АГП полифункционального действия, объединяющего в себе высокую избирательную активность блокировать ГР Н1, способность блокировать серотонин и разрушать гистамин непосредственно в тканях за счет активации фермента диаминоксидазы (гистаминазы), что усиливает их антигистаминный эффект.

Хинуклидины в связи с низкой липофильностью плохо проникают через гематоэнцефалический барьер и не вызывают выраженного седативного действия, что продемонстрировано в клинических исследованиях, проведенных у больных с АР и хронической рецидивирующей крапивницей [8, 9].

Фенкарол и гистафен относятся к производным хинуклидина, однако наличие 2 метильных групп в структуре молекулы действующего вещества сехифенадина меняет ее пространственную структуру, усиливая антисеротониновое действие гистафена, что клинически проявляется в более выраженном противозудном эффекте.

АГП - производные хинуклидина - дают выраженный клинический эффект даже при длительном применении, характеризуются высокой безопасностью, не оказывают атропиноподобное и холинергическое действие, что позволяет сопоставлять хинуклидины с АГП второго поколения.

Таким образом, производные хинуклидина (фенкарол и гистафен) уникально сочетают преимущества АГП первого поколения и современных АГП второго поколения, а также блокируют не только медиатор гистамин, но и серотонин. Производные хинуклидина в отличие от других АГП обладают антиаритмической активностью, что связано с наличием в его молекуле хинуклидинового ядра, так как антиаритмическое действие свойственно также другим производным хинуклидина (например, оксилидину).

Еще одна область применения сехифенадина (гистафена) - геронтология. Пожилые люди часто страдают хронической рецидивирующей крапивницей и зудом (сенильный зуд). Доступная цена, сильное противозудное действие, отсутствие кардиотоксичности определяют возможность широкого применения гистафена в геронтологии.

В педиатрической практике хифенадин (фенкарол) зарекомендовал себя как эффективное антигистаминное средство с высокой безопасностью. Кроме того, хинуклидины можно сочетать с другими группами ЛС (антибиотики, противогрибковые, кардиотонические средства и др.).

В клинической практике основными показаниями к назначению хинуклидинов, как и современных АГП второго поколения, являются:

- АР персистирующий (круглогодичный) и сезонный;

- поллиноз;

- аллергодерматозы с выраженным зудом (острая и хроническая крапивница, атопический дерматит и др.);

- круглогодичный или сезонный аллергический конъюнктивит;

- атопическая форма БА в сочетании с АР, конъюнктивитом или атопическим дерматитом;

- аллергические реакции на укусы или ужаления насекомых;

- лекарственная и пищевая аллергия;

- псевдоаллергические реакции на различные группы аллергенов, пищевые продукты и лекарственные препараты;

- профилактика осложнений при специфической для аллергена иммунотерапии;

- аллергические реакции при вакцинации;

- другие гистаминзависимые аллергические и псевдоаллергические реакции.

При выборе АГП предпочтение отдается тем препаратам, которые в большей степени соответствуют требованиям, предъявляемым к этой группе ЛС, в частности, высокая клиническая эффективность при АЗ (АР, ХРК и др.); высокая безопасность; быстрое всасывание и начало действия, высокая биодоступность и длительный период полувыведения, позволяющие добиться длительного клинического эффекта после однократного введения (не менее 24 ч); возможность использования вместе с другими группами медикаментов (антибиотики, противогрибковые, сердечные средства и др.); отсутствие необходимости изменять дозу препарата при нарушениях функции желудочно-кишечного тракта, гепатобилиарной, мочевыделительной, сердечно-сосудистой систем и др., в пожилом и старческом возрасте; отсутствие тахифилаксии; отсутствие кумуляции и др. [10, 11].

Таким образом, при назначении АГП врач руководствуется стандартными положениями: наличие показаний и противопоказаний к назначению ЛС, возраст, наличие сопутствующих заболеваний, их степень тяжести и стадии; важно учитывать индивидуальные особенности пациента. Большое значение имеет желание пациента лечиться и способность четко выполнять указания врача.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.