Инородные тела пищевода являются частой и опасной по возможным последствиям патологией, встречающейся как в детском возрасте, так и у взрослых [1, 2]. Инородные тела наиболее часто задерживаются в местах физиологических и анатомических сужений пищевода, причем в 60—80% случаев — в первом сужении [3—5]. Длительное нахождение инородного тела в пищеводе может вызвать пролежень, некроз стенки пищевода, его перфорацию, медиастинит. Приводим два наблюдения длительного пребывания инородных тел в пищеводе, закончившихся благоприятным исходом.
Больной Д., 17 лет, житель Железногорска, поступил в ЛОР-отделение 15.02.12. Жалоб не предъявлял. 13.02 во время прохождения комиссии в военкомате ему была назначена рентгенография органов грудной клетки, на которой было обнаружено инородное тело в верхнем отделе пищевода (рис. 1, а).
Поскольку инородное тело являлось металлической пластинкой, которой фиксируется пробка шампанского, больной вспомнил, что во время встречи 2011 г. в тот момент, когда он пил кока-колу из стакана, почувствовал кратковременную боль при глотании за грудиной, на которую не обратил внимания; за медицинской помощью не обращался. В последующие месяцы дискомфорта и болей при приеме пищи не отмечал.
С учетом данных рентгенографии 14.02.12 под интубационным наркозом была выполнена фиброэзофагоскопия, однако инородного тела при этом исследовании обнаружить не удалось. Далее была произведена ригидная эзофагоскопия трубкой № 5. Сразу же за входом в пищевод с большим трудом после плотного прижатия тубуса эндоскопа к задней стенке пищевода удалось увидеть край инородного тела, вогнутой поверхностью обращенного кзади, которое было захвачено щипцами. От попытки извлечь инородное тело вместе с трубкой эзофагоскопа пришлось отказаться в связи с тем, что оно было плотно фиксировано к задней стенке пищевода, возникала опасность его разрыва. Однако при движении вниз инородное тело легко отделилось от стенки пищевода, под контролем эзофагоскопа было смещено в желудок, откуда извлечено после выполнения фиброгастроскопии (см. рис. 1, б). Выполнена контрастная рентгенография пищевода, затеков контрастного вещества в клетчатку средостения нет. На следующий день больной выписан домой в удовлетворительном состоянии. Через месяц произведена фиброэзофагоскопия — патологических изменений в пищеводе не выявлено.
Таким образом, металлическая пластинка находилась в пищеводе более года, не проявляясь какой-либо клинической симптоматикой.
Второй случай длительного нахождения инородного тела в пищеводе у ребенка в возрасте 1 года обусловлен неправильной оценкой лечащими врачами клинических проявлений заболевания, а также данных, полученных при рентгенологическом обследовании органов грудной клетки.
Больной Я., 1 год, житель Курска, поступил в ЛОР-отделение 24.12.14 с диагнозом: инородное тело пищевода. Из анамнеза установлено, что ребенок заболел 09.12.14, когда у него появилась высокая температура, беспокойство, одышка; отказывался от приема пищи. Машиной скорой помощи доставлен в инфекционную больницу, где был поставлен диагноз: двусторонняя внебольничная пневмония, острый обструктивный бронхит, дыхательная недостаточность I—II степени. Лечение проводилось в реанимационном отделении, ребенок получал инванз, амикацин, максипин, ингаляции с беродуалом и амбробене, виферон. При поступлении была выполнена рентгенография органов грудной клетки, однако шейный отдел пищевода не был исследован. При внимательном осмотре рентгенограммы удалось заметить тень нижнего края инородного тела. 17.12.14 повторно была выполнена рентгенография органов грудной клетки, где на профильном снимке визуализируется инородное тело (крючок) металлической плотности (рис. 2, а, б), однако этот факт остался незамеченным лечащими врачами. Больной наблюдался до 24.12.14. В этот день его перевели в детскую областную больницу с диагнозом двусторонняя пневмония, острый бронхит, где сразу же была выполнена рентгенограмма органов грудной клетки, на которой четко выявилось инородное тело пищевода, и ребенок был срочно переведен в ЛОР-отделение. В этот же день в 18.00 ребенку под интубационным наркозом трубкой № 3 эзофагоскопа Мезрина произведена ригидная эзофагоскопия. Ниже входа в пищевод обнаружено инородное тело, оказавшееся пластмассовой прищепкой, с помощью которой штора крепится к оконному карнизу (рис. 3). Прищепка удалена из пищевода вместе с трубкой эзофагоскопа. Сразу же после удаления произведена фиброскопия пищевода, на боковой стенке справа обнаружен фибринозный налет на участке размером около 1 см. В 20.30 произведена рентгенография пищевода с контрастом (урографин), затека контрастного вещества в средостение не выявлено. На следующий день ребенок переведен в удовлетворительном состоянии в детскую областную больницу, откуда выписан по выздоровлении 29.12.14.
Конфликт интересов отсутставует.