Нейроваскулярный конфликт — это сдавление черепного нерва сосудом, приводящее к соответствующей клинической симптоматике. На сегодняшний день диагностика нейроваскулярного конфликта VIII нерва представляет определенные трудности в связи с множеством противоречий в трактовке клинических данных. Подчеркивается отсутствие каких-либо специфических клинических симптомов, позволяющих безошибочно установить данный диагноз [1, 2]. Даже наличие отологических симптомов в сочетании с подтвержденным МРТ нейроваскулярным конфликтом не во всех случаях свидетельствует о васкулярной компрессии как основной причине указанных жалоб [3—5].
По разным данным, наибольшую информативность при нейроваскулярном конфликте VIII нерва имеют калорическая проба, исследование слуховых вызванных потенциалов и МРТ [6, 7].
Учитывая сложность диагностики данного состояния, приводим клиническое наблюдение.
Больной М., 53 года, обратился в НИКИО им. Л.И. Свержевского с жалобами на периодически возникающие головокружения с вращением предметов и снижением слуха на левое ухо.
В декабре 2013 г. на фоне подъема артериального давления до 160/100 мм рт.ст. началось головокружение с вращением предметов и тошнотой, не зависевшее от положения тела и головы. На этом фоне возникло резкое снижение слуха на левое ухо. Было выполнено шунтирование левой барабанной полости, и было рекомендовано транстимпанальное введение дексаметазона (шунт впоследствии удален). Длительность приступа составила около 1 ч. Второй приступ — в сентябре 2013 г. длительностью около 50 мин. За истекший год пациент отмечал 1 раз в 3—4 мес повторение подобных приступов головокружения с шаткостью походки по типу головокружения в горизонтальной плоскости, без акцента сторон, длительностью около 30 мин.
Аудиологическое исследование (02.02.15): левосторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени, справа — слух в пределах возрастной нормы (рис. 1); тимпанометрия — тип, А справа и слева; УЗВ 100 кГц (дБ) 11 и 15 вправо.
МРТ головного мозга (15.08.14): мостомозжечковые углы свободны — преддверно-улитковые нервы (ПУН) четко визуализируются с двух сторон. Органической патологии головного мозга не выявлено.
Цветовое дуплексное сканирование экстракраниальных отделов брахиоцефальных артерий (25.08.14) — гемодинамически значимых изменений кровотока не выявлено.
Экстратимпанальная электрокохлеография (20.01.14) — пики ЭКоГ для левого уха не определяются в связи с высокой степенью тугоухости. Справа признаков гидропса лабиринта нет.
Исследование функции вестибулярного анализатора (20.01.15): на основании комплексного исследования вестибулярного анализатора выявлены признаки периферической вестибулопатии.
Повторно выполнено МРТ головного мозга в режимах 3D FIESTA, 3D TOF с контрастированием (28.01.15) — пирамиды височных костей расположены обычно, симметричные, структура их не изменена. Внутренние слуховые проходы не расширены, контуры стенок четкие и ровные. ПУН (VIII пара) с каждой стороны имеет правильное направление, локальные утолщения отсутствуют. Лицевой нерв (VII пара) расположен параллельно VIII паре, также без признаков утолщения.
Справа на расстоянии 7 мм от выхода нервов от моста мозга отмечается аномально расположенный артериальный сосуд, подходящий снизу и сзади к стволам нервов, перекидывающийся через них и проходящий далее.
Слева на расстоянии 7 мм от выхода нервов с латеральной поверхности ствола мозга отмечается аномально проходящий артериальный сосуд, подходящий снизу и сзади к стволу нерва, соприкасающийся с ним в виде точечной компрессии.
После внутривенного введения контрастного вещества патологических участков накопления на протяжении нервов в области слуховых проходов не отмечается.
Улитка и полукружные каналы без особенностей. Ячейки сосцевидного отростка четко дифференцируются, пневматизация их не нарушена. Барабанная полость и наружный слуховой проход имеют обычное строение. Мостомозжечковые углы имеет правильную форму, цистернальные пространства свободны, симметричные. Ствол мозга расположен обычно, правильной формы, с нормальным отхождением нервов слухового канала. Очаговых изменений МР-сигнала не выявлено. Видимые структуры головного мозга без особенностей.
Заключение: МР-картина нейро-васкулярного конфликта ПУН и переднее-нижней мозжечковой артерии с двух сторон (рис. 2).
Осмотр отоневролога (03.02.15): кохлеовестибулопатия преимущественно слева, хроническая левосторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени, нейроваскулярный конфликт ПУН с двух сторон, клиническое проявление слева. Транзиторная артериальная гипертензия.
Больному рекомендован курс сосудистой и дегидратационной терапии с последующим динамическим наблюдением у отоневролога, терапевта и консультацией нейрохирурга для определения дальнейшей тактики ведения.
Таким образом, при обследовании больных с клиническими проявлениями компрессии ПУН предлежащим сосудом необходимы тщательный сбор жалоб и анамнеза, осмотр отоневрологом с проведением классических вестибулярных проб; оценка факторов, способных привести к относительно кратковременной компрессии ПУН (в данном случае гипертонический криз) с баротравмой вестибулярной порции волокон ПУН. В диагностике заболевания существенную помощь оказывают МРТ головного мозга с детальным описанием структур мостомозжечковых углов в специальных режимах 3D FIESTA, 3D TOF, совмещенных в одной плоскости.
Конфликт интересов отсутствует.