У детей дошкольного и младшего школьного возраста среди заболеваний верхних дыхательных путей (ВДП) наиболее часто встречаются гипертрофия и воспаление глоточной и небных миндалин, что составляет около 62% в структуре ЛОР-патологии и 28% заболеваний дыхательных путей [1]. Лимфоэпителиальное глоточное кольцо Пирогова—Валдейера содержит лимфоидную ткань, ассоциированную со слизистой оболочкой. Непосредственный контакт с внешней средой обусловливает функции миндалин как органов, которые первыми подвергаются прямому воздействию антигенного материала, определенным образом реагируют на него и подготавливают организм к самым оптимальным вариантам иммунного ответа [2, 3].
Важная физиологическая роль миндалин лимфоидного кольца в создании иммунного барьера слизистых оболочек и регуляции его функции оправдывает органосохраняющую тактику лечения тонзиллярной болезни в раннем детском возрасте [4, 5]. Работы последних лет показали различия в клеточном составе основных популяций и субпопуляций лимфоцитов в небных миндалинах у детей и взрослых, которые свидетельствуют о более активной иммунологической функции миндалин в детском возрасте. Иммунологическая функция глоточной миндалины у детей младшего возраста, проявляющаяся развитием аденоидных вегетаций, характеризуется высокой продукцией В-1-клеток с фенотипом СД19+, СД5+, которые быстро продуцируют специфические антитела и активируют цитокиновую функцию СД4+ и Т-клеток, в отличие от В-2-клеток с тем же фенотипом, которые отличаются замедленной активацией. С возрастом количество В-1-клеток снижается [6].
Таким образом, доказано, что иммунологическая активность глоточной миндалины наиболее выражена у детей до 5-летнего возраста. Именно в этом возрасте интенсивно формируется местный иммунитет слизистой оболочки верхних дыхательных путей.
Гистологическое и иммуногистохимическое изучение аденоидных вегетаций подтвердило их соответствие вторичным органам иммунитета, основной функцией которых является индукция иммунного ответа, т. е. воспроизводство иммунокомпетентных клеток в виде клонов с определенной специфичностью [2]. Благодаря мукоцилиарному клиренсу вирусы и бактерии, колонизирующие слизистую оболочку носа и околоносовых пазух, транспортируются в область глоточной миндалины, которая отвечает реактивной гиперплазией своей лимфоидной ткани, что клинически проявляется в виде аденоидных разрастаний. По существу аденоиды — это физиологическая защитная реакция одного из органов иммунной системы, который специализирован в отношении патогенной микрофлоры верхних отделов респираторного тракта [7, 8].
По современным данным, глоточная миндалина в состоянии гипертрофии активно генерирует специфически реагирующие клоны лимфоидных клеток памяти и поставляет их в слизистую оболочку носа и околоносовых пазух, формируя собственный иммунный барьер.
Таким образом, наработанный в последнее десятилетие клинико-морфологический опыт убеждает в необходимости бережного отношения к аденоидным вегетациям, особенно у детей младших возрастных групп [9, 10].
Цель исследования — исследовать клиническую эффективность использования натуральных препаратов Тонзилотрен и Циннабсин в комплексной терапии хронических аденоидитов у детей.
Пациенты и методы исследования
90 детей в возрасте от 3 до 12 лет с диагнозом: хронический аденоидит.
В зависимости от медикаментозной терапии пациенты были разделены на три группы по 30 человек в каждой:
1-я группа получала курс Тонзилотрена на фоне противовоспалительной терапии. Препарат Тонзилотрен назначали по 8 таблеток в сутки в течение 2 дней, а затем по 1 таблетке 3 раза в сутки до 30 сут.
2-я группа получала курс Тонзилотрена и Циннабсина на фоне противовоспалительной терапии. Тонзилотрен — по указанной выше схеме. Циннабсин по 1 таблетке 6 раз в сутки в течение 2 дней, а затем по 1 таблетке 3 раза в сутки до 30 сут.
3-я группа получала курс противовоспалительной терапии. Противовоспалительная терапия включала промывание носоглотки антисептиками в течение 14 дней.
В качестве противовоспалительной терапии во всех группах применялись препараты на основе серебра (назальные капли 2%), которые вводились по 2—5 капель (в зависимости от возраста) 3 раза в день в положении пациента лежа на спине с резко запрокинутой головой. Предварительно 3 раза в день проводили промывание носоглотки с помощью препаратов стерильной морской воды.
Тонзилотрен является комплексным лекарственным препаратом (регистрационный № 012166/01−020318) и в низких фармакологических дозах (порядка 10−2 — 10−8 массовых долей) содержит 5 компонентов, обладающих выраженной тропностью к лимфоидной ткани глоточного кольца Пирогова—Валдейера. Действующие вещества оказывают синергический эффект, позволяющий реализовать противовоспалительное, противоотечное, болеутоляющее и дренирующее действия, и в конечном результате ускорить восстановление структуры и функций лимфоидных образований носо- и ротоглотки [11]. Циннабсин также является комплексным лекарственным препаратом (регистрационный № 013317/01−190318), оказывающим целенаправленное действие на эпителий слизистой оболочки носоглотки и околоносовых пазух. Комплекс действующих веществ Циннабсина реализует свои эффекты в тканях-мишенях, обеспечивает секретолитические, секретомоторные и дренажные эффекты, восстанавливает функции мерцательного эпителия и способствует быстрому снижению воспаления [12].
В ходе исследования изучали клиническую динамику симптомов (затруднение носового дыхания, выделения из носа и носоглотки, ночной храп) и динамику эндоскопических признаков (отек слизистой оболочки носа, размер ГМ, взаимоотношения ГМ с хоанами и глоточными отверстиями слуховых труб, наличие патологического отделяемого). Обследования производились до начала лечения, на 14-е и 30-е сутки.
Эффективность лечения оценивали по динамике клинических (объективных и субъективных) признаков, а также по данным эндоскопического исследования. Результаты клинического обследования заносили в специально разработанную анкету и оценивали по шкале от 0 до 3 баллов. При этом данные объективного осмотра распределялись следующим образом: 0 баллов присваивалось при отсутствии воспалительных проявлений со стороны полости носа, носоглотки; 1 балл — при слабо выраженных воспалительных проявлениях (незначительный отек слизистой оболочки полости носа); 2 балла — при умеренной выраженности воспалительных проявлений (умеренный отек слизистой оболочки в полости носа и носоглотке, слизистое отделяемое в полости носа и носоглотке); 3 балла — при значительной выраженности воспалительных проявлений (выраженная гиперемия и отек слизистой оболочки полости носа и носоглотки, гнойное отделяемое в полости носа и носоглотке).
Размеры глоточной миндалины оценивались при эндоскопическом исследовании: 1 балл соответствовал 1-й степени гипертрофии, 2 балла — 2-й степени, 3 балла — 3-й степени.
При эндоскопии носоглотки обращали внимание на наличие дисфункции слуховой трубы: 0 баллов — отсутствие, 1 балл — незначительно выраженные явления (трубные валики частично закрыты аденоидной тканью), 2 балла — явления тубоотита выражены значительно.
Субъективные данные (степень затруднения носового дыхания, выделения из носа, ночной храп) также оценивали с использованием балльной системы. При этом 0 баллов соответствовало отсутствию субъективных симптомов. За 1 балл принимали легкие, периодически возникающие, но легко переносимые симптомы; 2 балла — при умеренно выраженных симптомах, которые обращают на себя внимание и влияют на дневную активность; 3 балла соответствовали существенным нарушением дневной активности и ночного сна.
Результаты и обсуждение
Группы были сопоставимы по возрасту, особенностям течения заболевания. На первом визите (до лечения) у детей всех групп наблюдались выраженные симптомы воспалительного процесса со стороны носоглотки и полости носа, которые существенно влияли на дневную активность и ночной сон (суммарно более 15 баллов). При эндоскопическом осмотре у большинства детей наблюдались признаки аденоидита с гипертрофией глоточной миндалины 2—3-й степени. У некоторых пациентов диагностированы явления тубарной дисфункции.
Динамика выраженности клинических признаков в процессе лечения представлена в табл. 1.
Из данных табл. 1 видно, что уже на втором визите (на 14-й день лечения) Тонзилотрен в сочетании с противовоспалительной терапией обеспечил снижение выраженности клинических симптомов хронического аденоидита почти в 2 раза к исходному уровню в группе, а к 30-му дню в данной группе отмечено устойчивое снижение выраженности симптомов хронического аденоидита более чем в 5 раз к исходному в группе и в 2,1 раза больше по сравнению с группой, где применяли только противовоспалительную терапию (3-я группа) (рис. 1).
Полученным данным клинической оценки эффективности лечения соответствуют данные эндоскопического исследования (табл. 2).
Уже через 2 нед эндоскопические признаки хронического аденоидита в 1-й группе уменьшились на 33%, в то время как в 3-й группе пациентов — всего на 13% (см. рис. 1). К окончанию лечения (на 30-е сутки) Тонзилотрен на фоне противовоспалительной терапии в 3,9 раза снижает выраженность эндоскопических признаков хронического аденоидита от исходного уровня. Эффект данной комбинации в 4,3 раза превосходит влияние одной противовоспалительной терапии (см. рис. 1).
Однако, как следует из данных табл. 1 и 2, максимальное снижение суммарного балла симптомов хронического аденоидита наблюдалось в группе детей, принимавших Тонзилотрен + Циннабсин в сочетании с противовоспалительной терапией. В данной группе выраженность клинических симптомов хронического аденоидита к концу лечения сократилась в 10 раз (от исходного уровня) (рис. 2).
Данный эффект был в 2,6 раза значительнее, чем изолированное противовоспалительное лечение. Об этом же свидетельствуют данные эндоскопического исследования (см. рис. 2). Как следует из данных на рис. 2, комбинация Тонзилотрена с Циннабсином вместе с противовоспалительным лечением уменьшала к окончанию лечения выраженность эндоскопических признаков хронического аденоидита по сравнению с исходным уровнем в 7,3 раза. Эффект данной комбинации в 5 раз превосходит эффект одной противовоспалительной терапии (3-я группа).
В группе контроля, получавшей противовоспалительную терапию, на 14-й день у большинства пациентов обратная динамика основных клинических и эндоскопических симптомов отсутствовала. У этих детей сохранялись признаки аденоидита с гипертрофией глоточной миндалины 2—3-й степени (выраженность каждого симптома соответствовала 2—3 баллам).
На 30-е сутки лечения произведена эндоскопическая оценка степени гипертрофии глоточной миндалины во всех трех группах (рис. 3).
Наибольшая доля детей, у которых наблюдалась нормализация размеров глоточной миндалины по данным эндоскопии, регистрировалась в группе детей, принимавших Тонзилотрен + Циннабсин (T & C терапия) в составе комбинированного лечения.
Более быструю и выраженную положительную динамику во 2-й группе можно объяснить наличием у Тонзилотрена и Циннабсина высокой тропности к тканям и органам-мишеням (лимфоидная ткань рото- и носоглотки для Тонзилотрена и эпителий слизистой оболочки носоглотки для Циннабсина) [13, 14]. Очевидно, комплекс эффектов каждого из препаратов дополняет лечебное действие другого, фокусируясь в области реализации хронического воспаления аденоидной ткани. Воспалительный очаг при хроническом аденоидите находится на пересечении функций носоглотки, околоносовых пазух и лимфоаденоидного кольца, однако локализация глоточной миндалины делает проведение местной терапии более затруднительным. Тонзилотрен и Циннабсин, обеспечивая комплексное системное действие, оказывают противовоспалительное действие в более полном объеме по сравнению с местной противовоспалительной терапией. В связи с тем, что оба применяемых препарата (Тонзилотрен и Циннабсин) обладают благоприятными профилями безопасности, их применение особенно перспективно для проведения консервативной терапии хронических аденоидитов у детей.
Максимальное снижение суммарного балла клинических симптомов и эндоскопических признаков хронического аденоидита наблюдалось в группе детей, принимавших Циннабсин + Тонзилотрен в сочетании с противовоспалительной терапией.
Предложенная комбинация использования препаратов Тонзилотрен и Циннабсин (T & C терапия) в комплексном лечении хронических аденоидитов у детей повысила эффективность лечения, привела к сокращению размеров глоточной миндалины, что способствовало предотвращению оперативного вмешательства.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Мальцева Галина Семеновна — д.м.н., ученый секретарь Санкт-Петербургского НИИ ЛОР; 190013, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; https://orcid.org/0000-0003-0670-9566; e-mail: g.s.maltseva@gmail.com
Дроздова Марина Владимировна — д.м.н., зав. отделением реконструктивной хирургии Санкт-Петербургского НИИ ЛОР; 190013, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; https://orcid.org/0000-0001-8883-498X; e-mail: drozdova1504@yandex.ru
Рязанцев Сергей Валентинович — д.м.н., проф., зам. директора по научно-координационной работе Санкт-Петербургского НИИ ЛОР; 190013, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; https://orcid.org/0000-0003-1710-3092; e-mail: professor.ryazantsev@mail.ru
Захарова Галина Порфирьевна — д.м.н., ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского НИИ ЛОР; 190013, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; https://orcid.org/0000-0003-4779-4058; e-mail: galinazaharovalor@yandex.ru
Безшапочный Сергей Борисович — д.м.н., проф., заведующий кафедрой оториноларингологии с травматологией и ортопедией Украинской медицинской стоматологической академии, Полтава; 36000, Украина, Полтава, ул. Шевченко, д. 23