Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Веневцева Ю.Л.

Медицинский институт ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»

Мельников А.Х.

Медицинский институт ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»

Путилин Л.В.

Медицинский институт ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»

Психосоциальные факторы, влияющие на динамику и качество сна студентов медицинского вуза

Авторы:

Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Путилин Л.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2242

Загрузок: 104


Как цитировать:

Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Путилин Л.В. Психосоциальные факторы, влияющие на динамику и качество сна студентов медицинского вуза. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(4):70‑76.
Venevtseva YuL, Melnikov AKh, Putilin LV. Psychosocial factors influencing the dynamics and sleep quality in medical students. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2021;121(4):70‑76. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202112104170

Рекомендуем статьи по данной теме:
Па­то­ге­не­ти­чес­кие ос­но­вы сов­ре­мен­ных под­хо­дов в те­ра­пии на­ру­ше­ний сна в кли­ни­ке деп­рес­сий. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):69-74
Ме­ла­то­нин в ре­гу­ля­ции сна и би­оло­ги­чес­ких рит­мов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):8-13
Вли­яние фраг­мен­та­ции 3-й ста­дии сна и па­ра­док­саль­ной фа­зы сна на сек­ре­цию ме­ла­то­ни­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):26-32
Ве­де­ние па­ци­ен­тов с ин­сом­ни­ей при по­ли­мор­бид­ной па­то­ло­гии. Про­ект кли­ни­чес­ких ре­ко­мен­да­ций. Об­ще­рос­сий­ская об­щес­твен­ная ор­га­ни­за­ция «Рос­сий­ское об­щес­тво сом­но­ло­гов». Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):39-52
Роль вза­имос­вя­зей по оси мозг—ки­шеч­ник—мик­ро­би­ом в ре­гу­ля­ции цир­ка­ди­ан­ных рит­мов, ме­ха­низ­мах сна и их на­ру­ше­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):79-86
На­ру­ше­ния сна у боль­ных с ле­карствен­но-ин­ду­ци­ро­ван­ной го­лов­ной болью. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):93-98
Из­ме­не­ние уров­ня диф­фе­рен­ци­ро­воч­но­го фак­то­ра рос­та — GDF 15 у па­ци­ен­тов с син­дро­мом ап­ноэ сна на фо­не aPAP-те­ра­пии: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):118-124
Роль ас­тро­ци­тов, цир­ка­ди­ан­ных рит­мов и «све­то­во­го заг­ряз­не­ния» в па­то­ге­не­зе бо­лез­ни Альцгей­ме­ра. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):20-25

По современным представлениям, сон должен обеспечить оптимальную активацию и высокую эффективность физиологических систем организма во время бодрствования, а также успешную адаптацию личности к требованиям социума и факторов окружающей среды [1]. Студенты, изучающие медицину, являются одной из подгрупп генеральной популяции, особенно чувствительной к нарушениям режима сна, возможно, из-за длительного напряженного обучения, ночных дежурств, эмоциональных вызовов и невозможности вести здоровый образ жизни [2]. При опросе через социальные сети 314 студентов в США было обнаружено более низкое качество сна у студентов-медиков, чем у здоровых лиц того же возраста [3]. Проблемы со сном были выявлены у 59,4% из 405 студентов 4 университетов в Литве, при этом изучающие медицину демонстрировали худшее качество сна и больше переживали об успеваемости, чем изучающие право и экономику [4].

Пролонгированные наблюдения, проведенные в некоторых странах, показывают рост нарушений сна. В США в период с 2002 по 2012 г. при наблюдении за 30 000 участников распространенность инсомнии особенно выросла среди лиц 25—34 лет (+49%) и 18—24 лет (+30,9%) [5]. В Тайване за 8-летний период частота инсомнии увеличилась с 1,6 до 5,4% у женщин и с 1,3 до 3,0% у мужчин [6].

Динамические исследования свидетельствуют о важной роли хорошего сна в сохранении здоровья. По данным исследования ЭССЕ-РФ, продолжительность сна не влияла на относительный риск инсульта, однако жалобы на нарушения сна (храп, апноэ во сне, трудности засыпания и поддержания сна, а также их сочетания) чаще коррелировали с его развитием [7].

Лишь в отдельных работах изучалось влияние фактора пола на риск развития нарушений здоровья в связи с качеством сна. Так, в течение 14-летнего наблюдения за 657 мужчинами 25—64 лет установлено, что нарушение сна представляет собой сильнодействующий психосоциальный фактор риска развития инфаркта миокарда и инсульта [8]. В то время для женщин был обнаружен противоположный тренд: распространенность нарушений сна в открытой популяции среди женщин 25—44 лет Новосибирска в динамике с 1994 по 2017 г. снизилась с 59,6 до 47,3%, при этом сократилась доля женщин с нарушениями сна, которые считали себя не совсем здоровыми или больными [9].

Исследования динамики частоты нарушений сна в молодежной среде немногочисленны. В 2006 и 2012 гг. 117 студентов университета в Тайване заполняли пакет опросников для оценки качества сна и уровня стресса, из них 14 человек в 2012 г. страдали от инсомнии. Убежденность в плохом сне независимо от негативных жизненных ситуаций при первом обследовании предрасполагала к развитию инсомнии в последующем [10], но авторы не приводят сведений о гендерных особенностях.

Цель исследования — анализ динамики качества сна у студентов медицинского вуза с 2005 по 2019 г. и выявление возможных факторов, влияющих на этот процесс.

Материал и методы

В исследование включены данные 2788 студентов (1919 девушек, 869 юношей) 1-го, 4-го и 6-го курсов Медицинского института ТулГУ, которые в период с 2005 по 2019 г. проходили психофизиологическое тестирование в лаборатории мониторинга здоровья по компьютерным программам Allonic.net и Валеоскан2. Программы включают 45 вопросов гигиенического и поведенческого характера, а также 9 психофизиологических тестов, в том числе корректурную пробу Шульте, цветовой тест М. Люшера (ЦТЛ, 8-цветовой ряд), тесты «Память на образы», Мюнстерберга, «Исключение понятий», «Индивидуальная минута».

Хронотип оценивали в баллах по разработанной нами анкете, где 1 балл соответствует четко выраженному вечернему хронотипу, 2 — умеренно выраженному вечернему, 3 — промежуточному, 4 — умеренно выраженному утреннему, 5 — четко выраженному утреннему. Изучали субъективно оцениваемое качество сна, скорость перехода к активной деятельности по утрам, время наступления вечерней усталости, заставляющей лечь спать, а также предпочитаемое время подъема в свободные дни.

Статистическая обработка (достоверность различий по методу Стьюдента и корреляционный анализ) проведена с использованием пакета анализа MS Excel 7.0. Результаты представлены как M±m. Различия считали достоверными, в том числе для коэффициентов линейной корреляции Пирсона, при уровне значимости p<0,05.

Результаты

Во время обучения на 1-м курсе (1-й семестр) в периоды с 2005 по 2009 г. (5 лет) и с 2016 по 2019 г. (4 года) прошли тестирование 829 студенток и 396 студентов; при обучении на 4-м курсе (7-й семестр) в 2005 г. и с 2014 по 2019 г. (6 лет) — 612 девушек и 283 юноши; при обучении на 6-м курсе (12-й семестр) в 2005 г. и с 2014 по 2019 г. (6 лет) — 478 девушек и 190 юношей. Обследованы дважды: две группы студентов (176 девушек и 90 юношей) — при обучении на 1-м и 6-м курсах, одна группа студентов (107 девушек и 55 юношей) — при обучении на 1-м и 4-м курсах, три группы студентов (234 девушки и 115 юношей) — при обучении на 4-м и 6-м курсах. Среди 1919 студенток и 869 студентов в динамике обследованы 517 девушек и 260 юношей.

В табл. 1 представлены данные распределения по качеству сна студентов 1-го, 4-го и 6-го курсов в 2019 г.: плохим свой сон считали 12,0—14,3% девушек и 8,2—18,4% юношей; 48,9—58,3% студенток и 52,5—55,4% студентов оценивали его как хороший, а остальные — как удовлетворительный. Вместе с тем качество сна студентов 6-го курса было несколько ниже: у девушек — за счет увеличения подгруппы с удовлетворительным сном, а у юношей — за счет увеличения подгруппы с плохим сном, который отметили 18,4% шестикурсников.

Таблица 1. Распределение студентов 1-го, 4-го и 6-го курсов в 2019 г. по качеству сна, %

Субъективная оценка сна

Девушки

Юноши

1-й курс (n=126)

4-й курс (n=108)

6-й курс (n=92)

1-й курс (n=61)

4-й курс (n=56)

6-й курс (n=38)

Хороший

54,0

58,3

48,9

52,5

55,4

55,3

Удовлетворительный

31,7

28,7

39,1

39,3

35,7

26,3

Плохой

14,3

13,0

12,0

8,2

8,9

18,4

Многолетний тренд качества сна у студентов 1-го курса с 2005 по 2019 г. представлен на рис. 1 и 2. В течение 14 лет качество сна снизилось у первокурсников обоих полов: выросла подгруппа с плохим сном за счет уменьшения подгруппы с удовлетворительным сном. Если в 2005—2009 гг. о плохом сне сообщали 2,2—5,0% девушек и 0—5,5% юношей, то за последние 4 года — уже 10,5—13,5% девушек и 6,0—12,5% юношей. Следует отметить, что численность подгруппы с хорошим сном не изменилась.

Рис. 1. Тренд качества сна у девушек 1-го курса с 2005 по 2019 г., %.

Хороший сон, удовлетворительный сон и плохой сон.

Рис. 2. Тренд качества сна у юношей 1-го курса с 2005 по 2019 г., %.

Хороший сон, удовлетворительный сон и плохой сон.

Анализ динамики качества сна за 14-летний период у студентов 4-го курса показал только слабоотрицательный тренд в виде увеличения подгруппы с плохим сном. Если в середине обучения, вне экзаменационного стресса, в 2005 г. у всех студентов сон был хорошим или удовлетворительным, то за 6 лет текущего десятилетия на этом этапе обучения считали свой сон плохим 9,1—13,1% девушек и 6—19,6% юношей.

Многолетний тренд качества сна студентов 6-го курса иллюстрируют рис. 3 и 4. У выпускников обоих полов структура качества сна ухудшается. Возрастает численность подгруппы с плохим сном: у девушек — за счет сокращения подгруппы с удовлетворительным сном, а у юношей — за счет сокращения подгруппы с хорошим сном. В течение последних 2 лет этот процесс выражен особенно четко, что может быть связано с неопределенностью правил приема в ординатуру, вынуждающих совмещать учебу с работой.

Студенты, поступившие в вуз в 2008 и 2009 гг., были обследованы в 1-м и 12-м семестрах. У студентов обоих курсов наблюдался рост подгруппы с плохим сном: с 1,2 до 11,9% и с 3,1 до 15,9% у девушек; с 4,0 до 15,6% и с 5 до 14,3% у юношей (т.е. соответственно в 5,1—9,9 и 2,9—3,9 раза). Если при обучении на 1-м курсе девушки спали несколько лучше, чем юноши, то на 6-м курсе различий не наблюдалось.

Рис. 3. Тренд качества сна у девушек 6-го курса с 2005 по 2019 г., %.

Хороший сон, удовлетворительный сон и плохой сон.

Рис. 4. Тренд качества сна у юношей 6-го курса с 2005 по 2019 г., %.

Хороший сон, удовлетворительный сон и плохой сон.

В процессе обучения с 1-го курса (2016 г.) по 4-й курс (2019 г.) структура сна не изменилась: к плохо спящим себя относили 11,3—13% девушек и 9,1—8,9% юношей. Проспективный анализ показал, что из 5 студентов 1-го курса с плохим сном у 2 он улучшился на 4-м курсе до уровня хорошего, у 2 — до уровня удовлетворительного и только у 1 юноши сохранился, т.е. в 4 из 5 случаев динамика была положительной. Однако 4 из 5 юношей 4-го курса, указавших, что их сон нарушен, на 1-м курсе учились раньше сокурсников и оставались затем на повторное обучение, в том числе в других вузах.

У девушек наблюдалась иная динамика. Из 12 девушек с плохим сном в начале обучения у 2 к 4-му курсу он не изменился, у 5 — улучшился до удовлетворительного, в то время как остальные 5 студенток прекратили обучение из-за неуспеваемости. На 4-м курсе свой сон как плохой оценили 14 девушек, в том числе у 7 сон ухудшился с 1-го курса (у 1 он был хорошим, у 6 — удовлетворительным), а остальные 5 девушек пришли из других вузов в связи с академической неуспеваемостью. Можно видеть, что у девушек положительная (по качеству сна) динамика в процессе обучения с 1-го по 4-й курс наблюдалась реже, а отрицательная (отчисление) — чаще, чем у юношей.

Анализ динамики качества сна в 3 группах при обучении на старших курсах (с 4-го по 6-й) показал неоднозначные результаты. Так, среди студентов выпуска 2017 г. динамика у девушек отсутствовала (13,9% и 12,3% с плохим сном) и была положительной у юношей (8,8% и 0%), однако в 2018 г. к плохо спящим себя отнесли вдвое больше выпускников, чем на 4-м курсе (9,4% и 18,3% девушек; 7,7% и 17,5% юношей). У девушек, закончивших вуз в 2019 г., динамики, как и в 2017 г., не было (9,9% и 12,0%), однако у юношей она была отрицательной (9,9% и 18,4%). Вероятно, одним из факторов, влияющих на этот процесс, может быть участившееся сочетание учебы с работой. Если в 2017 г. работали 50,0±5,9% девушек и 70,3±9,0% юношей, то в 2018 г. — соответственно 70,5±5,9% и 82,0±6,0%, а в 2019 г. — 68,5±5,0% и 78,9±6,7% (+19,0% для девушек и +10,0% для юношей).

Для выяснения факторов, влияющих на качество сна, проведен корреляционный анализ у студентов, обучавшихся на разных курсах в 2019 г. (табл. 2). Психологические проблемы в разных сферах жизнедеятельности студентов могут влиять на качество сна и более значимы для девушек. Во всех группах были обнаружены высокодостоверные отрицательные связи с ощущением дефицита времени, наличием жалоб и положительные связи с качеством пробуждения (быстротой перехода к активной деятельности по утрам). Студенты 5 групп считали, что плохой сон снижает уровень их здоровья. Другими возможными факторами для девушек являются трудность обучения (все курсы) и критическая оценка качества питания (1-й и 4-й курсы); для юношей старших курсов — отношения с преподавателями, что также актуально и для девушек 4-го курса. Положительно относились к употреблению крепких спиртных напитков только девушки 1-го и 4-го курсов, а девушки 4-го курса — и к курению.

Таблица 2. Коэффициенты корреляции Пирсона (r) между самооценкой качества сна и некоторыми поведенческими факторами у студентов 1-го, 4-го и 6-го курсов в 2019 г. (p<0,05)

Поведенческий фактор

Девушки

Юноши

1-й курс (n=126)

4-й курс (n=108)

6-й курс (n=92)

1-й курс (n=61)

4-й курс (n=56)

6-й курс (n=38)

Общежитие

–0,26**

Курение

–0,32**

Крепкие спиртные напитки

–0,21**

–0,23

–0,34

Работа

–0,31**

0,32

Неудовлетворенность фигурой

–0,17

–0,37**

Активированность

–0,25**

–0,33**

Двигательная активность

0,26

0,32

Дефицит времени

–0,32**

–0,29**

–0,22

–0,21

–0,34**

–0,27

Вечерний хронотип

–0,20

–0,40**

Качество пробуждения

0,38**

0,29**

0,22

0,43**

0,62**

0,55**

Время отхода ко сну

0,22**

–0,25

0,34**

Подъем по выходным

–0,24**

–0,34*

Уровень здоровья

0,21**

0,46**

0,26

0,26

0,42**

Динамика здоровья

0,25**

0,36*

0,29**

Жалобы на здоровье

–0,20

–0,33**

–0,26

–0,38**

–0,37**

–0,29

Самооценка питания

0,19

0,18

Желание учиться

0,43**

Трудность обучения

–0,31**

–0,32**

–0,29**

Отношения в учебной группе

0,31**

0,21

Отношения с преподавателями

0,26**

0,33**

0,36

Примечание. * — p<0,05; ** — p<0,01.

Плохие отношения в учебной группе связаны с качеством сна только у студентов 1-го курса, а у студенток — и с проживанием в общежитии.

На старших курсах (у девушек 4-го курса и юношей 6-го курса) на качество сна влияет неудовлетворенность своей фигурой и осанкой. Если совмещение учебы с работой в это время у девушек не способствует хорошему сну, то у юношей даже улучшает его.

Принадлежность к вечернему хронотипу снижает качество сна только у девушек 6-го курса и юношей 4-го курса. Плохо спящие девушки 1-го курса и юноши 4-го курса ложились спать позже, а девушки выпускного курса, наоборот, раньше. Следует отметить, что средний балл успеваемости за 6 лет не коррелировал с качеством сна на 6-м курсе ни у девушек, ни у юношей.

В некоторых группах были выявлены связи качества сна с результатами психофизизиологических тестов и психологическим статусом по данным ЦТЛ. Так, чем хуже сон у студентов обоих полов 1-го и 6-го курсов, тем меньше они делают ошибок в вербальном тесте Мюнстерберга. У девушек 4-го курса была выше скорость выполнения этого теста, а 6-го курса — корректурной пробы (без снижения качества обоих тестов), однако у юношей 6-го курса была хуже кратковременная зрительная память. Полученные данные могут быть связаны с повышенным уровнем активированности во время тестирования.

По данным ЦТЛ, при снижении качества сна возрастал индекс психоэмоциональной напряженности у девушек, обучавшихся на 4-м курсе, и у юношей — на 1-м и 6-м курсах, однако психологические проблемы не были однозначными. Так, в двух группах (юношей 4-го курса и девушек 6-го курса) обнаружены взаимосвязи с передвижением к началу цветового ряда черного цвета, что может соответствовать повышению агрессивности. У плохо спящих юношей 1-го курса к началу ряда передвигался серый цвет (усталость, неучастие), у юношей 6-го курса был ближе фиолетовый (мечтательность) и дальше — красный цвет (препятствия на пути к достижению цели). У девушек 4-го курса более высокую позицию занимал синий (потребность в конгруэнтных отношениях) и дальше от начала ряда располагался желтый цвет (разочарованность). Только в одной группе, у девушек 1-го курса, не обнаружено связей с цветовым предпочтением.

Несмотря на то что качество сна в 2019 г. не коррелировало с объемом использования электронных устройств [11], представляется, что это обстоятельство может являться одним из возможных отрицательных факторов глобального ухудшения сна в молодежной среде. Данные о частоте использования гаджетов в 2005 и 2019 гг. содержит табл. 3. В 2019 г. девушки-первокурсницы пользовались компьютерами и смартфонами достоверно чаще (p=0,0006), затрачивая на это больше времени (p=0,0003), чем 14 лет назад. Юноши 1-го курса при отсутствии различий в частоте обращений к гаджетам сейчас также проводят за экраном больше времени, чем раньше (p=0,0051). Аналогичные данные получены и у студентов 6-го курса: как девушки (p=0,035), так и юноши (p=0,016) стали проводить больше времени за экраном, а девушки сообщили и о более частом использовании электронных устройств.

Обсуждение

Исследование проведено с целью изучения временнóго тренда качества сна у студентов медицинского института и выяснения роли психосоциальных факторов в условиях широкого использования электронных устройств. В период с 2005 по 2019 г. наблюдается ухудшение структуры и качества сна студентов разных курсов, которые прошли тестирование по одним и тем же компьютерным программам в одних и тех же условиях (в начале, середине и конце обучения). Качество сна студентов-медиков, тесно связанное с общей самооценкой здоровья, снижалось с 1-го по 6-й курс, и не менялось в течение первых 3 лет (с 1-го по 4-й курс). Оказалось, что неудовлетворительный сон на 1-м курсе у девушек обладает большей отрицательной прогностической значимостью для академической успеваемости.

Сходные связи характера сна с успеваемостью были обнаружены среди студентов-медиков университета Кувейта: женский пол, средний балл успеваемости и соблюдение гигиены сна были независимо связаны с его качеством [12]. Однако в другом недавнем исследовании, выполненном в университете Сиднея, сообщается, что лучшая успеваемость была связана с лучшим психологическим состоянием на фоне постоянно короткого и менее освежающего сна и раннего отхода ко сну [13].

При корреляционном анализе подтвердилась обнаруженная и в других работах отрицательная зависимость качества сна молодых людей от выраженности вечерних черт в хронотипе [14]. Хотя представления о хронобиологических механизмах, лежащих в основе явления социального десинхроноза, нуждаются в основательном пересмотре [15], полученные нами результаты позволяют предположить, что у девушек с нарушением сна, заканчивающих вуз, вечерняя усталость, заставляющая лечь спать, может наступать раньше, чем у юношей, что совпадает с данными других авторов [13].

Считается, что у лиц с инсомнией больше выражены нейротизм, интровертированность, тревожность и перфекционизм, однако их специфическая роль в этиологии нарушения сна не выяснена из-за отсутствия пролонгированных наблюдений. Хотя личностные факторы могут играть главную роль в развитии инсомнии, они могут являться и следствием нарушенного дневного функционирования из-за проблем со сном [16]. Полученные нами взаимосвязи качества сна с определенными психологическими проблемами по данным ЦТЛ согласуются с мнением, что нарушения сна могут быть маркером текущих или будущих психических проблем у студентов-медиков [17].

Анализ подтвердил увеличение времени, проведенного студентами за экранами компьютеров или мобильных телефонов в 2019 г. относительно 2005 г. Отрицательное влияние электронных устройств на уровень здоровья и качество сна убедительно подтверждается во многих опубликованных работах. Установлена положительная связь между длительностью времени в социальных медиа и нарушениями сна [18], при этом использование электронных гаджетов вечером и ночью выступает самостоятельным предиктором меньшей продолжительности сна, меньшей его эффективности, ощущения нехватки сна [19]. Корреляционный анализ Пирсона и множественный регрессионный анализ показали связь избыточного использования мобильных телефонов с общей оценкой здоровья, а также с ее четырьмя подшкалами и качеством сна у 450 студентов, изучавших в 2014 г. профессиональные болезни в 5 университетах на северо-востоке Ирана [11].

Таким образом, проведенное исследование выявило отрицательную динамику качества сна у студентов всех изученных курсов в течение 14 лет на фоне повышения частоты и времени использования гаджетов, а также при обучении с 1-го по 6-й курс. Проспективный анализ показал, что плохой сон при обучении на 1-м курсе медицинского вуза более прогностически неблагоприятен для девушек, чем для юношей. На 4-м курсе подгруппу плохого сна пополняют студенты, которым требуется больше времени для освоения образовательной программы, вероятно, вследствие сниженной социальной адаптированности. Со снижением качества сна студентов ассоциирован целый комплекс психосоциальных факторов поведенческого характера и повышенный уровень психоэмоциональной напряженности. Высокодостоверным маркером нарушений сна у студентов обоих полов может выступать частое/постоянное ощущение дефицита времени, а его следствием — замедленный переход к активной деятельности по утрам и снижение уровня субъективного здоровья.

К ограничениям работы можно отнести проведение только группового, а не индивидуального анализа динамики качества сна у студентов набора 2008 и 2009 гг. Кроме того, в наших опросниках не было вопроса о времени, проводимом студентом в социальных сетях, хотя это представляется в современных условиях крайне важным новым фактором риска. Необходимы дальнейшие исследования для верификации полученных результатов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.