В последние годы в России отмечено снижение уровня младенческой смертности. За 1993—2002 гг. данный показатель снизился почти на 1/3. Однако современный уровень младенческой смертности в России почти в 5 раз выше, чем в странах с ее минимальным уровнем, и в 3,5 раза выше, чем в Европейском союзе [1—4]. В Архангельской области в последние годы наблюдается сокращение младенческой смертности, но, несмотря на положительную динамику, ситуация остается сложной. Так, показатель младенческой смертности в Архангельской области в 2 раза выше, чем в Европе. Особенно неблагоприятная обстановка наблюдается в Онежском, Устьянском и других районах области, а также в областном центре. В 2010 г. младенческая смертность в Архангельской области по сравнению с 2006 г. снизилась на 33,3% и была равна 6,7 на 1 тыс. родившихся детей [5].
Цель работы — изучение динамики перинатальной и младенческой смертности в Архангельской области.
Материал и методы
Всего изучено 1715 протоколов вскрытия (медицинский архив, централизованное патологоанатомическое отделение областной клинической больницы Архангельска и городской больницы Северодвинска) плодов, новорожденных и детей до 1 года, умерших в 1995—2011 гг. вследствие разных причин дома, в родильных отделениях (домах) Архангельска, в детской областной клинической больнице Архангельска, родильном отделении и городской больнице Северодвинска.
В зависимости от длительности постнатальной жизни материал был разделен на группы: 1) мертворожденные (анте- и интранатальный периоды; 1230 случаев — 71,7%); 2) новорожденные, умершие на 1-й неделе (ранний неонатальный; 268 случаев — 15,6%); 3) новорожденные, умершие с 8-го дня до 1-го месяца (поздний неонатальный; 161 случай — 9,4%); 4) дети 1-го года жизни (младенческий период; 56 случаев — 3,3%). Среди перинатально погибших плоды с экстремально низкой массой тела составляли 16,6% (249 случаев).
Причинами смерти 1230 плодов и 268 новорожденных на 1-й неделе внеутpобной жизни были отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии. Показатели структуры перинатальной смертности представлены в таблице.
Результаты и обсуждение
Выявлено достоверное (р<0,01) нарастание доли врожденных аномалий как в структуре перинатальной смертности по родильным домам, так и в структуре детской смертности по областной детской клинической больнице. Кроме того, в структуре детской смертности достоверно возрастает доля новообразований (лимфома) (р<0,05).
Ежегодно в структуре врожденных аномалий подавляющее большинство составляют множественные врожденные пороки развития, аномалии развития центральной нервной системы и сердца. Менее часто встречаются пороки мочевыделительной, дыхательной и пищеварительной систем, а также синдромы Дауна, Морфана, Эдвардса, Патау. С учетом рекомендации Р.С. Пташекаса [6], увеличение доли врожденных аномалий можно рассматривать как один из маркеров экологически обусловленной патологии перинатального периода.
В группе отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, максимальная доля приходится на антенатальную асфиксию плода, синдром дыхательных расстройств, интранатальную асфиксию плода, асфиксию новорожденного. Несколько реже как причина смерти наблюдаются внутриутробная инфекция, внутриутробная пневмония, кровоизлияние в мозг. Встречаются единичные случаи сепсиса, синдрома фето-фетальной гемотрансфузии, водянки плода, родовой травмы. Это не противоречит данным перинатальной смертности по России.
Новорожденные, пережившие перинатальный период (161 случай), и дети 1-го года жизни (56 случаев) умирали от острых инфекций органов дыхания (пневмоний), врожденных пороков развития одной или нескольких систем и синдрома внезапной детской смерти, а также от травм и отравлений. По данным литературы, достаточно высокий процент в регионе приходится на младенческую смертность вне медицинских учреждений, связанную с социальными причинами, что коррелирует с данными по Российской Федерации за последнее десятилетие [7—9].
Несмотря на изменения в структуре причин младенческой смертности, первое место по-прежнему занимает перинатальная патология. По данным Роспотребнадзора, в 2011 г. в восьми муниципалитетах Архангельской области (Вельский, Коношский, Няндомский, Холмогорский районы, города Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Мирный) уровень младенческой смертности был ниже среднего. Из городских округов наиболее высоким уровень младенческой смертности остается в Архангельске.
Таким образом, при изучении динамики перинатальной и детской смертности за 1995—2011 гг. выявлено увеличение доли аномалий развития с 38 до 42,6%, что подтверждает неблагоприятные тенденции, наблюдающиеся в регионе в последние десятилетия. Среди аномалий превалируют множественные врожденные пороки развития. Наиболее частыми причинами младенческой смертности являются острые инфекции органов дыхания, врожденные пороки развития одной или нескольких систем и синдром внезапной детской смерти. Выявленные изменения структуры детской смертности в районах Крайнего Севера прогнозируют С.Г. Суханов и Л.С. Ходасевич (1987) [10].
Заключение
Показатели детской смертности характеризуют не только состояние здоровья детского населения, но и уровень социально-экономического благополучия общества в целом. Правильный и своевременный анализ детской смертности позволяет разработать ряд конкретных мер по улучшению здоровья беременных и детей, оценить эффективность проводимых профилактических мероприятий, работу местных органов управления здравоохранением по охране материнства и детства. Для разработки мероприятий социально-экономического и медико-организационного характера очень важен анализ структуры младенческой смертности по причинам и полу, а также ее сезонные изменения [5].