Исполнилось 100 лет выдающемуся российскому патологоанатому, члену-корреспонденту РАМН, лауреату Государственной премии СССР, заслуженному деятелю науки РФ, доктору медицинских наук, профессору Анатолию Михайловичу Вихерту (1918—1999 гг.).
А.М. Вихерт родился 23 ноября 1918 г. в семье врача, в последующем профессора, директора клиники факультетской терапии медицинского факультета МГУ. После окончания в 1941 г. I Медицинского института А.М. Вихерт был направлен на фронт в качестве врача танковой части, а затем переведен в ЦПАЛ армии, возглавляемую Н.А. Краевским, где активно участвовал в работе армейской патолого-анатомической службы. Был награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и многими медалями. После демобилизации А.М. Вихерт окончил аспирантуру в группе акад. АМН СССР И.В. Давыдовского, был младшим, а затем старшим научным сотрудником; в 1949 г. защитил кандидатскую диссертацию «Патологическая анатомия и патогенез изменений мочевыводящих путей при ранениях спинного мозга», а в 1958 г. — докторскую диссертацию «Sepsis lenta (патологическая анатомия, клинико-анатомические параллели, вопросы патогенеза и экспериментальное исследование)». В 1959 г. А.М. Вихерт по приглашению акад. АМН СССР А.Л. Мясникова возглавил патолого-анатомическую лабораторию Института терапии АМН СССР (ныне Российский кардиологический научно-производственный комплекс Минздрава России). Лаборатория под руководством А.М. Вихерта превратилась в мощное научное подразделение — отдел сердечно-сосудистой патологии человека, включающий лаборатории патологической анатомии, атеросклероза и нарушений коронарного кровообращения, электронной микроскопии, функциональной морфологии и нейрогистологии, группу биохимии липидов.
Основные исследования А.М. Вихерта, его сотрудников и учеников были посвящены важнейшим проблемам сердечно-сосудистой патологии и нефрологии; при этом использовались современные методы, включая гистохимические, иммуноморфологические, ультраструктурные, а также биохимические. Большое научное и практическое значение имели работы школы А.М. Вихерта, проводимые в рамках международних научных программ, выполнение которых потребовало огромной организаторской работы: это исследования эпидемиологии и патологии атеросклероза по программе ВОЗ и советско-американские исследования по проблеме внезапной сердечной смерти. Большую известность получили пионерские исследования А.М. Вихерта и его учеников В.С. Жданова (Москва), М.П. Митрофанова (Рига), А.М. Лифшица (Ялта), В. Алексеева (Якутск), В.А. Волкова (Рига) по эпидемиологии и патологии атеросклероза, позволившие выявить закономерности развития атеросклероза у населения различных регионов страны. Эти исследования были проведены в 17 городах Советского Союза, причем в 9 городах повторно с интервалом 25 лет (1963—1966 и 1985—1988 гг.), что дало возможность проследить эволюцию атеросклероза за указанный период. Впервые были получены объективные данные, указывающие на возможности существенного изменения темпов прогрессии атеросклероза у человека на популяционном уровне за относительно короткий промежуток времени — на протяжении жизни одного поколения. Данные об ускоренном развитии атеросклероза во втором исследовании имеют важное значение для определения стратегических задач по организации профилактических мероприятий. За работы по эпидемиологии атеросклероза А.М. Вихерт удостоен звания лауреата Государственной премии СССР (1982). Необходимо также отметить оригинальные исследования А.М. Вихерта по морфогенезу атеросклероза, им описаны долипидные изменения в коронарных артериях и аорте. При этом он придавал большое значение педиатрическому этапу развития атеросклероза у человека. В последние годы особое внимание А.М. Вихерт уделял изучению гиперпластических изменений интимы аорты и артерий, имеющих вид ритмических структур. Было показано, что у молодых людей морфогенез фиброзных бляшек в аорте в большинстве случаев связан с ритмическими структурами. Этим подчеркнута ведущая роль сосудистого фактора на начальных этапах атерогенеза, в то время как липидный компонент в поражениях появляется в артериях, уже имеющих структурные изменения.
Многие годы (1977—1995) А.М. Вихерт возглавлял исследования по внезапной смерти, проводимые в рамках российско-американского сотрудничества. Исследования механизмов внезапной смерти включили важнейшие патолого-анатомические, клинические, патофизиологические и биохимические материалы. При изучении этих материалов впервые было сформулировано представление об алкогольной кардиомиопатии как самостоятельной нозологической единице. Кроме того, на основании изучения биоптатов миокарда было показано, что в развитии кардиомиопатий большую роль играют миокардиты.
Широкую известность получили работы А.М. Вихерта и его сотрудников по изучению метаболизма миокарда вне инфарктной зоны, показаны морфологические основы возникновения и прогрессии острой сердечной недостаточности при инфаркте миокарда.
А.М. Вихерт внес большой вклад в становление современных представлений о механизмах развития артериальных гипертоний: показана продукция ренина эпителиоидными клетками юкстагломерулярного аппарата. Особый интерес представляет анализ значения ренин-ангиотензиновой системы в патогенезе различных форм артериальной гипертонии, цирроза печени, сердечной декомпенсации‚ первичного альдостеронизма. Отмечена связь между поражением сосудов почек и возникновением злокачественных форм симптоматической гипертонии. А.М. Вихертом впервые в нашей стране описаны результаты морфологических исследований пункционных биопсий почек. В серии работ показана роль интерстициальных клеток мозгового слоя почки в генезе гипертензивных состояний, связанная с синтезом и секрецией простагландинов клетками интерстиция.
Труды А.М. Вихерта широко известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Им опубликовано более 400 научных работ, в том числе 11 монографий, под его руководством и при его консультировании выполнены 46 кандидатских и 32 докторские диссертации. Признанием научных заслуг А.М. Вихерта явилось его избрание членом-корреспондентом РАМН в 1978 г.
Научную деятельность А.М. Вихерт постоянно сочетал с большой организационной и общественной работой. С 1960 по 1993 г. он был главным патологоанатомом Минздрава СССР, неоднократно избирался в правления Всесоюзного и Московского обществ патологоанатомов, был членом редколлегии журнала «Архив патологии», членом Научного совета по сердечно-сосудистым заболеваниям при РАМН. С именем А.М. Вихерта связана работа по реорганизации патолого-анатомической службы страны, созданию патолого-анатомических бюро как самостоятельных учреждений здравоохранения.
Характерные для А.М. Вихерта принципиальность и требовательность при проведении научных исследований всегда сочетались с внимательным отношением к своим коллегам; неоднократно он принимал активное участие не только в профессиональной судьбе, но и в решении повседневных проблем сотрудников. А.М. Вихерт имел очень широкий круг интересов — его глубоко волновали ход демократических преобразований в стране, общечеловеческие ценности. Круг его интересов распространялся на искусство и спорт. Анатолий Михайлович был истинным натуралистом, любил природу, животных, его страстью были цветы, которые постоянно украшали кабинет.
В памяти всех, знавших Анатолия Михайловича, он остался обаятельным человеком и незаурядным ученым, преданным любимой специальности.
Уместно здесь напомнить воспоминания об А.М. Вихерте проф. Н. Стернби (Институт патологии Лундского университета, Швеция):
«Мы познакомились с проф. А.М. Вихертом в 1961 г., когда было принято решение ВОЗ о начале работ по изучению атеросклероза в европейских странах, включая Швецию, СССР и Чехословакию. Отдел патологии Института клинической кардиологии им. А.М. Мясникова, возглавляемый А.М. Вихертом, стал центром изучения атеросклероза в СССР, а А.М. Вихерт — лидером российской команды.
До начала исследования я встретился с Анатолием Михайловичем в первый раз на втором совещании по планированию программы, которое проходило в Мальмё. Сначала заседания велись при помощи переводчиков, так как ученые из Чехословакии и СССР не очень хорошо владели английским. Но для личных бесед после нескольких рюмок необходимость в переводчиках отпадала! Анатолий Михайлович говорил на специфическом английском и утверждал, что выучил его, читая детективы Агаты Кристи, и так как он немного говорил по-немецки с тех пор, как побывал в Берлине в конце войны, и по-французски, который он учил в школе, его английский представлял собой смесь этих языков с вкраплениями русского. Но самое главное — все это было понятно! Он стал автором нескольких выражений, лучшее из которых, по-моему, — «Наверное да, но я думаю, что нет».
Мы проработали в рамках программы ВОЗ и в течение 15 лет встречались 2—3 раза в год в разных городах Европы. С Анатолием Михайловичем всегда было приятно беседовать: его знания были обширны, и он умел отстаивать свою точку зрения. Иногда наши дискуссии перерастали в горячий спор, но он всегда заканчивался на дружеской ноте, и крайне редко мы не соглашались друг с другом. Наше сотрудничество продолжалось в 80-е и 90-е годы при поддержке Академии медицинских наук СССР и Шведской королевской академии. Мы также работали в ВОЗ в рамках программы «Патобиологические детерминанты атеросклероза у молодых» (PBDAY). Движущей силой нашего сотрудничества был Анатолий Михайлович.
В последний раз мы виделись в ноябре 1998 г. на его 80-летии. Мой давний друг показался мне несколько уставшим, но в хорошей форме, было очень приятно встретиться и вспомнить наших друзей и работу. Он был одним из ведущих российских патологов, проявлял большой интерес к международному сотрудничеству и внес значительный вклад в изучение атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. Память о нем будет жить долгое время».
Сведения об авторах
Бондаренко Екатерина Владимировна, науч. сотр. патологоанатомического отд.; e-mail: ekaterinabondarenko@inbox.ru