Введение
Саркоидоз (болезнь Бенье—Бека—Шауманна) — мультисистемное заболевание неизвестной этиологии, характеризующееся появлением специфических гранулем без казеозного некроза в пораженных органах и тканях. Наряду с органами дыхания при саркоидозе могут поражаться кожа, лимфатические узлы, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная система, эндокринные органы, нервная система, половые органы, орган зрения [1] и др. Для саркоидоза с поражением стенки желудка характерно развитие гранулематозного гастрита. В связи с чрезвычайной редкостью (саркоидоз встречается в 0,08—0,35% гистологических образцов [2—4]) такой патологии желудка возникают существенные трудности при клинической верификации диагноза, проведении дифференциальной диагностики и назначении оптимальной терапии.
Приводим клиническое наблюдение.
Пациентка, 65 лет, на протяжении 21 года страдает саркоидозом легких II—III стадии с хроническим рецидивирующим течением. Длительное время получает преднизолон в дозе 15 мг 1 раз в 2 сут. Из сопутствующей патологии у пациентки выявлена язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (на момент проведения обследования в фазе ремиссии). Пациентке амбулаторно была выполнена эзофагогастродуоденоскопия, при проведении которой обнаружены аксиальная грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, эрозивная гастро- и дуоденопатия, а также очаговая атрофия и гиперплазия слизистой оболочки антрального отдела желудка. В области дна желудка выявлен участок депрессии диаметром 0,4 см с плоской гиперемированной поверхностью и приподнятым краем. Из этого участка была взята биопсия.
Материал и методы
Биоптат желудка зафиксирован в нейтральном 10% забуференном растворе формалина и залит в парафин. Полученные гистологические срезы окрашены по стандартным методикам гематоксилином и эозином, по Ван-Гизону для выявления коллагеновых волокон, а также по Цилю—Нильсену для исключения туберкулезного поражения. Готовые микропрепараты были изучены с помощью светового микроскопа Leica DMLS.
Результаты микроскопического исследования
Слизистая оболочка желудка выстлана одним слоем призматического эпителия, на отдельных участках эпителиальная выстилка отсутствует (рис. 1). В этих участках на поверхности слизистой оболочки расположены нити фибрина и нейтрофильные лейкоциты в небольшом количестве. Желудочные ямки разной глубины, но в области максимально выраженных патологических изменений ямки неглубокие. Лишь на краю микропрепарата присутствуют фундальные железы с узким просветом, выстланные главными и обкладочными клетками.
Собственная пластинка слизистой оболочки практически на всей площади микропрепарата замещена воспалительным инфильтратом. Этот инфильтрат представлен многочисленными гранулемами, в центре которых располагаются эпителиоидные и гигантские многоядерные клетки (рис. 2) с упорядоченными и неупорядоченными ядрами, а по периферии — плотная лимфоцитарная инфильтрация с примесью единичных эозинофилов. Некрозы в гранулемах отсутствуют.
Мышечная пластинка слизистой оболочки (рис. 3) частично фиброзирована и умеренно инфильтрирована лимфоцитами малых размеров. В отдельных срезах в толще мышечной пластинки встречаются гранулемы, имеющие такое же строение, как и гранулемы в собственной пластинке. Во фрагменте подслизистой основы обнаружены отек, выраженная рассеянная инфильтрация лимфоцитами малых и средних размеров.
При окрашивании по Ван-Гизону коллагеновые волокна в небольшом количестве выявлены по периферии некоторых гранулем, а также в области мышечной пластинки слизистой оболочки. Большое количество коллагеновых волокон располагается в подслизистой основе. При окрашивании по Цилю—Нильсену кислотоустойчивые микроорганизмы отсутствуют в цитоплазме многоядерных макрофагов.
Обсуждение
Первое сообщение о болезни Бенье—Бека—Шауманна с локализацией в желудке было сделано в Испании в 1948 г. [5]. С тех пор в мировой литературе описано около 40 случаев саркоидоза желудка [6—10]. Во многих англоязычных статьях присутствуют не только описания клинической картины и инструментальных методов исследования, но и гистологическая характеристика патологических изменений стенки желудка. В русскоязычной литературе [11] существует всего одно описание клинического случая генерализованного саркоидоза с поражением желудка, причем даже в этом наблюдении отсутствует гистологическое подтверждение саркоидозного процесса: по данным гастробиопсии в желудке хронический эрозивный гастрит в фазе обострения.
Желудок, особенно антральная его часть, при саркоидозе поражается чаще, чем другие органы желудочно-кишечного тракта [12]. Вместе с тем гранулематозное воспаление в стенке желудка необходимо дифференцировать от болезни Крона, что требует тщательного изучения анамнестических данных, поскольку оба эти заболевания имеют очень схожие морфологические проявления [13]. В данном случае у рассматриваемой пациентки в анамнезе имеются четкие указания на наличие очагов поражения в легких, а не в тонкой или толстой кишке, что позволяет прийти к выводу, что гранулемы в стенке желудка имеют саркоидную природу.
При обнаружении гранулем в желудке всегда должна быть исключена инфекционная (в частности, туберкулезная) природа поражения [14, 15]. В нашем случае об отсутствии инфекционного агента говорит то, что в гранулемах не выявлен казеозный некроз и не обнаружены кислотоустойчивые микроорганизмы при окрашивании по Цилю—Нильсену.
Считается, что для гранулем при саркоидозе, помимо эпителиоидных и гигантских многоядерных клеток, характерно наличие кровеносных сосудов синусоидного или капиллярного типа [1]. Однако в нашем наблюдении непосредственно в гранулемах сосуды обнаружены не были.
Поскольку у саркоидоза желудка нет специфичных клинических, лабораторных и эндоскопических признаков, то ключевую роль при постановке этого диагноза играет гистологическое исследование. Хотя саркоидоз желудка не относится к широко распространенным заболеваниям, умение распознавать эту патологию, а также проводить дифференциальную диагностику при гранулематозных гастропатиях является одним из важных навыков патологоанатома. Кроме того, выявление патологоанатомом саркоидных гранулем в операционно-биопсийном материале не только из желудочно-кишечного тракта, но и из любых других органов — веское основание для поиска клиницистами генерализованного саркоидоза. Таким образом, от компетентности и внимательности патологоанатома зависят точность и своевременность диагностики саркоидоза любой локализации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Перминова А.А. — https://orcid.org/0000-0002-1946-0029; e-mail: kulikova9404@gmail.com
Антонова И.В. — https://orcid.org/0000-0002-0996-4119
КАК ЦИТИРОВАТЬ:
Перминова А.А., Антонова И.В. Поражение желудка при системном саркоидозе. Архив патологии. 2019;81(6):-77. https://doi.org/10.17116/patol201981061