ЕСМС и ЕСГ
Структура ЕСМС
Европейский союз медицинских специалистов (ЕСМС) (по-французски L’Union Europeenne des Medecins Specialistes - UEMS) был основан в 1958 г., спустя год после создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС). ЕСМС является официальным органом, представляющим всех медицинских специалистов в Европейском сообществе. ЕСМС формируется из работающих специалистов-медиков, делегируемых профессиональными объединениями их стран. Структура организации включает исполнительный комитет и 37 специализированных секций, по одной для каждой дисциплины, официально признаваемой, по меньшей мере, одной третью государств-членов. Некоторые специалисты, не уполномоченные создавать самостоятельные подразделения, входят в существующие секции. ЕСМС сотрудничает с Европейской комиссией, Консультативным комитетом по подготовке медицинских кадров и Постоянным комитетом.
ЕСМС не получает финансовой поддержки ЕЭС и существует за счет членских взносов профессиональных объединений государств-членов.
Секция гастроэнтерологии ЕСМС
Эта секция включает по два делегата от каждой из 30 стран - членов ЕСМС (27 государств ЕЭС, Норвегия, Исландия и Швейцария), а также представителя Постоянной рабочей группы молодых врачей Европы (ПРГ). Делегаты назначаются национальными медицинскими ассоциациями. Азербайджан, Хорватия, Грузия, Израиль и Турция имеют статус ассоциированных государств, а Беларусь, Босния и Герцеговина, Россия и Украина - статус наблюдателей. Две гастроэнтерологические организации (Европейская ассоциация по изучению печени и Ассоциация национальных обществ эндокринологии Европы и Средиземноморья) также представлены наблюдателями.
Европейский совет по гастроэнтерологии (ЕСГ)
Европейский совет по гастроэнтерологии был создан в 1992 г. в качестве рабочего органа, в состав которого входят не более чем по два представителя от каждой страны, один представитель Секции гастроэнтерологии ЕСМС и один - национального общества гастроэнтерологии. Два делегата от каждой страны необходимы, чтобы уравновесить интересы клиницистов и исследователей-теоретиков.
ЕСГ осуществляет следующие основные функции:
- устанавливает стандарты подготовки специалистов в области гастроэнтерологии и обеспечивает их соблюдение;
- разрабатывает предложения по развитию непрерывного медицинского образования (повышения квалификации) и контроля его качества;
- организует обмен стажерами и практикантами;
- собирает данные демографической статистики.
ЕСГ имеет следующие рабочие подкомитеты: комитет по медицинской подготовке и сертификации учебных программ, комитет по непрерывному медицинскому образованию (НМО) и медицинским кадрам. Качество непрерывного медицинского образования анализируется комитетом по оценке НМО ЕСГ и Объединенной европейской гастроэнтерологической федерации (EBG-UEGF).
Повседневная деятельность Секции гастроэнтерологии ЕСМС и Европейского совета по гастроэнтерологии осуществляется исполнительным комитетом, в состав которого входят президент секции, президент совета, генеральный секретарь и казначей. Заседания секции и совета проходят дважды в год во время ежегодно проводимых весенней и осенней недель объединенной европейской гастроэнтерологической федерации (UEGW).
Сертификация программ повышения квалификации
С целью повышения качества подготовки в области гастроэнтерологии ЕСГ проводит аккредитацию высококвалифицированных гастроэнтерологов и сертификацию учебных центров в государствах - членах ЕСМС.
- Гастроэнтерологи, специальная подготовка которых началась ранее 1 января 2004 г. и которые активно работают в этой области, аттестуются ретроспективно (получают ретроспективный сертификат) до 31 декабря 2010 г.
- Кандидаты, чья подготовка началась после 1 января 2004 г., должны были пройти ее в одном из учебных центров, сертифицированных ЕСГ, и/или в полном соответствии с требованиями, установленными ЕСГ (включающим освоение методов общетерапевтического обследования и ультразвукового исследования).
- После 1 января 2011 г. все кандидаты должны получать подготовку в сертифицированных учебных центрах; качество ее подлежит проспективной оценке и должно полностью соответствовать общепринятым европейским требованиям.
Кандидаты, удовлетворяющие всем этим условиям, получают сертификат членства в ЕСГ право именоваться членами ЕСГ. Согласно правилам ЕСМС сертификат членства в ЕСГ выдается не ранее, чем через 2 года после получения аккредитации и национального диплома об образовании.
Инспектирование учебных центров
ЕСГ рекомендует инспектирование учебных центров с целью оценки качества предоставляемого ими обучения и рассматривает такие проверки как основной способ обеспечения должного уровня подготовки
гастроэнтерологов. Инспектирования являются наиболее эффективным инструментом мониторинга высоких стандартов обучения в условиях конкурентного спроса на предоставляемые услуги и сокращения имеющихся ресурсов.
Приветствуется стремление преподавателей существующих или проектируемых учебных центров получить сертификат членства в ЕСГ (ретроспективный сертификат).
С целью повышения качества инспектирования оно должно проводиться двумя независимыми экспертами, назначаемыми ЕСГ. Эксперты выбираются из числа специалистов, работающих в учреждениях другой страны, которые подлежат аналогичным проверкам. Каждые 5 лет путем анкетирования проводится повторная проверка работы каждого учебного центра. Наиболее существенные изменения в его деятельности доводятся до сведения комитета по медицинской подготовке и сертификации учебных программ. Учреждение, удовлетворяющее всем требованиям ЕСГ, получает диплом учебного центра ЕСГ. Учреждению, удовлетворяющему большинству, но не всем требованиям ЕСГ, выдается удостоверение о проведенной проверке вместе с характеристикой его деятельности. Инспектирование учебных центров имеет также целью стимулировать внедрение национальных программ обучения, подготовки инспекторов и сертификации. Важнейшее значение придается качеству индивидуальных национальных программ подготовки специалистов. Отчеты об инспекторских проверках отдельных центров должны содержать примеры надлежащей учебной практики, которые могут быть использованы другими центрами.
Критерии качества подготовки
Теоретические знания
В процессе специальной подготовки обучающиеся должны получить твердые теоретические знания этиологии, патогенеза, развития, клинической симптоматики и способов лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, а также гепатопанкреатобилиарной системы. Обучающиеся должны получить сведения по гистопатологии, микробиологии и паразитологии, клинической патологии, диетологии, онкологии, иммунологии, фармакологии, генетике, молекулярной биологии, эпидемиологии и статистике. Кроме того, они должны иметь представление о планировании штатов медицинских учреждений, экономике здравоохранения и медицинской этике.
Клинический опыт - мультидисциплинарный подход
Обучающиеся должны сознавать свою ответственность за клиническое состояние стационарных и поликлинических больных с самыми разнообразными острыми и хроническим заболеваниями желудочно-кишечного тракта и их осложнениями, при которых требуется медикаментозное и хирургическое лечение либо назначение энтерального или парентерального питания.
Лечение больных должно осуществляться на основе мультидисциплинарного подхода с привлечением хирургов, патоморфологов и врачей лучевой диагностики, а при необходимости также других специалистов, включая работников учреждений первичной медицинской помощи и коммунальных служб.
Информационное посредничество
Особое внимание следует уделять моделям, в которых центральное место занимает пациент и которые предполагают повышение уровня информированности и просвещения больных. Учебный курс должен обеспечить развитие у обучающихся умения понимать и решать психологические проблемы, связанные с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Клиническая компетенция
Клиническая компетенция приобретается в процессе самостоятельной работы на оплачиваемых должностях, занимаемых в порядке открытой и прозрачной конкуренции. Неотъемлемым компонентом учебной программы является участие в контроле клинических действий и работе мультидисциплинарных групп. Следует активно поощрять стремление к самостоятельному обучению и работе по индивидуальным планам.
Клинические исследования
Обучающиеся должны быть ознакомлены с методиками общепринятых лабораторных исследований, а также с визуализационными диагностическими технологиями, такими как эндоскопия, ультразвуковое и рентгеновское исследования (включая компьютерную магнитно-резонансную и позитронно-эмиссионную томографию), рентгенохирургические методы и изотопные исследования. От обучающихся требуется знание ограничений и противопоказаний к использованию этих методов, возможных осложнений и способов их устранения, а также сопутствующих расходов.
Практические занятия
Обучающиеся должны получить адекватную подготовку и компетенцию, необходимые для проведения ряда практических процедур, считающихся основополагающими в гастроэнтерологии. Они перечислены в приводимой ниже таблице. Выполнение этих процедур регистрируется в дневнике практиканта и удостоверяется подписью преподавателя.
Уровень компетенции оценивается и документируется преподавателем. Совет принимает во внимание, что отдельные обучающиеся неравномерно осваивают эндоскопические процедуры.
Считается, что обучающийся полностью освоил технику колоноскопии, если он (она) правильно проводит интубацию слепой кишки у 85-90% пациентов. Этот уровень компетенции документируется контролирующим специалистом. Некоторые обучающиеся достигают его только после проведения 200 процедур.
Критерии оценки учебных центров и преподавательского состава
Подготовка в области гастроэнтерологии осуществляется на базе университетов или афилированных институтов, либо учреждений, обеспечивающих эквивалентное обучение и исследовательские программы, либо университетских клиник, предоставляющих полный набор медицинских, хирургических и диагностических услуг. Учебные помещения должны располагать необходимыми для проведения подготовки площадями, иметь библиотеку, средства обработки и передачи информации, а также предоставлять возможности для индивидуальных занятий обучающихся. Отделения гастроэнтерологии, хирургии, медицинской радиологии и патологии должны быть оснащены стандартным оборудованием, обеспечивающим надлежащий уровень преподавания и клинической подготовки.
Обучающиеся могут участвовать в циклах подготовки на базе нескольких учебных центров. Каждый такой центр, а также весь их комплекс инспектируются экспертами ЕСГ. ЕСГ рекомендует сотрудничающим центрам действовать единой группой.
Преподавательский состав
Деятельность преподавательского состава и администрации учебного центра независимо от его структуры должна быть направлена на подготовку специалистов с использованием соответствующих площадей, оборудования и финансирования, обеспечивающих приоритет потребностей обучения перед предоставлением услуг. Большинство преподавателей должны быть членами ЕСГ.
Преподаватели должны иметь опыт не только клинической работы в области гастроэнтерологии, но и преподавания этой дисциплины, отдавая свое время, силы и энтузиазм реализации учебных программ. Преподаватели должны регулярно посещать собрания междисциплинарных групп с участием хирургов, патоморфологов и врачей лучевой диагностики. Штат преподавателей должен быть достаточно большим, чтобы обеспечивать контроль клинической работы и практических занятий обучающихся.
Каждому обучающемуся выделяется индивидуальный куратор. Оптимальное соотношение обучающихся и преподавателей близко к 1:1.
Должны регулярно проводиться рабочие совещания, мультидисциплинарные конференции, собрания персонала и семинары. Следует поощрять посещение (а в последующем и активное участие) обучающимися локальных, региональных, национальных и международных съездов.
Публикации и научная работа
Учебные центры и программы должны активно содействовать развитию научных исследований и совершенствованию клинической практики. Требуется подтверждение медицинской грамотности (информированности по вопросам охраны здоровья). Обучающиеся должны быть авторами основного материала, по меньшей мере 2 публикаций в журналах, индексируемых в Current Contents. Публикации могут иметь форму описания клинического случая, обзора, передовой статьи и, разумеется, научного исследования. Кроме того, каждый обучающийся должен представить 2 сообщения на конференции по гастроэнтерологии, признаваемой ЕСГ.
Продолжительность подготовки
Директивой Европейского сообщества ЕЕС/16/93 предусматривается минимальная продолжительность подготовки по различным специальностям. ЕСГ рекомендует шестилетнюю подготовку по гастроэнтерологии или эквивалентное обучение без отрыва от производства. Программа такой подготовки включает двухлетний курс изучения внутренних болезней (общая терапия) и, по меньшей мере, трехлетний цикл подготовки в области клинической гастроэнтерологии. Секцией внутренних болезней ЕСМС разработаны методические указания по подготовке в области общей терапии, которыми и следует руководствоваться.
Практические занятия по гастроэнтерологии
На протяжении периода подготовки обучающиеся приобретают практические навыки под наблюдением соответствующих специалистов. При ретроспективной оценке уровня подготовки обучающиеся представляют дневники, заверенные подписью куратора. Ниже приведен перечень минимального числа процедур, которые должен провести обучающийся. Этот перечень служит ориентиром как для обучающихся, так и для преподавателей. Однако лишь выполнение предусмотренного числа процедур не может служить показателем степени квалификации. Желательна и необходима документированная оценка компетенции обучающихся их кураторами на местах.
Абдоминальное ультразвуковое исследование
ЕСГ придерживается согласованного мнения, что обучение методикам ультразвукового исследования является крайне желательным и перспективным элементом подготовки специалистов-гастроэнтерологов. Однако Совет принимает во внимание, что в настоящее время не все центры в отдельных странах располагают возможностями для такой подготовки. Кроме того, еще недостаточно установлена связь между критериями качества обучения, оптимальным набором необходимого оборудования и кооперацией с коллегами-радиологами. Секция лучевой диагностики ЕСМС разделяет это мнение. До приведения имеющихся возможностей в соответствие с критериями качества подготовки ЕГС рекомендует учебным центрам и их преподавательскому составу упорно работать над освоением теории и практики обучения методам ультразвукового исследования и изыскивать ресурсы для предоставления такой подготовки заинтересованным практикантам. Обучение технике абдоминального ультразвукового исследования является предпосылкой освоения метода ультразвуковой эндоскопии.
Новейшие факультативные методы и дисциплины
В данном разделе рассматриваются узкие специальности, навыки и методики, которые не являются базовыми в гастроэнтерологии. Поэтому владение ими не является обязательным для получения диплома ЕСГ. Тем не менее обучающимся может быть предоставлена возможность ознакомиться с некоторыми новейшими методами, их ограничениями и показаниями к применению, а также освоить их практическое использование. Такие случаи должны регистрироваться в дневниках обучающихся. В будущем обучение этим методам может войти в программу обязательной подготовки. Указанное ниже минимальное число процедур служит исключительно для ориентировки; оно может быть существенно увеличено.
Многие обучающиеся могут получить подготовку по новейшим, факультативным дисциплинам, включая следующие:
1. Хирургическая проктология.
2. Лечение больных после пересадки печени и комбинированной патологией печени.
3. Онкология желудочно-кишечного тракта.
4. Современные методы искусственного питания.
5. Генетика желудочно-кишечной патологии.
6. Интервенционная радиология.
7. Эпидемиология.
Заявка на ретроспективную сертификацию членства в ЕСГ
Гастроэнтерологи:
- имеющие национальную аккредитацию/диплом сертифицированного специалиста в области гастроэнтерологии в государстве-члене ЕСМС;
- активно работающие в качестве гастроэнтеролога;
- опубликовавшие 2 статьи и сделавшие 2 сообщения на заседаниях национальных обществ, которые могут быть аттестованы представителем ЕСГ;
- начавшие подготовку до 1 января 2004 г.;
должны заполнить следующую форму заявки (ЕСГ 5).
Заполненная форма заявки (ЕСГ 5) направляется по электронной почте только исполнительному секретарю ЕСГ: febgapplications@eubog.org
К направляемой форме заявки (ЕСГ 5) прилагаются следующие документы:
- отсканированная копия паспорта (или в отсутствие паспорта национальное удостоверение личности) с фотографией, подписью, номером, датой и местом рождения, датой выдачи и датой окончания срока действия;
- отсканированная копия документа национальной аккредитации/диплома сертифицированного специалиста в области гастроэнтерологии;
- отсканированная копия банковского перевода на сумму 250 евро на счет The Section of Gastroenterology, EUMS, Banque Generale Luxemburg, 50 av. JF Kennedy L-2951, Люксембург, номер счета (IBAN): LU47 0030 0109 1080 0000 Bankswift/BIC: BGLLLULL.
Заявка на проспективную сертификацию членства в ЕСГ
Кандидатуры обучающихся в сертифицированных учебных центрах ЕСГ могут оцениваться ретроспективно.
До окончания периода подготовки в области гастроэнтерологии обучающийся заполняет форму заявки (ЕСГ 2), которая визируется руководителем учебной программы. Заполненная форма направляется председателю Комитета по медицинской подготовке и сертификации учебных программ:
Dr. Fernando Azpiroz
Digestive Department
Hospital General Vall d’Hebron
08035 Barcelona
Испания
Вместе со следующими документами:
- копия паспорта;
- копия документа национальной аккредитации/диплома;
- полная автобиография (CV) с подробностями учебной подготовки,
- банковский перевод на сумму 250 евро на счет The Section of Gastroenterology, EUMS, Banque Generale Luxemburg, 50 av. JF Kennedy L-2951, номер счета (IBAN): LU47 0030 0109 1080 0000 Bankswift/BIC: BGLLLULL.
В конце периода подготовки ЕСГ затребует следующие документы для проведения оценки:
- копия документов национальной аккредитации специалиста в области гастроэнтерологии;
- копия документа национальной аккредитации по гастроэнтерологии;
- полная автобиография (CV) с подробностями учебной подготовки;
- краткая справка о полученной подготовке, заверенная преподавателями учебного центра.
ЕСГ рассматривает поданные заявки дважды в год (в мае-июне и октябре). Сертификат членства в ЕСГ выдается не ранее чем через 2 года после получения аккредитации и национального диплома об образовании.
Заявка на аттестацию учебного центра ЕСГ по гастроэнтерологии
Заполненная форма заявки на аттестацию учебного центра ЕСГ (ЕСГ 3) направляется председателю Комитета по медицинской подготовке и сертификации учебных программ:
Dr. Fernando Azpiroz
Digestive Department
Hospital General Vall d’Hebron
08035 Barcelona
Испания
Вместе со следующими документами:
- банковский перевод на сумму 2000 евро на счет The Section of Gastroenterology, EUMS, Banque Generale Luxemburg, 50 av. JF Kennedy L-2951, номер счета (IBAN): LU47 0030 0109 1080 0000 Bankswift/BIC: BGLLLULL.
Одновременно все ведущие члены преподавательского состава учебного центра заполняют форму ЕСГ 5 для получения сертификата членства в Европейском совете по гастроэнтерологии. Указанная сумма предназначена для покрытия транспортных расходов, проживания и непредвиденных расходов инспекторов ЕСГ.
Европейская программа подготовки подробно описана в Blue Book (ЕСГ). При оценке соответствия учебных центров и программ требованиям ЕСГ необходимо иметь в виду следующее:
1. Продолжительность учебной программы должна быть не менее 6 лет, включая двухлетний курс изучения внутренних болезней (общая терапия) и, по меньшей мере, трехлетний цикл подготовки в области клинической гастроэнтерологии. Еще один год может быть посвящен научной работе или по желанию обучающихся специальной подготовке, например, современным методам эндоскопии и гепатологии.
2. Подготовка должна проводиться на базе университетской клиники либо группы сотрудничающих университетов или их филиалов.
3. Штат учебного центра должен включать несколько (не менее одного) специалистов высшей квалификации в области гастроэнтерологии или гепатологии, каждый из которых должен проводить как минимум 5 занятий в неделю.
4. Учебный центр должен обеспечивать адекватную клиническую подготовку и воспитывать у обучающихся ответственность за клиническое состояние стационарных и поликлинических больных, однако рабочая нагрузка не должна быть слишком значительной и лишать обучающихся возможности посвящать достаточно времени самостоятельным занятиям. Примерно половину всего времени они должны уделять клинической работе, а остальное делить между самостоятельными занятиями, преподавательской и научной деятельностью.
5. Учебная программа должна включать формальную подготовку по эндоскопии и ультразвуковому исследованию органов брюшной полости.
6. Необходима современная система учета и регистрации.
7. Учебные центры должны располагать возможностями для обеспечения максимально высоких стандартов гастроэнтерологической практики, в том числе средствами для проведения клинических исследований и менеджмента.
8. Персонал учебного центра должен иметь достаточный клинической опыт (обслуживать адекватное число стационарных и поликлинических больных), а также опыт клинической работы во всех областях гастроэнтерологии.
9. Учебные центры должны располагать адекватной лабораторной базой, обеспечивающей достаточные площади для проведения занятий, контроль за ними и техническую оснащенность.
10. Учебные центры должны обеспечивать адекватное библиотечное обслуживание.
11. Необходима организация системы учебных отпусков, позволяющая обучающимся посещать профессиональные встречи как в данном регионе, так и за его пределами.
12. Необходима система контроля деятельности обучающихся со стороны Регионального комитета последипломной подготовки.
Обучение гастроэнтерологическим процедурам
Подготовка в области гастроэнтерологической эндоскопии и обучение другим методам должны проводиться в условиях адекватного контроля; обучающиеся должны вести дневники, внося в них данные о количестве выполненных процедур и особенностях контроля со стороны старших коллег. Инспектирующая группа должна обращать внимание на следующие моменты:
1. Дневники обучающихся должны быть доступны для просмотра.
2. Подготовка по эндоскопии желудочно-кишечного тракта должна осуществляться на базе учреждения, проводящего, по меньшей мере, 1000 эзофагогастродуоденоскопических (ЭГД) операций в год вместе с сопутствующими терапевтическими процедурами.
3. Учебный центр должен иметь соответствующее оборудование, в том числе эндоскопы в хорошем состоянии, а также необходимые видеосистемы и оптиковолоконную технику.
4. Обучающиеся должны получать инструкции по обращению с больными во время проведения эндоскопии, техническому обслуживанию, очистке и дезинфекции оборудования, технике безопасности, выявлению и устранению возможных осложнений эндоскопии.
5. Подготовка по колоноскопии должна осуществляться на базе учреждения, проводящего, по меньшей мере, 200 процедур в год.
6. Учреждение должно быть оснащено современным оборудованием для колоноскопии, а также при необходимости и оборудованием для проведения рентгеноскопии.
7. Каждый обучающийся должен успешно выполнить 50 колоноскопических процедур под наблюдением инструктора и только после этого может быть допущен к самостоятельной работе.
8. Обучающиеся должны получить подготовку по использованию методов полипэктомии, они должны быть хорошо осведомлены о рисках, связанных с проведением этой операции.
9. Следует поощрять стремление обучающихся посещать занятия по эндоскопической ретроградной холангиопанкреатографии (ЭРХПГ) и колоноскопии.
10. Обучающиеся должны иметь возможность получить теоретическую и практическую подготовку по ультразвуковому исследованию органов брюшной полости на базе либо специализированной гастроэнтерологической клиники, либо сотрудничающего центра, например лучевой диагностики.
11. Каждый обучающийся должен выполнить, по крайней мере, 300 ультразвуковых исследований и не менее 50 абдоминальных биопсий под контролем инструктора.
Формы заявок