David L. Sackett (17.11.1934—13.05.2015) известен нам прежде всего как создатель доказательной медицины (evidence based medicine), но в действительности за свою длинную жизнь он успел много больше.
Как многие американские медики-академики, Дэвид Саккет получил два образования — медицинское в университете Иллинойса и эпидемиологическое (master of science) в Гарварде. За время своей многолетней клинической работы он был участником сотен клинических испытаний и комплексных исследований. В том числе он был ведущим исследователем в рандомизированных клинических исследованиях, впервые показавших действенность аспирина при инфаркте и инсульте, а также эффективность каротидной эндартерэктомии в профилактике инсульта.
Важнейшим уроком и примером для академического мира медицины была уверенность Д. Саккета в новом направлении развития медицинского образования и переподготовки врачей. Более того, он своим примером показал, как можно плодотворно прожить две профессиональные карьеры. Прервав свою успешную академическую и клиническую работу в Канаде, будучи экспертом в области комплаенса, он повторил резидентуру в Англии, чтобы через 20 лет после окончания медицинской школы состояться успешнее в качестве врача.
Академические интересы клинициста Д. Саккета привели его к созданию первой кафедры клинической эпидемиологии и биостатистики в университете МакМастера в 1967 г. Там он выполнил работы, которые наряду с усилиями таких гигантов, как Томас Чалмерс, Альван Фейнштайн, Арчи Кокрейн породили волну критического отношения к медицинской практике и медицинским исследованиям. Уже к концу ХХ века мы видели, как бесчисленные публикации плодовитого коллектива Д. Саккета объединили тысячи врачей и исследователей по всему миру. Медицина, всегда гордившаяся своей связью с наукой, благодаря Д. Саккету стала опираться на научные данные в повседневной практике. Эпидемиология, находившаяся на периферии медицины, впервые смогла интегрироваться в медицину. Разработанные ведущими клиническими эпидемиологами методы и составили инструментарий доказательной медицины. Правда, и через 50 лет после создания пионерской кафедры, клиническая эпидемиология не получила должного признания в развивающихся странах, постсоветских странах, в том числе в России.
С Россией, с СССР в известном смысле связано создание клинической эпидемиологии. В 2009 г. корреспонденту «The Globe and Mail» Д. Саккет рассказывал, что во время кубинского ракетного кризиса его призвали в Службу Общественного Здоровья (Public health Service), где произошло повторное знакомство с эпидемиологией и биостатистикой уже зрелого специалиста. В результате появилось название «клиническая эпидемиология» — сначала в Баффало, а затем последовало и приглашение Д. Саккета во вновь организованную медицинскую школу МакМастера.
Важнейшим вкладом Д. Саккета в клиническую эпидемиологию была систематизация смещений в исследованиях разного типа. Он описал и привел примеры для многих смещений, и его классификацией смещений мы пользуемся до сих пор. Естественным результатом такой работы стало улучшение качества клинических исследований.
Д. Саккет не просто писал, преподавал и проводил клинические испытания. Он собрал блестящих учеников и вместе с ними развернул огромную работу по проверке и структурированию методов работы врача, которая ранее описывалась лишь абстрактными рекомендациями «читать больше». Группой под руководством Д. Саккета были разработаны методы критической оценки научных публикаций, которые стали основой для последующего блестящего прогресса. Ученики и кафедра Д. Саккета остаются тем местом, где разрабатывается система оценки GRADE, технологии Кокрейновского сотрудничества, новые способы дружественного информирования врачей о научных достижениях. Д. Саккет много путешествовал с лекциями и демонстрациями приемов работы с информацией у постели больного, но просветительские путешествия никогда не отстраняли его от разработки фундаментальных вопросов.
Д. Саккет был одним из основателей Кокрейновского сотрудничества. В прошлом году оно отметило 20 лет своего успешного развития. Этот успех и слава Кокрейн как организации высоких научных стандартов во многом определены участием Д. Саккета в течение первого пятилетия.
Его жизнь в основном была связана с университетом МакМастера в Канаде. Там он создал первую кафедру, причем в Канаду Д. Саккет вернулся из Великобритании, где с 1994 по 1999 г. руководил первым британским Центром доказательной медицины, а затем был его почетным консультантом. В Канаду он вернулся уже не в университет, а в глубинку (Маркдейл, Онтарио), где создал Trout Research & Education Centre. Там Д. Саккет работал сам, туда же к нему приезжали коллеги: ежегодно он принимал группы для интерактивного изучения проблем клинических исследований.
Список публикаций Д. Саккета огромен. Поучительно для нас то, что в последних переизданиях книг, впервые подготовленных при его основном авторстве, он снял свое имя. В мире медицинских издательств Дэйв Саккет был известен как человек самых высоких этических стандартов, а как член ряда комитетов он участвовал в создании современных стандартов издательского, журнального дела. Интересы Д. Саккета были широки. В юности он был членом Society for the Preservation and Encouragement of Barber Shop Quartets Singing in America (http://barbershop.org/).
Работа Д. Саккета была отмечена множеством отличий, среди которых Fellow of the Royal Society of Canada, Royal College of Physicians of London and Edinburgh, прижизненное введение в Canadian Medical Hall of Fame, Officer of the Order of Canada, ряд почетных докторских степеней. От многих наград Д. Саккет отказывался, поскольку полагал, что большая часть наград в действительности — не единоличная его заслуга, а результат работы всего его коллектива.