При освоении новых медицинских технологий общепринято отображать накопленный опыт с помощью построения графиков — кривых обучения [1, 2]. Быстрота и широкое распространение мини-инвазивных хирургических технологий в различных разделах клинической онкологии обусловливают необходимость детального изучения кривых обучения [3, 4]. Процесс освоения новых хирургических методик важно изучать, поскольку он связан с возможным негативным влиянием на исход операции [5, 6]. Отсутствие унифицированных подходов при внедрении новых хирургических технологий и, как следствие, низкий контроль качества выполняемых процедур может дискредитировать крупные рандомизированные проспективные исследования, что особенно актуально в онкологии [7]. В представленном обзоре дана историческая справка о развитии концепции кривой обучения в минимально инвазивной онкохирургии, рассмотрены различные формы кривых обучения, предложены методы, с помощью которых можно построить кривые обучения и описать их соответствие современной медицинской практике.
В 1936 г. T. Wright [8], авиационный инженер, опубликовал первое описание кривой обучения. Его тезис состоял в том, что скорость (эффективность) производства компонентов самолета увеличилась при увеличении опыта и квалификации рабочей силы. В промышленности показатели производительности часто очевидны, например время производства, затраты и контроль качества. Однако труднее оценить эффективность конкретной хирургической технологии в медицинской практике [9]. Существует множество определений кривых обучения в хирургии. Наиболее полное описание предложили I. Park и соавт. (2009) [10]: по мнению авторов, кривая обучения —это минимальное количество операций, которое должен выполнить хирург, чтобы воспроизвести хирургическую процедуру со стабильными показателями на основе сравнения с результатами, полученными в стационарах лучших практик [10].
Критерии обучения, связанные с освоением новой хирургической технологии, подразделяются на две категории: показатели самой хирургической операции и показатели эффективности выполненного вмешательства у пациента. Показатели хирургической процедуры включают такие факторы, как длительность (время) операции, величина кровопотери, частота конверсий и интраоперацонных осложнений [2]. Для онкологии помимо указанных факторов обязательно необходимо учитывать радикальность выполненного вмешательства [10]. Исходы для пациентов включают длительность (время) пребывания в стационаре, палате интенсивной терапии, частоту развития послеоперационных осложнений, летальность. При этом в онкологии такой показатель, как выживаемость, имеет очень большое значение [11]. Следует отметить, что анализ выживаемости обусловливает необходимость длительного периода наблюдения. Это приводит к тому, что потенциально негативные последствия лечения могут не выявляться в течение долго времени. Результаты непосредственно хирургической операции, как правило, легче анализировать, и, следовательно, они чаще используются для оценки кривых обучения, хотя они только косвенно связаны с результатами лечения [12, 13].
Стандартная кривая обучения в хирургии состоит из 4 основных точек (см. рисунок). Координата A — начало обучения. После начала освоения кривая обучения поднимается вверх, и характер этого подъема свидетельствует, насколько быстро улучшаются результаты. Данный отрезок может иметь ступенчатый характер, так как не во всех случаях происходит плавное освоение сложной процедуры [14]. Начальный этап обучения, как правило, характеризуется наиболее быстрым освоением методики. Затем оно замедляется, поскольку степень прогрессирования, достигаемая в каждом последующем случае, уменьшается по мере совершенствования техники. После этого наступает период, когда процедура может быть выполнена самостоятельно и компетентно (координата B). При наличии у команды специалистов дополнительного опыта конечный результат может улучшиться в еще большей степени, но не намного (координата C). Дальнейшее накопление опыта приводит к достижению плато (координата D). На графике также описана альтернативная кривая (пунктирная линия) которая демонстрирует временное ухудшение результатов после достижения технической компетентности [15]. Такое падение обусловлено попытками выполнить сложные процедуры, а также применением рискованных технических приемов в стандартных ситуациях, что может приводить к техническим ошибкам и, соответственно, к худшему результату [14]. С возрастом основные хирургические навыки ухудшаются, что приводит к снижению показателей кривой обучения (координата Е) [16].
Рис. Стандартная кривая обучения в хирургии.
Характер и быстрота подъема кривой обучения, как правило, прямо пропорциональны сложности осваиваемой процедуры [17]. Хирургические методы лечения в онкологии относятся к технически сложным, и достижение компетентности (координата B) наступает в более длительные сроки [18]. Кроме того, технические приемы, необходимые для выполнения эндовидеохирургических операций, в корне отличаются от таких в традиционной открытой хирургии, что приводит к дополнительному увеличению времени освоения методики [19]. В таблице представлены наиболее распространенные в онкологии мини-инвазивные операции, указаны критерии, по которым оценивалась кривая обучения, и сроки до достижения уровня плато.
Таблица. Сравнение уровней достижения плато в кривых обучения при основных минимально инвазивных онкологических операциях
Хирургическая операция | Критерии, по которым оценивалась кривая обучения | Число случаев до достижения плато | Ссылка |
Минимально инвазивная эзофагэктомия (тораколапароскопическая) | Время операции Частота развития осложнений Число лимфатических узлов | 50—70 | L. Claassen, 2019 [20] Z. Zhu, 2018 [21] |
Лапароскпическая D2 гастрэктомия | Время операции Число лимфатических узлов | 40—60 | J. Moon, 2015 [22] K. Chi, 2017 [23] |
Лапароскопическая панкреатодуоденальная резекция | Время операции | 47—50 | П.С. Тютюнник, 2015 [24] M. Kendrick, 2010 [25] |
Лапароскопическая колоректальная хирургия | Время операции Частота развития осложнений Конверсия доступа | 50—80 | P. Tekkis, 2005 [26] S. Dincler, 2003 [27] J. Li, 2009 [28] |
Лапароскопическая гистерэктомия | Время операции Периоперационные осложнения | 30—50 | A. Ghomi, 2007 [29] B. Bojahr, 2006 [30] |
Лапароскпическая нефрэктомия/ резекция почки | Время операции | 80—120 | M. Soulie, 2001 [31] M.S. Jha, 2007 [32] |
Видно, что не во всех случаях уровень сложности процедуры влиял на скорость обучения. Так, приемлемые периоперационные результаты при лапароскопической нефрэктомии наступали после 80 операций, а при лапароскопической панкреатодуоденальной резекции — уже после 50-й процедуры. Это может быть связано как с несоответствием исследуемых критериев, так и с отсутствием в анализе таких показателей, как предыдущий опыт хирурга, модель пациента и уровень оснащения операционных [17, 33]. Кроме того, открытым остается вопрос о самом уровне компетентности. В настоящее время нет единого определения уровня компетентности при выполнении хирургических операций, очевидно, что помимо приобретенных технических навыков в этом анализе необходимо учитывать также моральные, когнитивные и личные качества хирурга [34, 35].
Некоторые авторы для оценки эффективности накопления опыта используют метод кумулятивной суммы (CUSUM — cumulative sum), который позволяет выделить и количественно оценить различные варианты кривых обучения [36—38]. Изначально CUSUM-анализ применяли в контроле качества производственного процесса [39]. В хирургии он используется для выявления устойчивых закономерностей изменения индивидуальных показателей в сравнении с общим значением показателя [40, 41]. Графики CUSUM отображают «допустимые» колебания между исследуемым показателем (длительность операции) и общепринятым значением этого показателя. Методика CUSUM применялась при внедрении торако-лапароскопической эзофагэктомии [42], лапароскопической колоректальной хирургии [43], лапароскопической панкреатодуоденальной резекции [24] и эндоскопической онкогинекологии [44]. Мы не нашли работ, в которых использовался CUSUM-анализ при внедрении лапароскопической гастрэктомии и нефрэктомии.
Внедрение мини-инвазивных технологий в онкологию требует комплексного подхода, при этом пока очень мало работ, посвященных разработке такого рода программ [45]. В связи с этим большое значение имеют исследования, направленные на выявление факторов, которые влияют на уменьшение сроков освоения кривых обучения с более низкими показателями неблагоприятных последствий, связанных с обучением. В недавней публикации E. Gottlieb-Vedi и соавт. (2019) [46] было изучено влияние возраста и опыта хирурга на длительность освоения кривых обучения у пациентов, перенесших мини-инвазивную эзофагэктомию. Как показало исследование, у молодых хирургов и хирургов с большим профессиональным опытом кривые обучения были короче, чем у более пожилых хирургов и хирургов с меньшим опытом. Хотя данное исследование имеет ограничения, это первое свидетельство того, что отбор хирургов и их обучение в учреждениях с большим опытом может обеспечивать более безопасную реализацию внедрения таких операций. В другом исследовании, B. Shanker и соавт. (2016) [47], сравнивались результаты освоения лапароскопической колоректальной хирургии между хирургом, обладающим большим опытом «традиционных» операций при колоректальном раке, и хирургом, обладающим большим опытом эндовидеохирургических вмешательств, но не имеющим опыта «открытых» операций на толстой кишке. Как показало исследование, кривая обучения у хирурга с опытом «традиционных» операций была короче, чем у его оппонента. Кроме того, при освоении эндовидеохирургической техники было отмечено меньшее влияние внешних раздражителей (шум, некорректная работа оборудования и т.д.) в группе опытных хирургов, чем у их молодых коллег [48].
Для улучшения процесса освоения эндовидеохирургических методик широко применяются симуляционные программы, такие как упражнения на тренажерах, кадаверные курсы, виртуальные симуляторы. При этом в настоящее время нет единой, общепринятой модели трансляции полученных в симуляционных центрах навыков в практическую работу в операционной [49, 50].
Информация, полученная при анализе кривых обучения, позволяет оценивать результат конкретного специалиста и иногда хирургической бригады в целом. Современные онкологические учреждения работают в рамках междисциплинарной команды, в которую помимо хирургических специалистов входят коллеги других специальностей. Мы не нашли работ, в которых проводился бы анализ кривых обучения для групп специалистов. При этом можно предположить, что с опытом будет улучшаться не только хирургическое мастерство, но и профессионализм других членов команды [51].
Таким образом, изучение накопления опыта в мини-инвазивной онкохирургии является актуальной проблемой, и интерес к ней будет только расти. Необходимы дополнительные исследования для разработки безопасных программ внедрения эндовидеохирургических технологий в онкологическую практику.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.