Венозная система кровоснабжения яичек является уникальной среди эндокринных желез, прежде всего в силу своей протяженности и емкости (рис. 1). Ни одна из эндокринных желез (щитовидная железа, надпочечники и др.) не имеет таких протяженных участков венозного кровеносного русла, которое у яичка можно сравнить с длиной вен предплечья, голени. венозная система левого яичка имеет еще бо`льшую протяженность по сравнению с правым [1]. Частота появления и прогрессирование варикоцеле соответствуют возрастной динамике уровня половых гормонов в крови у мужчин [2].
В исследованиях по ангиологии в последние десятилетия получены данные о влиянии половых гормонов на сосудистую стенку, в том числе на стенку венозного сосуда. Экспериментальные исследования на различных моделях ангиогенеза у животных выявляют заметный эффект действия и мужских, и женских половых гормонов как на морфологию сосудистой стенки, так и на ангиогенез, тонус сосудов [3].
Не менее интересен эффект половых гормонов как вазодилататоров. Сосудорасширяющее действие отмечают в экспериментальных исследованиях как у тестостерона, так и у женских половых гормонов. Влиянию половых гормонов подвержена и стенка артерии, и просвет венозного сосуда [4].
Одним из механизмов реализации влияния половых гормонов на венозную стенку является их взаимодействие с соответствующими рецепторами, обнаруживаемыми гистохимическими методами [5].
Моделью воздействия половых гормонов, в первую очередь эстрадиола и прогестерона, на венозную стенку можно считать наступление беременности, при которой нередко появляется варикозное расширение вен нижних конечностей, тазового сплетения, хронический геморрой [6, 7].
Традиционно описываемые в научной литературе патогенетические механизмы развития варикоцеле в основном сводятся к нарушению венозного оттока по левой почечной вене и к клапанной венозной недостаточности.
Ряд авторов [8], занимающихся изучением варикоцеле, в том числе у лиц молодого возраста, у детей и подростков, отмечают относительную редкость органических поражений почечной и тестикулярной вен в общей массе больных с варикоцеле.
Е.Б. Мазо и соавт. [9] указали на роль левого надпочечника в формировании гормонального дисбаланса при варикоцеле. По их мнению, существующее при варикоцеле изменение направления кровотока в венозной системе левого надпочечника обусловливает попадание катехоламинов в высоких концентрациях из мозгового слоя надпочечника и простагландина Е2 левой почки в сосудистую сеть коры надпочечника. Стимулирующее влияние катехоламинов и простагландина Е2 на клетки коркового слоя надпочечника вызывает активацию стероидогенеза в них. В результате стероидные гормоны левого надпочечника в повышенных количествах попадают в большой круг кровообращения. Вследствие их выраженного антиандрогенного действия развивается повреждение стероидогенеза как в левом, так и в правом яичке.
Непосредственной причиной развития варикоцеле также считают начинающийся в период полового созревания повышенный приток артериальной крови к половым органам, который выявляет несостоятельность тонуса стенки яичковой вены и ведет к дилатации гроздьевидного сплетения [8, 10].
Роль дисплазии соединительной ткани не менее важна и в патогенезе варикозного расширения вен, независимо от их локализации, что подтверждается морфологическими, флебографическими исследованиями [11].
Цель работы - определить роль венозной системы яичек в качестве регулятора содержания половых гормонов.
Материал и методы
Проведено изучение различий уровня половых гормонов в периферической крови и крови из вен лозовидного сплетения в группе мужчин, оперированных по поводу варикоцеле слева.
Оперативное лечение варикоцеле было проведено в городском амбулаторном хирургическом центре Владивостока. Возраст пациентов колебался от 15 до 54 лет. Все пациенты поступали для оперативной коррекции варикоцеле после консультации уролога-андролога, ультразвукового исследования (УЗИ) органов мошонки и исследования сперматогенеза. Помимо рутинного обследования (определение степени варикоцеле, кремастерного рефлекса, орхиоптоза, пробы Вальсальвы и др.), в обязательном порядке проводилось дуплексное сканирование венозной системы яичек с выявлением характеристик кровотока. Для повышения репрезентативности исследования из выборки были исключены пациенты с выраженными гемодинамическими рефлюксами как первого, так и второго типа, при которых показано наложение межвенозных сосудистых анастомозов; обследовали пациентов с первичным, «идиопатическим» варикоцеле II и III степени. Также из исследования были исключены пациенты с двусторонним и правосторонним варикоцеле.
Проведено сравнительное исследование уровня гормонов в крови, оттекающей по сосудам левого яичка, у 36 пациентов с варикоцеле (испытуемая группа). В том числе 22 пациента были оперированы по способу Мармара (микрохирургическая варикоцелэктомия), 14 - по расширенному варианту подпаховой варикоцелэктомии в модификации Гольдштейна (операция Мармара-Гольдштейна). В качестве контрольной группы служили пациенты (n=25), оперированные на мошонке как с правой стороны, так и слева по поводу водянок оболочек яичка, сперматоцеле, паховых грыж, а также другой патологии яичек, не связанной с варикоцеле. Половые гормоны определяли на базе лаборатории «Тафи-диагностика» с помощью аппарата Elecsis2010 методом электрохемилюминесценции. Методика определения заключалась в следующем: во время операции по поводу варикоцеле по способу Мармара кровь для исследования гормонов брали одновременно из локтевой вены и вен семенного канатика.
Для статистического анализа достоверности результатов исследования был использован критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок, который оценивался с помощью компьютерной программы анализа данных Statistica 7.0. Корреляционный анализ данных проводился с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена (r).
Морфологическая часть исследования заключалась в следующем. Во время оперативного вмешательства резецировали на протяжении 1,5-2 см изолированные под оптическим увеличением от лимфатических и артериальных сосудов вены. Таким образом проводили сравнение морфологических изменений вен у одного и того же пациента на стороне поражения из всех венозных бассейнов яичка, вовлеченного в патологический процесс. Необходимо отметить, что морфологические различия вен разных бассейнов были видны уже интраоперационно, при оптическом четырехкратном увеличении. Данные по внешним изменениям вен представлены на рис. 2.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования половых гормонов у пациентов с варикоцеле представлены в табл. 1.
Уровень половых гормонов в крови из вены локтевого сгиба оказался в пределах референсных значений, т.е. нормальным. В то время как показатели гормонов в крови из вены лозовидного сплетения слева, взятой в один и тот же временной промежуток, значительно превышали норму. Кратность превышения при этом была приблизительно одинакова для эстрадиола и тестостерона (более чем в 150 раз), в то время как для прогестерона эта кратность колебалась от 11 до 15 раз.
Анализ показателей концентрации тестостерона выявил высокую значимость уровня достоверности по критерию Манна-Уитни, концентрация половых гормонов в крови из локтевой вены в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной (табл. 2).
Установлена обратная корреляционная слабая связь между уровнем прогестерона в крови из локтевой вены и кратностью показателя тестостерона. Низкий уровень прогестерона в крови из локтевой вены обусловливает повышение показателя кратности уровня тестостерона. Чем старше возраст пациента, тем выше показатель уровня эстрадиола в крови из вен лозовидного сплетения, что является подтверждением возрастной динамики выработки половых гормонов у мужчин (табл. 3).
При изучении уровня фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов (ФСГ, ЛГ) в крови, оттекающей от яичка, отмечено незначительное его снижение, по-видимому, за счет потребления в тканях половой железы (гормонопения потребления). Исследование уровня кортизола в крови из вен лозовидного сплетения не показало его значительного превышения (увеличение в 1,88 раза).
В контрольной группе также отмечена существенная разница между уровнем гормонов в периферической крови и крови, оттекающей от яичка по венам лозовидного сплетения. Тем не менее таких пропорций, как при варикоцеле, она не достигала - превышение в 78,3±13,9 раза.
Также установлена прямая пропорциональная зависимость уровня тестостерона и эстрадиола от степени выраженности варикоцеле, и если кратность превышения уровня этих гормонов в крови из вен лозовидного сплетения колеблется от 50 до 100 раз, это соответствует II степени тяжести варикоцеле, если более 100 раз - речь идет о III степени варикоцеле. Таким образом, определение уровня половых гормонов в крови из вен лозовидного сплетения может стать дополнительным критерием степени тяжести варикоцеле, наравне с клиническими критериями и данными УЗИ. Сопоставление показателей уровня половых гормонов у больного в здоровой вене и пораженной позволило нам найти новую систему оценки степени варикоцеле (патент РФ №2403871 от 15 июня 2009 г.).
Левая почечная вена длиннее, чем правая, анатомически так расположена, что в дистальном отделе на протяжении 1,5-2 см проходит между аортой и верхней брыжеечной артерией и при этом может быть сдавлена передаточной пульсацией указанных сосудистых образований. Другим фактором депонирования крови в системе яичковой вены является само строение венозной стенки яичковой вены и лозовидного сплетения. Результаты морфометрического сравнительного исследования вен левого яичка (лозовидного сплетения и кремастерного сплетения) показывают преобладание вен со среднеразвитым и сильноразвитым типом строения мышечной оболочки, в отличие от вен лозовидного сплетения, которые при относительно большом просвете имели более тонкий мышечный слой и ряд необратимых изменений венозной стенки, характеризующихся ее неравномерным истончением, значительным и стойким расширением просвета вен лозовидного сплетения. Вены яичка являются эмбриологически разными по сравнению с системой кремастерных сосудов мошонки, относятся к венам со «слабым» типом развития мышечной оболочки. Благодаря такому строению вены могут сильно расширяться и выполнять депонирующую функцию [12].
Заключение
Венозная система яичек является важным фактором регуляции уровня половых гормонов, вырабатываемых в яичке. При наличии варикоцеле у пациента может повышаться уровень половых гормонов в крови из вен лозовидного сплетения в десятки и сотни раз, что может служить объективным критерием степени выраженности варикоцеле.
Застой венозной крови в лозовидном сплетении и повышение уровня половых гормонов, особенно эстрогена и прогестерона, вызывает на первой стадии развития варикоцеле состояние гормонально-зависимой флебопатии, могущей претерпевать обратное развитие по мере стабилизации и снижения уровня половых гормонов.
У пациентов с дисплазией соединительной ткани флебопатия переходит в стадию необратимых изменений венозной стенки со значительным и стойким расширением просвета вен лозовидного сплетения.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования - Ю.К., В.М., З.С.
Сбор и обработка материала - З.С., О.П., И.Д., М.Я.
Статистическая обработка - З.С., О.П.
Написание текста - З.С., О.П.
Редактирование - Ю.К., В.М.