Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Дибиров М.Д.

Университетская хирургическая клиника ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» МЗ РФ, Москва, Россия ,ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого, Москва, Россия

Вавилова Т.П.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Минаев А.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Исследование биохимических показателей в биоптатах стенок вен нижних конечностей при варикозной болезни

Авторы:

Дибиров М.Д., Вавилова Т.П., Минаев А.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Флебология. 2019;13(2): 141‑145

Просмотров: 832

Загрузок: 11


Как цитировать:

Дибиров М.Д., Вавилова Т.П., Минаев А.В. Исследование биохимических показателей в биоптатах стенок вен нижних конечностей при варикозной болезни. Флебология. 2019;13(2):141‑145.
Dibirov MD, Vavilova TP, Minaev AV. Biochemical Examination of Varicose Veins Wall Specimens in Patients with Chronic Venous Disease. Journal of Venous Disorders. 2019;13(2):141‑145. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/flebo201913021141

В патогенезе варикозной болезни выделяют ряд факторов, ответственных за развитие данной патологии [1]. К ним относят пол, возраст, наследственность, рост, образ жизни, гормональную терапию, патологию опорно-двигательной системы, избыточную массу тела [2]. Часть из них имеет врожденный или конституционный характер. На этом фоне в определенных условиях синтезируются коллагеновые белки с измененными свойствами [3, 4].

В настоящее время ведутся исследования, целью которых является не только совершенствование методов лечения варикозной болезни [5], но и изучение причин развития деформации венозной стенки и ее осложнений. Установлено, что для варикозно трансформированных вен характерно изменение метаболических реакций, связанное с кислородной недостаточностью, снижением потребления глюкозы и дисрегуляцией образования тромбоксанов, простагландинов и простациклинов. Эти сдвиги происходят на фоне уменьшения количества коллагена, протеогликанов в варикозно измененной венозной стенке и активации лизосомных ферментов, участвующих в катаболизме белков. Распад гладкомышечных и эндотелиальных клеток сопровождается агрегацией тромбоцитов и лейкоцитов [6]. С другой стороны, снижение сосудистого тонуса и развитие первичного варикозного расширения вен происходят на фоне дисбаланса в системе «оксид азота — циклический гуанозинмонофосфат» [7]. Ранее в биоптатах варикозно измененных вен нами было выявлено повышение провоспалительных цитокинов (фактора некроза опухоли-α и интерлейкина-1β), активности аминотрансфераз, участвующих в распаде аминокислот [8].

В качестве маркеров повреждения клеток эндотелия и гладких мышц рассматривают показатели, определяемые в плазме крови: метаболиты оксида азота, уровни молекул адгезии, эндотелина-1, селектинов, гомоцистеина и различных цитокинов [9], фактора Виллебранда, тканевого активатора плазминогена, ингибитора активатора плазминогена 1-го типа, антитромбогенной активности эндотелия [10]. В диагностике тромбозов как осложнения целого ряда заболеваний стали применять определение D-димера — продукта деградации фибрина. Избыток D-димера в крови свидетельствует об активации фибринолиза, которому предшествует усиление коагуляционного каскада с образованием нерастворимого фибрина [11]. Наличие D-димера является признаком образования и деградации фибринового сгустка внутри сосудистого русла и отражает активацию как гемостаза, так и фибринолиза [12].

В то же время количество D-димера, холестерола, иммуноглобулинов A, G, M (IgA, IgG, IgM) непосредственно в венозной стенке и их роль в механизмах развития варикозной болезни не изучены.

Цель исследования — изучить количество D-димера, холестерола и IgA, IgG, IgM, участвующих в образовании комплексных соединений в стенке сосудов, в биоптатах варикозно измененной венозной стенки у пациентов с варикозной болезнью разных классов ХЗВ по классификации CEAP.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 37 пациентов в возрасте 36—60 лет с варикозной болезнью классов С2—C6. Диагноз был подтвержден данными ультразвукового ангиосканирования и функциональных проб. Все пациенты были разделены на четыре группы по классам ХЗВ: С2 (n=9), С3 (n=10), С4 (n=9), С5—С6 (n=9). После оформления информированного согласия в плановом порядке им была выполнена флебэктомия, получено 37 фрагментов варикозно-расширенных вен, расположенных в средней трети бедра. До начала исследования биообразцы хранили при температуре –30 °C, затем отмывали 0,9% раствором натрия хлорида на холоде и гомогенизировали в фарфоровой ступке с кварцевым песком с добавлением 3 мл 0,9% раствора натрия хлорида. Полученные гомогенаты центрифугировали на аппарате Armed CH90−1S 5000 об/мин в течение 15 мин. В надосадочной жидкости спектрофотометрическим методом определяли количество холестерола в пг/г ткани. Содержание D-димера в нг/г ткани и IgA, IgG, IgM в мг/г ткани измеряли с помощью метода иммуноферментного анализа.

Полученные результаты были обработаны с использованием пакета прикладных программ Statistica10.0. Характер распределения определялся методом Шапиро—Уилка: при р<0,05 распределение признака считалось ненормальным. Для описания признаков использовали медианы с указанием интерквартильного размаха. С целью исключения проблем множественных сравнений применяли однофакторный дисперсионный анализ. Так как данные были получены для несвязанных (независимых) выборок и распределение в них отличалось от нормального, применяли критерий Краскела—Уоллиса. Далее проводились апостериорные исследования с учетом поправки Бонферрони (статистически значимыми считались результаты при р<0,017) по критерию Манна—Уитни.

Результаты

Количество D-димера в биоптатах имело статистически значимые различия в зависимости от класса ХЗВ (р<0,001). Уровень D-димера в группе класса С2 колебался от 123 до 184 нг/г ткани и составил 151 (123,6; 163,2) нг/г ткани. У пациентов с классом С3 количество D-димера возрастало до 455,5 (436,1; 501,3) нг/г ткани (р<0,001). Еще большее количество D-димера определялось у пациентов с классом С4 — 1568 (1458; 1652) нг/г ткани (р<0,001) и продолжало увеличиваться у лиц с классом С5—С6 до 3126 (3023; 3145) нг/г ткани (р<0,001) (рис. 1).

Рис. 1. Содержание D-димера в биоптатах вен пациентов с разными классами ХЗВ.

С изменением класса ХЗВ также статистически значимо менялся уровень холестерола в биоптатах ткани (р<0,001). На фоне увеличения количества D-димера в стенке варикозно измененных вен у пациентов с классом С3 и С4 возрастало содержание и холестерола. Так, у пациентов с классом С2 количество холестерола составляло 2,03 (1,9; 2,0) пг/г ткани, а с классом С3 оно увеличивалось до 3,82 (3,34; 4,05) пг/г ткани (р<0,001). Еще большее увеличение наблюдалось в биоптатах вен у пациентов с классом С4, где уровень холестерола достигал 5,22 (5,05; 5,37) пг/г ткани (р<0,001). Однако у пациентов с классом С5—С6 количество холестерола снижалось до 1,52 (1,45; 1,55) пг/г ткани (р=0,0015). Возможно, это связано с резким истончением венозной стенки, что препятствует отложению в ней холестерола (рис. 2).

Рис. 2. Содержание холестерола в биоптатах вен пациентов с разными классами ХЗВ.

Исследование количества IgA и IgG в биоптатах вен выявило, что уровень IgG в 8—10 раз выше содержания IgA. При этом было отмечено увеличение этих показателей в зависимости от класса заболевания (р<0,001). У пациентов с варикозной болезнью класса С2 количество IgA и IgG равнялось 1,36 (1,32; 1,56) и 12,14 (11,5; 13,2) мг/г ткани соответственно. По мере развития заболевания в класс С3 содержание IgA увеличивалось до 1,90 (1,80; 2,03) мг/г ткани (p=0,003), а IgG — до 16,1 (15,5; 16,3) мг/г ткани (р=0,015). Еще большее увеличение наблюдалось при классах С4 и С5—С6, когда количество IgA возрастало до 3,99 (3,79; 4,71) (р<0,001) и 4,97 (4,92; 5,08) мг/г ткани (р<0,001), а уровень IgG достигал значений 25,1 (23,5; 26,1) (р<0,001) и 30,9 (29,8; 32,19) мг/г ткани (р<0,001) соответственно (рис. 3 и 4).

Рис. 4. Содержание IgG в биоптатах вен пациентов с разными классами ХЗВ.
Рис. 3. Содержание IgA в биоптатах вен пациентов с разными классами ХЗВ.

В то же время исследование содержания IgМ в биоптатах варикозно измененных вен не выявило значимых отличий (р>0,05) в уровне данного показателя в зависимости от стадии заболевания.

Обсуждение

Исследование продуктов деградации фибрина по количеству D-димера показало активацию системы фибринолиза во всех классах заболевания, и наиболее выраженный процесс отмечен у пациентов с классом С4—С6. Эти изменения совпадают с увеличением количества IgA и IgG в стенке варикозно измененных вен. Известно, что транспорт холестерола в клетки осуществляется в составе липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) в комплексе с иммуноглобулинами. Исследование количества IgA, IgG в биоптатах вен выявило, что уровень IgG в 8—10 раз выше содержания IgA, что свидетельствует о наличии хронического воспаления в эндотелии сосудов, которое нарастает по мере прогрессирования заболевания. Выявлены наиболее значимые сдвиги в содержании холестерола у пациентов с классом С3 и С4. Таким образом, результаты нашего исследования позволяют расширить представление о патогенезе варикозного расширения подкожных вен нижних конечностей.

Заключение

Варикозное расширение подкожных вен нижних конечностей сопровождается воспалительными деструктивными процессами в венозной стенке, а D-димер является маркером не только тромбообразования, но и воспаления венозной стенки.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — М.Д., Т.П.

Сбор и обработка материала — А.В.

Статистическая обработка данных — А.В.

Написание текста — Т.П., А.В.

Редактирование — М.Д., Т.П.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Дибиров М.Д. — m.dibirov@yandex.ru

Вавилова Т.П. — https://orcid.org/0000-0002-4255-8825

Минаев А.В. — https://orcid.org/0000-0001-6456-1905

Автор, ответственный за переписку: Минаев А.В. —
e-mail: anton-rgmu@rambler.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.