Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Золотухин И.А.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Гаврилов С.Г.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Особенности подготовки к публикации оригинальной медицинской статьи

Авторы:

Золотухин И.А., Гаврилов С.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Флебология. 2023;17(3): 144‑150

Просмотров: 765

Загрузок: 23


Как цитировать:

Золотухин И.А., Гаврилов С.Г. Особенности подготовки к публикации оригинальной медицинской статьи. Флебология. 2023;17(3):144‑150.
Zolotukhin IA, Gavrilov SG. How to Write an Original Medical Paper. Journal of Venous Disorders. 2023;17(3):144‑150. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/flebo202317031144

Введение

Для широкого ознакомления профессионального медицинского сообщества с проведенным научным исследованием лучшим шагом служит публикация его результатов в виде статьи в специализированном издании (журнале). Это дает возможность исследователю представить обнаруженные находки напрямую читателям издания. Важность научной публикации состоит не только в прямой передаче новых данных тем коллегам, которые занимаются практической медициной. Не меньшее значение имеет то, что статью прочтут другие исследователи, работающие в той же области знаний. Ознакомившись с новыми фактами, они могут сопоставить их с собственными результатами, данными других исследователей, провести анализ ситуации и наметить направления дальнейшей работы. Если результаты исследования обладают существенной новизной, проливают свет на аспекты проблемы, которые ранее оставались не до конца выясненными, начинается процесс непрямого представления опубликованных данных. Ссылки на статью появляются в докладах на научных конференциях, а также в статьях других исследователей, которые обращаются к публикации как источнику важных сведений.

Чем более новые и более необходимые для науки и практики данные представлены в статье, тем больше у нее шансов получить широкую известность, обширное цитирование, а у авторов публикации — влиться в ряды ученых, находящихся на переднем крае научного поиска.

Увы, успех научной публикации далеко не всегда определяется важностью содержащихся в ней данных. Более того, может случиться так, что об интересных находках никто или почти никто не узнает, либо узнает, но с опозданием, когда данные уже станут не настолько актуальны. Это нередко происходит, если при подготовке статьи авторы не позаботились оформить ее таким образом, чтобы повысить шансы на публикацию. Плохо подготовленная статья может получить немедленный отказ в редакциях хороших журналов, публикация в которых на порядки повышает «видимость» исследования для коллег. Даже самые интересные данные могут оказаться невоспринимаемы редактором и рецензентами, если статья оформлена из рук вон плохо. В такой ситуации редакции проще бывает отказать в публикации сразу, чем начать работу над приведением статьи в порядок и даже фактически над переписыванием ее заново. Множество крупных, средних и мелких недочетов в неаккуратно оформленной, неправильно структурированной статье вызывает раздражение у рецензента, имеющееся в ней здравое зерно скрывается за ворохом недостатков. Рецензенты, как правило, люди высококвалифицированные, занятые своими собственными исследованиями, и потому понятно их нежелание тратить время, указывая автору на все увиденные недостатки, тем более такие, наличие которых говорит либо о минимальном опыте автора, либо о его нежелании снисходить до каких-то там общих принципов подготовки статей. Статья получает отрицательную рецензию, и авторы начинают путешествие по другим издательствам, нередко в финале предлагая свою работу в журнал, который находится на самой границе категории «мусорных» изданий. Здесь статью с радостью примут в любом виде, авторы вздохнут спокойно, и все результаты их труда благополучно канут в небытие. Потому что «мусорные» журналы никто не читает, а ссылки на публикации в них не одобряются.

Бывает, конечно, и так, что редактор и рецензенты разглядывают все же в статье важные для области науки находки и, несмотря на большой объем недостатков, начинают работу по их исправлению. На это может уйти до нескольких лет, и к моменту публикации данные исследования устаревают, интерес к ним у профессиональной аудитории оказывается уже невысоким.

Правильно оформленная и структурированная статья позволяет тому, кто оценивает ее перспективы на публикацию, сконцентрироваться только на самом важном — на научном потенциале, не отвлекаясь на раздражающие мелочи. Конечно, только лишь оформление, даже идеальное, не гарантирует вам успеха. Но если ваши находки действительно стоят того, чтобы о них узнали остальные, их правильная подача — это уже половина дела.

Данная публикация преследует своей целью предоставить начинающим и уже достаточно опытным исследователям алгоритм, позволяющий правильно оформить научную статью. В некоторой степени советы перекликаются с теми, которые уже прозвучали в нашей предыдущей работе [1], но здесь мы хотим представить алгоритм подготовки статьи детальнее, сосредоточившись в том числе на мелочах, которые тем не менее очень важны.

Итак, при создании медицинской статьи по результатам собственных исследований следует придерживаться выверенной десятками лет и поколениями исследователей структуры представления результатов.

Разделы оригинальной статьи

Статья должна содержать следующие обязательные разделы:

1. Сведения об авторах и месте их работы.

2. Краткое содержание (abstract, резюме).

3. Ключевые слова.

4. Вступление.

5. Материал и методы.

6. Результаты.

7. Обсуждение.

8. Заключение.

9. Характер участия каждого автора в работе.

10. Сообщение о конфликте интересов, финансировании, а также благодарности тем, кто помогал авторам.

11. Список литературы.

Порядок разделов в оригинальной статье на медицинскую тематику должен быть именно таким. Исключения, безусловно, могут быть. Есть журналы, очень немногочисленные, у которых количество, название и порядок разделов могут отличаться от представленного здесь. Поэтому перед началом подготовки статьи целесообразно первым делом ознакомиться с требованиями журнала, куда вы планируете ее подать.

Сведения об авторах

При составлении списка авторов статьи обратите внимание на то, что принципиальное значение имеют две позиции — первая и последняя. В русскоязычной профессиональной среде долгие годы было принято во главе коллектива авторов ставить руководителя учреждения или научной группы, а последним, как правило, располагался аспирант или другой молодой сотрудник, который чаще всего был тем, кто выполнил львиную долю работы по набору, анализу материала и написанию текста статьи. Благодаря в том числе примеру учеников акад. В.С. Савельева, одними из первых в нашей стране перешедших на международные публикационные стандарты, сейчас все больше российских исследовательских групп следуют прямо противоположному подходу, принятому в мире. Первым автором публикации является тот, кто выполнил основной массив работы и написал первый вариант статьи, а последним — глава коллектива.

Краткое содержание (резюме, abstract)

Многие коллеги относятся к подготовке резюме довольно халатно, полагая, что главное — сама статья. И очень сильно ошибаются. Редакторы авторитетных изданий чаще всего начинают оценку качества статьи именно с краткого ее содержания. И нередко им и заканчивают, а автор получает письмо с вежливым отказом.

Краткое содержание должно быть структурировано и включать в себя введение, формулировку цели, разделы «Материал и методы» и «Результаты», заключение. Следует представить самую главную информацию об исследовании и наиболее важные результаты. Отражение результатов в резюме должно быть в идеале таким, чтобы большинство читателей, которым не нужны детали, получили точное и ясное представление об исследовании и даже могли бы на этом закончить свое знакомство со статьей.

Начинают резюме с краткого, в одно-два предложения введения, в котором нужно обозначить актуальность рассматриваемой в статье проблемы. Затем следует сформулировать цель исследования в одном предложении. Не используйте при этом общие фразы про улучшение результатов лечения, оценку возможностей метода и пр. Необходимо кратко и точно показать читателю, чего именно вы хотели достичь. Например, установить изменение такого-то показателя в результате применения такого-то метода.

Раздел «Материал и методы» этого блока должен содержать информацию о дизайне исследования, объекте изучения (пациенты с исследуемым заболеванием, здоровые лица, когорта лиц в группе риска и т.д.) либо о характере эксперимента. Если вы не использовали лечебный метод (интервенцию), а наблюдали за пациентами, следует сообщить, с помощью каких методов проведена оценка их состояния и на каком сроке. Если вы проводили лечебные мероприятия — то какие именно и в какой группе, если групп было больше одной. Необходимо указать срок, на котором была проведена оценка данных.

В разделе «Результаты» нужно представить основные данные, которые соответствуют цели статьи. Не следует пытаться уместить здесь все ваши находки. Если, помимо основных полученных данных, вы обнаружили что-то еще, можно упомянуть в этом разделе резюме о самых интересных или неожиданных из них.

Заключение этого блока должно быть кратким, в одно, максимум в два предложения. Фактически заключение представляет из себя ответ на вопрос, сформулированный в качестве цели исследования.

Ключевые слова

Ключевые слова важны для облегчения читателям поиска нужной информации по базам данных. Достаточно 5—6 ключевых слов, которые должны отражать наиболее важные характеристики исследования, прежде всего, в какой группе пациентов (указать исследуемое заболевание), какие методы диагностики/лечения были изучены, какие клинические исходы были основным предметом оценки.

Введение

Введение должно быть кратким, интересным и информативным. Достаточно будет 3—5 полноценных абзацев. Как правило, оригинальные статьи посвящают какому-либо одному аспекту более широкой проблемы. Не стоит перегружать вступление глубоким и детальным экскурсом в ее историю и актуальность. Большинство читателей вашей статьи наверняка в курсе этого, и повторять набившие оскомину факты и цифры не стоит. В начале вступления можно кратко упомянуть о важности проблемы в целом, используя минимум цифр и ссылок.

Затем следует сосредоточиться на изложении актуальности именно затрагиваемого вами аспекта. Здесь уместны и цифры, и ссылки, но обязательно должна присутствовать логика в том, что именно и почему привело вас к необходимости проведения вашего исследования. Актуализация не должна быть как чрезмерно лаконичной, так и слишком подробной. Ниже, в разделе «Дискуссия», вы сможете еще раз вернуться к обсуждению ранее выполненных исследований, к уже известным данным и «белым пятнам» вопроса.

Завершив вступление, следует сформулировать цель работы. Так же, как и в резюме, это необходимо сделать в одном предложении. Оно может быть более длинным, по сравнению с представленным в резюме, но не должно содержать лишней информации.

Материал и методы

Оптимальная последовательность представления этого раздела выглядит следующим образом:

— дизайн исследования;

— место проведения исследования (учреждение, где работают авторы);

— какая категория больных (какая патология) стала предметом исследования;

— сроки, в которые проводили набор пациентов;

— критерии включения;

— критерии исключения;

— описание исследуемого лечебного (если исследование оценивает исходы лечения) или диагностического (если исследование оценивает результаты диагностических действий) подхода; если в исследовании было несколько групп с разными подходами — описание следует представить для каждой из групп;

— если изучали исходы лечения — следует представить описание диагностического алгоритма, использованного для подтверждения диагноза, без излишних подробностей, в объеме, достаточном для того, чтобы читатель понимал, что было сделано для объективизации данных;

— основной критерий оценки;

— дополнительные критерии оценки;

— методы, использованные для оценки результатов (с указанием, какой метод был применен для каждого критерия);

— сроки наблюдения с указанием, какой критерий оценивали на каком сроке;

— если предварительно рассчитывали размер выборки, следует представить данные, которые были для этого использованы, и результат расчета;

— сведения о разрешении этического комитета на проведение исследования с указанием учреждения, в котором работает комитет, номера протокола и даты выдачи разрешения; в случае, если характер исследования не требовал разрешения этического комитета, сообщить об этом с обоснованием отсутствия такой необходимости;

— сведения о регистрации протокола исследования в общедоступных базах данных (например, в clinicaltrials.gov или аналогичных российских регистрах);

— описание статистической обработки с указанием конкретных критериев и способов расчета при обработке тех или иных данных.

Представленный порядок изложения может отличаться от журнала к журналу, в связи с чем желательно уже на этапе подготовки текста решить, в какой из них вы будете подавать статью. Посмотрите, как оформлен раздел «Материал и методы» в статьях этого издания и придерживайтесь уже проверенного варианта.

Типичной ошибкой многих коллег является включение в данный раздел информации, которая относится к следующей части статьи, т.е. к результатам исследования. Наиболее часто в «Материал и методы» вставляют детальные данные о группе пациентов, включая их исходные демографические и клинические характеристики. Чтобы избежать этого, ответьте сами себе на вопрос: «Какие данные мы могли получить и получили только после того, как последний пациент оказался включен в исследование?» Все, что вы отнесете к этой категории данных, будет результатами исследования: число пациентов, включенных в исследование, их возрастные, половые и другие характеристики, количество выполненных диагностических манипуляций и пр.

Результаты

В начале этого раздела, прежде всего, следует сообщить о том, сколько пациентов были включены, сколько из них завершили исследование и каковы были причины выбывания из исследования. Целесообразно использовать графическое представление процесса набора выборки в виде блок-схемы (flow chart diagram). При последовательном наборе пациентов желательно дать информацию о том, сколько из них были подвергнуты первичному отбору, сколько не соответствовали критериям включения.

Затем шаг за шагом, в соответствии с той же последовательностью, с какой в разделе «Материал и методы» были заявлены оцениваемые исходы, изложите полученные результаты. Строго придерживайтесь правила «что заявлено, то и представлено». Исключением могут быть неожиданные случайные, но очень важные находки.

Можно использовать как только текстовое изложение, так и сопровождать его таблицами, диаграммами, графиками, схемами. При этом не следует в тексте повторять представленную в таблицах и других графических элементах цифровую информацию.

Результаты статистической обработки данных обычно сопровождают сообщением об уровне значимости (величине p). Недостаточно просто указать, что p>0,05 или p<0,05. Есть довольно заметная разница между величиной в 0,049 и в 0,001, хотя обе величины менее 0,05. Следует оптимально указывать точное значение, например p=0,023 или p=0,434. Только если значение p оказалось менее 0,0001, тогда допустимо использовать вариант p<0,0001.

Все результаты должны быть представлены лаконично, без обсуждения. Не следует высказывать ваше мнение о том, почему были получены именно такие данные и что из этого следует. Для этого существует раздел «Обсуждение».

Обсуждение

Этот раздел является важнейшим во всей статье. К сожалению, очень многие авторы не уделяют ему должного внимания, ошибочно полагая, что самое главное — изложить полученные результаты и сообщить свое мнение об их важности. Результаты, без сомнения, важны, однако именно то, как проведено их обсуждение, показывает глубину погружения автора в существо представленной проблемы, отражает понимание им ее различных аспектов, степень знакомства с ранее проведенными исследованиями и способности к аналитической оценке данных. Таким образом, раздел «Обсуждение» дает рецензентам и редакторам, проводящим первоначальную оценку статьи, ясное представление о том, какой авторский коллектив стоит за трудом — энтузиасты-любители, не вполне понимающие суть и реальное значение своих находок, или серьезные исследователи, глубоко вовлеченные в научный поиск.

Оптимальным началом раздела послужит краткое повторное упоминание дизайна исследования, ключевой характеристики группы пациентов и цели работы. Затем следует представить основной результат исследования, при этом можно использовать цифровые данные.

В качестве примера можно привести следующую формулировку: «Мы провели нерандомизированное сравнительное исследование у пациентов с рецидивными паховыми грыжами для оценки влияния интраоперационной пневматической компрессии на частоту послеоперационных венозных тромбоэмболических осложнений (ВТЭО). Нами было установлено, что использование пневмокомпрессии во время операции не приводит к снижению частоты венозного тромбоза в ближайшем послеоперационном периоде. Частота ВТЭО в основной группе составила ...%, в контрольной — ...% (p=...)».

После этого несколько абзацев следует посвятить непосредственно обсуждению, которое начинают со ссылок на данные ранее выполненных другими коллегами исследований на подобную тему и со схожими целями и задачами с указанием их основных результатов. Обнаруженные вами находки могут совпадать или не совпадать с уже известными сведениями либо подтверждать одни данные и противоречить другим. Все это и следует обсудить, указав при наличии противоречий, что может служить их возможной причиной. Точно так же следует поступить и с результатами оценки дополнительных критериев — привести схожие и отличающиеся данные, которые были опубликованы ранее, сравнить их с вашими и изложить свою точку зрения на причины расхождений, если таковые будут.

В случаях, если ваше исследование — первое в своем роде, нужно сообщить, что, насколько вам известно, данная публикация впервые поднимает тот или ной вопрос. Если работа посвящена редко обсуждаемой проблеме, публикации по которой единичны, необходимо сослаться на данные если не каждой из них, то, по крайне мере, большинства. В случае, если затронутый вами аспект изучен достаточно подробно и аналогичных данных опубликовано много, можно использовать для обсуждения результаты метаанализов и систематических обзоров. Вместе с тем желательно ссылаться либо на отдельные наиболее значимые работы, либо на особенно важные, на ваш взгляд, в свете обнаруженных вами находок.

После обсуждения цифровых выкладок следует лаконично, в несколько предложений, сформулировать, что именно ваше исследование сумело добавить к уже имеющемуся объему данных по проблеме (подтвердило известные сведения, обнаружило противоречия с ними, указало на новые грани, требующие дальнейшего изучения). Не следует делать глобальных обобщений и утверждений, которые не вытекают из данных, полученных вами.

Завершают раздел «Обсуждение» сообщением об ограничениях исследования. Нужно указать на все недостатки исследования, которые могут повлиять на точность и масштабируемость ваших результатов. К таким могут относиться, например, сравнение нерандомизированных групп, узкие критерии включения, большая доля выбывших в процессе наблюдения пациентов, слишком долгий срок набора пациентов и т.д. Если недостаток был обусловлен серьезными объективными причинами, например принципиальной невозможностью рандомизации в силу особенностей патологии или ее редкостью, что привело к долгому набору больных, сошлитесь на это. В целом в сообщении об ограничениях вашего исследования нет ничего зазорного. Вы просто констатируете то, что внимательный читатель и сам увидит в вашей статье. Чем беспристрастнее вы оцените собственный труд, тем яснее покажете читателю, что вами движет не желание непременно доказать точку зрения свою или своей школы, а стремление к поиску научной истины.

Заключение

Заключение должно быть коротким, состоять из 1—3 предложений, написанных в настоящем времени. Цифры в заключении использовать нежелательно, их легко найти в тексте статьи и резюме. Чтобы понять, что именно должно быть указано в заключении, посмотрите еще раз на сформулированную вами цель. Заключение — это то, что вы увидели, достигнув ее. Если при решении дополнительных задач вы также обнаружили что-то принципиально важное и интересное, можно указать об этом в заключении.

Характер участия каждого автора в работе

Многие журналы просят авторов дать информацию о характере участия каждого из них в проведенном исследовании, т.е. сообщить, кто подал идею, разработал дизайн работы, участвовал в наборе материала, в анализе данных, написании текста статьи.

Сообщение о конфликте интересов, финансировании, а также благодарности тем, кто помогал авторам

Авторы должны сообщить о наличии или отсутствии конфликта интересов, т.е. о финансовых взаимоотношениях с теми компаниями, на деятельность которых могут оказать влияние опубликованные в статье результаты. Также сами или по требованию журнала авторы предоставляют информацию о финансовой поддержке со стороны коммерческих и некоммерческих организаций (частных или государственных фондов) и сообщают о своей благодарности тем людям, которые помогали в работе, но не являются ее авторами. Эти сведения размещают в конце статьи, после заключения.

Список литературы

Отнеситесь к составлению списка внимательно. Во-первых, составляйте его строго в соответствии с требованиями того журнала, куда вы планируете подать работу. Во-вторых, не думайте, что редактор и рецензенты смотрят только текст статьи. В серьезных изданиях обязательно проверят соответствие того, что вы сообщаете о данных других авторов, с тем, что на самом деле было ими опубликовано. Если вы увидели в какой-либо статье нужную вам цифру и ее источник, не стоит автоматически переносить это в свою работу. Обязательно перепроверьте сами корректность цитирования.

Следует избегать

1. Неряшливый, неаккуратно подготовленный текст создаст о вас плохое впечатление. Разнобой в шрифтах, интервалах, размере полей, отступов и выравнивании абзацев, отсутствие нумерации страниц в документе недопустимы и являются проявлением неуважения к тому, кто будет оценивать работу, вне зависимости от того, ваш ли это научный руководитель на этапе подготовки статьи или редактор журнала, который принимает решение, отправлять ли статью на рецензию либо отказать сразу.

2. Большое количество грамматических и лексических ошибок и недочетов может вызвать не менее удручающее впечатление. Если вы сомневаетесь в своем уровне грамотности, попросите проверить текст более опытного коллегу или привлеките стороннего корректора. Услуги такого рода недороги, специалиста всегда можно найти в интернете.

3. Разговорные термины и профессиональный жаргон недопустимы при написании научной статьи. Подстрочные переводы ряда терминов с английского языка в русском языке имеют совершенно другое значение. Используемые в устной речи некорректные словосочетания, попадая в письменную, указывают на недостаточное внимание авторов к подготовке работы. В таблице приведены распространенные примеры неудачных формулировок.

Примеры правильных и неправильных формулировок, используемых при подготовке научной статьи

Правильно

Неправильно

Комментарий

Основной исход (критерий оценки).

Дополнительный исход (критерий оценки)

Первичная конечная точка

Вторичная конечная точка

Использование термина «конечная точка» показывает плохое знание автором английского языка. Достаточно заглянуть в англо-русский словарь и увидеть, что у термина end-point, калькой с которого является «конечная точка», есть два значения. Первое — собственно, конечная точка, только для маршрута, который преодолел путешественник. Второе — используемое в биомедицинских исследованиях — переводится как «исход, критерий оценки»

Статистически значимо, статистическая значимость

Достоверно

Найденные вами различия в данных всегда достоверны, если только данные не фальсифицированы. А вот различия между ними могут быть случайностью (статистически незначимы) или почти фактом (статистически значимы)

Консервативное лечение, терапия

Консервативная терапия

Терапия консервативна по определению. Она может быть только консервативной и никакой другой

Предотвращать

Профилактировать

В русском языке отсутствует слово «профилактировать»

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.