Олег Иванович Писаренко (к 70-летию со дня рождения)

Журнал: Кардиологический вестник. 2018;13(3): 61‑62

Олег Иванович Писаренко (к 70-летию со дня рождения). Кардиологический вестник. 2018;13(3):61‑62.
To the 70th anniversary of O.I. Pisarenko. Russian Cardiology Bulletin. 2018;13(3):61‑62. (In Russ.)

Наш уважаемый коллега Олег Иванович Писаренко родился в 1948 г. Он получил блестящее образование в стенах химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и там же в 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию. Молодого специалиста всерьез увлекли проблемы экспериментальной кардиологии, и в 1975 г. он присоединился к коллективу лаборатории метаболизма миокарда Института экспериментальной кардиологии во Всесоюзном кардиологическом научном центре АМН СССР (ныне Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава России). В Кардиологическом центре, возглавляемом выдающимся ученым-кардиологом академиком Е.И. Чазовым, Олег Иванович имел уникальные по тем временам возможности для проведения исследований и уверенно набирал научный потенциал и опыт управления научным коллективом. В 1991 г. он успешно защитил докторскую диссертацию по теме «Участие аминокислот в регуляции энергетического обмена мышцы сердца при ишемии и гипоксии». С 1994 г. и по сегодняшний день он руководит лабораторией метаболизма сердца Института экспериментальной кардиологии, созданной по инициативе директора Института экспериментальной кардиологии академика В.Н. Смирнова.

Все эти годы научные исследования Олега Ивановича и его сотрудников сфокусированы на проблемах метаболических нарушений в миокарде при сердечно-сосудистых заболеваниях и разработке методов фармакологической защиты сердца при патологии коронарных сосудов.

Основные направления исследований О.И. Писаренко и его лаборатории включают:

— изучение биохимических механизмов адаптации миокарда к ишемии и реперфузии;

— изучение азотистого и углеводного обмена в сердце больных ИБС и энергетического состояния миокарда при проведении кардиохирургических вмешательств;

— использование фармакологического пре- и посткондиционирования для защиты сердца при ишемии и реперфузии.

На этом нелегком научном пути О.И. Писаренко удалось достичь многого в развитии как фундаментальных, так и прикладных аспектов экспериментальной кардиологии.

Им была высказана и подтверждена гипотеза о сопряжении анаэробного гликолиза, реакций малат-аспартатного челнока и субстратного фосфорилирования в цитозоле и митохондриях за счет катаболизма аспарагиновой и глутаминовой кислот при ишемии. На этой основе были созданы оригинальный кардиоплегический и реперфузионный раствор (Глутон и Перфусол) для защиты миокарда во время операций на открытом сердце в условиях искусственного кровообращения.

Была обоснована стратегия регуляции внутриклеточного рН и обмена в ишемизированном сердце с помощью селективного ингибирования изоформы-1 Na+/H+ переносчика в сарколемме. Показано, что по степени уменьшения размеров инфаркта миокарда и метаболических нарушений в постишемическом сердце ингибирование Na+/H+ обмена сопоставимо с ишемическим прекондиционированием.

Экспериментально подтверждена перспективность направленного транспорта антиоксидантов в митохондрии кардиомиоцитов для уменьшения ишемического и реперфузионного повреждения сердца. Показано, что введение в рацион лабораторным животным препарата SkQ1, разработанного в Институте физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского МГУ акад. В.П. Скулачевым, ограничивает размеры экспериментального инфаркта миокарда, улучшает энергетическое состояние зоны риска и снижает повреждение мембран кардиомиоцитов.

В совместных исследованиях с коллегами из Института химической физики и Института проблем химической физики РАН изучена возможность использования доноров оксида азота различной химической структуры для защиты ишемизированного сердца. Эти результаты явились основой для разработки оригинального кардиопротектора, в состав которого входит железо-органический комплекс с оксидом азота.

В настоящее время О.И. Писаренко, его сотрудники и коллеги из Института экспериментальной кардиологии НМИЦ кардиологии Минздрава России изучают действие синтетических лигандов рецепторов, сопряженных с G-белками, перспективных для запуска механизмов защиты ишемизированного сердца. В этих исследованиях установлено, что оригинальные фармакологические агонисты рецепторов пептидов апелина и галанина, синтезированные в лаборатории синтеза пептидов ИЭК, способны уменьшать гибель кардиомиоцитов от некроза и апоптоза, улучшать сократительную функцию сердца у животных с экспериментальной ишемией миокарда и сердечной недостаточностью. Изучается влияние этих пептидов на метаболизм миокарда, продукцию короткоживущих активных форм кислорода и активность антиоксидантных ферментов сердца. Это направление перспективно для разработки лекарственных средств для терапии острого коронарного синдрома и хронической сердечной недостаточности.

О.И. Писаренко является руководителем проекта по доклиническим исследованиям пептидного препарата Метилин, который показал высокую эффективность при экспериментальной сердечной недостаточности. Учитывая высокую потребность в мире в лекарственных препаратах для лечения сердечной недостаточности, исследования по Метилину были поддержаны Минпромторгом России в рамках федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». В настоящее время Метилин передается на клинические испытания в качестве инновационного лекарственного препарата, предназначенного для пациентов с сердечной недостаточностью.

За время работы в Кардиологическом центре О.И. Писаренко опубликовано более 120 научных статей, три главы в монографиях, он является соавтором шести патентов. Его работы хорошо известны в мире и широко цитируются отечественными и зарубежными исследователями. Наряду с научной деятельностью Олег Иванович активно вовлечен в подготовку научных кадров — кандидатов и докторов наук. Он является членом диссертационного совета при НМИЦ кардиологии Минздрава России, экспертом РНФ, членом Европейской секции Международного общества по изучению сердца, в течение ряда лет входил в состав редколлегии International Journal of Pharmaceutical and Biomedical Research. Награжден Почетной грамотой Министерства здравоохранения РФ.

Для нас Олег Иванович Писаренко является образцом преданности идеалам науки и приверженности высоким стандартам научных исследований. Олег Иванович относится к категории высочайших профессионалов своего дела и щедро делится опытом с молодежью. В нем органично сочетаются доброжелательность и отзывчивость, принципиальность и обязательность, трезвый расчет и душевность. Эти качества снискали ему заслуженное уважение в коллективе.

Сотрудники НМИЦ кардиологии Минздрава России от всей души поздравляют Олега Ивановича Писаренко с юбилеем и желают ему крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов и удачи в его благородном деле — защите человеческого сердца.