В разные исторические отрезки времени и в разных странах всегда существовала правительственная медицина, основной задачей которой было сохранение здоровья руководителей страны. Лечебно-санитарное управление Минздрава СССР, обеспечивающее медицинское наблюдение высших партийных и советских чиновников, было образовано в феврале 1919 г. наркомом здравоохранения Н.А. Семашко как Управление саннадзора Кремля (с 1928 г. — Лечсанупр Кремля). В 1953 г. Лечсанупр Кремля было реорганизовано в 4-е Главное управление при Министерстве здравоохранения СССР.
Отношение к правительственной медицине всегда было двояким. Одни об этой системе говорили, что в ней «полы паркетные, врачи анкетные», другие видели в кремлевской медицине перспективу использования накопленного в ней научного и организационного опыта в «народном» здравоохранении. Е.И. Чазов возглавил 4-е Главное управление в возрасте 37 лет и проработал в должности его руководителя 23 года. А ведь кроме работы в управлении была еще и научная, и лечебная деятельность, которую Евгений Иванович не оставлял ни на один день.
В 1967—1970 гг. Евгений Иванович начал работу по совершенствованию этой системы. Формировалась она на ходу, так как работа шла своим чередом, со своими ежедневно возникающими проблемами. И прежде всего проблемами, связанными с больными, которых ему вместе с другими профессорами приходилось каждодневно консультировать. Евгений Иванович пишет в своих мемуарах: «Один из моментов, позволивших мне избежать трагических ошибок и утвердиться, заключался в том, что рядом со мной были ведущие ученые и клиницисты нашей страны: академики П.Е. Лукомский, Е.М. Тареев, В.Х. Василенко, Е.В. Шмидт, профессора B.C. Маят, А.Я. Абрамян, И.Л. Тагер, М.Л. Краснов, А.Е. Рабухин». Кроме них к работе привлекались академики А.И. Воробьев, А.Г. Чучалин, Н.А. Лопаткин и др. В качестве штатных сотрудников он привлек профессоров А.П. Голикова, В.С. Гасилина, В.Г. Попова, И.В. Мартынова, В.Г. Смагина, О.К. Скобелкина, В.В. Суру и др. В решении организационных вопросов многие годы ему очень помогал В.И. Шахматов.
Как начальник 4-го Главного управления Е.И. Чазов руководил лечением генеральных секретарей ЦК КПСС: Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко и других высших руководителей СССР. Наряду с этим он осуществлял контроль лечения многих руководителей из Алжира, Анголы, Афганистана, Бангладеш, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Египта, Северной Кореи, Йемена, Лаоса, Монголии, Польши, Сирии, Центрально-Африканской Республики, Эфиопии, не говоря уже о сотнях выдающихся политических и общественных деятелей, ученых, писателей, деятелей искусств, таких как М. Келдыш, А. Туполев, М. Янгель, Д. Шостакович, Д. Ойстрах, М. Шолохов, К. Симонов, С. Лемешев и многих других.
«В первые годы работы в 4-м управлении, — пишет Е.И. Чазов, — мне проще было решать профессиональные, сугубо медицинские проблемы диагностики и врачевания, чем разбираться в хитросплетениях сложных политических и личностных взаимоотношений. Постепенно я набирал необходимый дипломатический опыт. При всем этом с первых дней я поставил себя вне всех подобных ситуаций, утверждая себя как независимый врач, выполняющий свой долг».
За годы руководства 4-м Главным управлением наряду с большой работой по подбору кадров Е.И. Чазов создал уникальное лечебно-профилактическое объединение, в недрах которого разрабатывались новые подходы к профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных с различной патологией. Многие его начинания через годы стали внедряться в медицинских учреждениях нашей страны. Е.И. Чазов начал работу в 4-м Главном управлении с анализа статистики заболеваний прикрепленных на медицинское обслуживание лиц и в дальнейшем строил свою работу в соответствии с полученными результатами. Им впервые была внедрена система «семейных врачей» и «мотивированной диспансеризации». В то время многие пытались скрыть свои недуги, которые на фоне напряженной работы нередко быстро прогрессировали. Семейные врачи при встречах с пациентами и беседах с членами семьи проводили разъяснительную работу и нередко добивались изменения отношения к здоровью. Евгений Иванович сумел убедить руководство и добился решения обязательного прохождения ежегодной диспансеризации (без нее не оформляли отпуск).
Под его руководством расширялись реализуемые в системе диагностические возможности. Совершенствовалась лабораторная служба, появлялись новые методы инструментальной диагностики. Так, например, впервые в стране в лечебных учреждениях Управления стали применяться пробы с физической нагрузкой для выявления ранних признаков ишемии миокарда, ультразвуковые и радионуклидные методы исследования и пр. Лечебные учреждения Управления (поликлиники, стационары и санатории) работали на уровне высокой преемственности. Каждый пациент имел единую историю болезни, которая следовала за ним в любое медицинское учреждение. Это экономило время врачей и помогало им избегать ошибок.
Большое внимание Е.И. Чазов уделил созданию блоков интенсивной терапии с внедрением современных видов оказания помощи. В первые годы их работы в Управлении удалось значительно снизить смертность от инфаркта миокарда и инсульта.
Была реорганизована работа скорой помощи. Станции скорой помощи были размещены в Москве с учетом необходимой близости к Кремлю, правительственным учреждениям и местам проживания контингента. Впервые в стране врачи скорой помощи получили разработанные специалистами Управления алгоритмы быстрой диагностики наиболее распространенных заболеваний и оказания неотложной помощи. Было оптимизировано оснащение бригад скорой помощи, созданы новые модели санитарного транспорта. В 4-м Главном управлении впервые были написаны и регулярно обновлялись Клинические рекомендации по диагностике и лечению различных заболеваний, что позволяло создать единую систему диагностических и лечебных мероприятий и повысить качество лечебной работы.
Большой заслугой Е.И. Чазова было создание первой в стране системы реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда и инсульт. Реабилитация как программа восстановления здоровья и работоспособности пациентов была разработана с большой тщательностью. Такого опыта ни у нас, ни за рубежом в то время не было. Евгений Иванович начал с ремонтов и оснащения необходимым оборудованием санаториев Управления, которые быстро стали лучшими в стране. В этот период было построено несколько новых санаториев и домов отдыха. В санаториях были созданы отделения и центры реабилитации. Большая работа была проведена по подбору и подготовке кадров. Постепенно был расширен перечень заболеваний, по которым проводилась реабилитация. Реабилитационные мероприятия осуществлялись по единой программе и давали хороший результат. В короткий отрезок времени существенно сократился срок пребывания этих пациентов на больничном листе и увеличилось возвращение «в строй» ценных и опытных государственных служащих. Этот опыт впоследствии был распространен на все здравоохранение страны.
Особое внимание было уделено созданию алгоритма ранней диагностики злокачественных новообразований. Статистика ранней диагностики этих заболеваний в Управлении была в то время сопоставима с данными врачей Японии, которые в то время были лидерами этого направления.
Евгений Иванович уделял большое внимание повышению квалификации врачей. Этому способствовали регулярные конференции, которые проводились в лечебных учреждениях с приглашением с докладами ведущих специалистов страны. В 4-м Главном управлении был создан учебный центр, на кафедрах которого циклы повышения квалификации проходили врачи системы. Был интересный и полезный опыт проведения конференций Правительственных больниц стран социалистического лагеря. Мне удалось принять участие в двух — в Монголии и на Кубе. Должен сказать, что для меня общение на этих конференциях с ведущими специалистами других стран было чрезвычайно интересным и полезным.
В системе 4-го Главного управления на разных должностях я проработал около 15 лет. Годы работы с Е.И. Чазовым для меня стали школой профессионализма и существенно повлияли на мою судьбу, за что я ему безмерно благодарен. Общение с ним многому учило. Приведу несколько примеров. Евгений Иванович был очень точным человеком. На консилиумы он приезжал не позже чем за 15 минут, вел себя уважительно, демократично и приглашал всех участников консилиума независимо от титулов и ученых степеней высказать свое мнение, а затем подводил итоги с учетом прозвучавших мнений, формулировал диагноз и план ведения больного. В консилиумах иногда принимали участие до 20 ведущих специалистов страны. Эти консилиумы я называл «моими университетами». Я имел возможность не только услышать мнения корифеев, но прочувствовать глубину клинического мышления представителей разных специальностей применительно к сочетанию нескольких видов патологии у консультируемого пациента. Обсуждалась совместимость используемых лекарственных препаратов, что было очень важно в определении главного направления лечения. Такие консилиумы проходили, как правило, за чашкой чая, в дружественной и очень доверительной обстановке. Тон взаимного уважения и доверительности задавал Е.И. Чазов. Ответственность принимаемых решений была очень высока, участники консилиумов это всегда понимали и отдавали себе в этом отчет. Евгений Иванович в общении с подчиненными не повышал голос и всегда говорил спокойно, уважительно и конструктивно. Он старался избегать многословия и ценил краткие разговоры, которые приводили к принятию конкретного решения. Общение с Евгением Ивановичем давало много. Впечатляла его скромность, высокий профессионализм, потрясающая работоспособность и эрудиция. У Евгения Иванович есть качество располагать к себе людей, и в то же время он очень быстро понимал, с кем имеет дело. Характеристики, которые он давал людям, всегда были краткими, точными и уважительными. В редких случаях, когда по различным причинам сотрудники управления уходили с работы, он помогал им трудоустроиться.
Работа Е.И. Чазова в 4-м Главном управлении получила высокую оценку правительства страны, что подтверждается наградами, званиями, премиями и последующим назначение Министром здравоохранения СССР.
За время работы в 4-м Главном управлении Е.И. Чазов не только проявил себя как вдумчивый и высококвалифицированный клиницист, но и вырос как организатор здравоохранения, изменив облик и содержание системы, которая в его годы стала моделью дальнейшего улучшения здравоохранения страны. Многие его идеи и начинания по прошествии лет уже реализуются в нашем здравоохранении или уже реализованы. 4-е Главное управление при Министерстве здравоохранения СССР в период работы в нем Е.И. Чазова стало центром разработки, апробации и внедрения передовых методов диагностики и лечения больных. Е.И. Чазов проявил себя прогрессивным реформатором системы, что позволяет ей и сегодня оставаться флагманом отечественного здравоохранения.
Евгений Иванович Чазов — уникальный человек. Он сделал большой вклад в науку, создал свою школу и проявил себя как высококлассный клиницист. Работа в должности начальника 4-го Главного управления показала его способность быть результативным и эффективным организатором, созидателем нового, что способствовало дальнейшему прогрессу медицины. Результаты его работы еще многие годы будут предметом изучения и внедрения в практику.
В дни юбилея вместе с ветеранами 4-го Главного управления я с большой теплотой и благодарностью вспоминаю годы совместной работы, опыт и школу, которые мы получили. Евгений Иванович является для нас образцом врача — клинициста, организатора здравоохранения, принципиального человека и патриота. Годы его работы в 4-м Главном управлении являются тому ярким и убедительным подтверждением.
Сведения об авторах
Мартынов Анатолий Иванович — академик РАН, д.м.н., профессор кафедры госпитальной терапии №1 МГМСУ им. А.И. Евдокимова, президент Российского научного медицинского общества терапевтов; e-mail: anatmartynov@mail.ru; тел.: +7(963)695-3633