Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Федоров А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России, 197341, Санкт-Петербург, Россия

Хрипун А.И.

Кафедра хирургии и эндоскопии ФУВ Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова

Иванов А.А.

Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, Москва

Гущин А.В.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Таривердиев М.Л.

Общероссийская общественная организация «Российское общество хирургов», Москва, Россия

Сажин А.В.

ФГБОУ ВО «Российский научно-исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, кафедра факультетской хирургии №1, Москва, Россия

Преимущества короткого интенсивного курса профессиональной подготовки в эндоскопической хирургии

Авторы:

Федоров А.В., Хрипун А.И., Иванов А.А., Гущин А.В., Таривердиев М.Л., Сажин А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 293

Загрузок: 1

Как цитировать:

Федоров А.В., Хрипун А.И., Иванов А.А., Гущин А.В., Таривердиев М.Л., Сажин А.В. Преимущества короткого интенсивного курса профессиональной подготовки в эндоскопической хирургии. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2013;(11):69‑71.
Fedorov AV, Khripun AI, Ivanov AA, Gushchin AV, Tariverdiev ML, Sazhin AV. . Pirogov Russian Journal of Surgery. 2013;(11):69‑71. (In Russ.)

Порядок совершенствования профессиональных знаний (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) в нашей стране регламентирован рядом законодательных актов, в том числе приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.08 №705н. В указанном документе в качестве целей профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов называется получение дополнительных знаний, умений и практических навыков, необходимых для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. При этом формы и сроки обучения, содержание и технология повышения квалификации и профессиональной подготовки определяются образовательным учреждением, реализующим соответствующую образовательную программу. Однако известны нормативные часы, выделенные на различные виды подготовки. Так, на циклы тематического усовершенствования определено 72 ч, предполагающих получение как теоретических знаний, так и практических навыков.

Подобные формы образования предполагают отрыв специалиста от основного места работы для прохождения соответствующих тематических курсов, поэтому становится понятным нежелание руководства лечебных учреждений и самих работников систематически участвовать в различных мероприятиях по повышению квалификации сотрудников чаще установленного законодательством пятилетнего срока.

В то же время бурное развитие медицинской науки и практики, особенно в ее высокотехнологичных отраслях, не может подстраиваться под такую вынужденную инерцию в отношении систематического повышения уровня образования врачей и освоения ими профессиональных навыков. В этом плане эндоскопическая хирургия является наиболее ярким примером области медицины, в которой требуется интенсивное обучение врачей [2, 3, 5].

Такой подход появился начиная с 1989 г. в США, затем в Европе, где за 2 дня в специально созданных учебных центрах, при отточенной и интенсивной системе обучения, иногда с проведением операций на животных проходила переподготовка хирургов для работы с использованием появившейся эндохирургической технологии. Удивляло то, что хирург (или бригада хирургов) возвращался в клинику и уже на 3-й день (!) был готов самостоятельно выполнить холецистэктомию. Эффективность такого подхода стала очевидной уже через полтора года - в США было переучено не менее 90% практикующих хирургов. С 1991 г. такие центры появились и в нашей стране, они подтвердили свою эффективность и результативность в отечественной практике, правда, авторам данной работы пришлось добавить 3-й день обучения, так как слишком короткий курс был психологически необычен для наших хирургов. Результат оказался оправданным - через 3 дня хирурги возвращались на основное место работы и начинали на практике использовать освоенные методики операций.

Со временем появилась новая технология обучения - виртуальные тренажеры или симуляторы. Эта технология оказалась гораздо более эффективной, чем прежние, и мы задумались о том, как найти оптимальный вариант тренинга в современных условиях. Конечно, виртуальные тренажеры и симуляторы можно считать историческим прорывом и в педагогике, и в отработке мануальных навыков.

В связи с этим Российским обществом хирургов (РОХ) совместно с Российским национальным исследовательским медицинским университетом им. Н.И. Пирогова (РНИМУ) была поставлена цель - разработать программу короткого интенсивного курса для специалистов, осваивающих эндоскопическую хирургию или совершенствующих свои профессиональные навыки в этом направлении, и оценить эффективность ее практического применения в образовательном учреждении.

Материалы и методы данной работы базировались на организационном, педагогическом, профессиональном опыте ведущих специалистов РОХ и РНИМУ и включали следующие моменты.

Продолжительность курса составляла 8 астрономических часов (включая 1 ч перерыва). Занятия проводили на специализированной симуляционно-тренинговой площадке при университете - в Учебном центре инновационных медицинских технологий РНИМУ. Курс вели специалисты учебного центра из профессорско-преподавательского состава университета, приглашенные резиденты из различных образовательных и лечебных учреждений столицы, представители фирм-производителей высокотехнологичного оборудования и расходных материалов для эндоскопической хирургии. Программа курса включала тематические лекции, занятия на виртуальных компьютерных тренажерах, практические семинары и тренинги на коробочных тренажерах, на биологических тканях в тренировочной операционной системе DryLab, оборудованной эндоскопическами стойками и необходимым инструментарием. Оценка эффективности образовательной формы подготовки специалистов в виде краткосрочного интенсивного курса производилась по результатам тестирования с помощью компьютерной программы, инсталлированной в оболочку виртуального компьютерного тренажера.

Методология проведения работы включала сбор научного материала по применению виртуальных симуляторов в обучении специалистов навыкам эндоскопического шва, обработку полученных данных; разработку научно-образовательного материала для курсантов, обладающего достаточной степенью информативности и наглядности; анализ тестовых материалов оценки уровня усвоения знаний [4].

Учитывая тот факт, что наш опыт проведения данного образовательного мероприятия по разработанной инновационной программе на сегодняшний день единичный, говорить об окончательных результатах работы пока рано, однако целесообразно осветить предварительные данные.

При разработке программы короткого интенсивного курса «Мануальный шов в эндоскопической хирургии» учитывались современные тенденции применения виртуальных образовательных технологий в медицине, актуальные вопросы соединения биологических тканей с использованием эндоскопической техники.

На регистрацию участников, вступительный инструктаж по технике безопасности и условиям работы в специализированном центре, разъяснение характера данной образовательной программы отводилось 15 мин. За это время курсанты знакомились с основными программными положениями предстоящего курса, необходимыми условиями работы на высокотехнологичном медицинском образовательном оборудовании, получали представление о квалификации и опыте специалистов и резидентов центра, а также могли повысить мотивацию к освоению данного раздела хирургии через короткую вводную теоретическую часть.

Следующим шагом данной образовательной модели была серия коротких лекций:

1) «Алгоритм выбора шовного материала для шва различных органов и тканей в дифференцированных условиях» (45 мин);

2) «Практические вопросы выбора и использования шовного материала в хирургии» (45 мин);

3) «Основы работы на виртуальном тренажере-симуляторе» (15 мин).

Во время лекций курсанты могли ознакомиться с основными моментами, определяющими рациональный и безопасный для больного выбор хирургической тактики и техники, шовного материала. Для полноценной работы на компьютерном симуляторе с целью освоения методики наложения эндоскопического шва был проведен подробный инструктаж по предстоящим манипуляциям, эргономике рабочего пространства и грамотной технике выполнения лапароскопической операции. Подобная теоретическая часть настраивала курсантов на правильную работу с самого начала освоения мануальных навыков. Тем самым сокращалось время, затрачиваемое на их подготовку.

После необходимого перерыва курсанты переходили на тестовое практическое занятие на виртуальном компьютерном тренажере по программе «ручной шов - базовые и продвинутые упражнения» (120 мин) под контролем инструктора [6].

Предлагаемые 13 заданий компьютерного симулятора позволяют обучающемуся отработать технику наложения интракорпоральных швов и завязывания узлов. На симуляторе отражается реалистичная реакция тканей, имитируются хирургическая нить, разрез тканей, иглы, иглодержатели, швы (непрерывный и узловой), завязывание узлов, анастомозы.

Вслед за этим этапом программы курса следовал семинар «Основы мануального шва в хирургии» (15 мин) и практическое занятие на коробочном тренажере (45 мин). Таким образом, курсанты имели возможность закрепить полученные на компьютере навыки с помощью модели с большей степенью реалистичности тактильных ощущений [1].

Только подготовленные на компьютерных симуляторах и коробочных тренажерах, с достаточным набором теоретических знаний в вопросах методики наложения эндоскопического шва курсанты имели возможность перейти к практическому занятию (120 мин) на неперфузируемых биологических тканях в условиях тренировочной операционной. В качестве биологических тканей были выбраны полые трубчатые (кишка, желчевыводящие протоки) и паренхиматозные (печень, легкое) органы животных (свиней). В условиях, приближенных к реальным, курсанты имели возможность отработать технику экстракорпорального и интракорпорального шва, применения специальных сшивающих инструментов и аппаратов.

Заканчивался 8-часовой образовательный курс 45-минутным контрольным занятием на виртуальном тренажере по программе «ручной шов - продвинутые упражнения».

Интегрированные в электронную систему упражнений тестовые задания оценивали по различным параметрам, которые включали продолжительность выполнения упражнения, количество движений инструментом, длина пройденного инструментом пути, экономичность движений, результативность попыток прохождения упражнения, невыполнения задания и др. [1].

После тестирования курсанту выдавали результаты, фиксированные на электронном носителе информации и включавшие данные с симуляторов и запись оперативных манипуляций с видеосистемы эндоскопической стойки. Это необходимо для анализа специалистом роста его профессиональных навыков и принятия решения о дальнейшем повышении квалификации. По окончании краткосрочного курса выдавали соответствующие сертификаты о прохождении данного образовательного мероприятия с начислением образовательных баллов РОХ.

Анализ подготовки 74 курсантов по программе краткосрочного интенсивного курса «Мануальный шов в эндоскопической хирургии» показал эффективность применения разработанной программы. По результатам опроса и анкетирования была выставлена субъективная положительная оценка каждому курсанту. Среди положительных моментов отмечены удобство проведения цикла занятий в течение одного рабочего дня (8 ч), что не требует долгосрочного отрыва от основной работы и учебы; широкий спектр изучаемых вопросов в рамках конкретного узкого профиля (мануальный эндоскопический шов); возможность ознакомления с самыми современными технологическими решениями (используемый шовный материал и инструменты) за счет привлечения представителей фирм-производителей; хорошее усвоение теоретического материала благодаря непосредственному переходу к практике после лекций; использование многочисленных преимуществ симуляционных обучающих технологий; возможность самостоятельно выполнять оперативные пособия под контролем квалифицированных наставников; получение индивидуальных записей результатов работы и тестирования для оценки уровня роста своего мастерства.

По результатам проведенного курса можно сделать предварительные выводы.

Подготовлена программа короткого интенсивного курса по освоению навыков наложения мануального шва в эндоскопической хирургии (8 ч), включающая серию теоретических лекций, практических семинаров, виртуальных тренингов, самостоятельную работу курсанта под контролем и с корректировкой правильности освоения навыков, осуществлявшимися квалифицированными преподавателями и ведущими специалистами.

Данная программа успешно протестирована в ходе однодневного тренинг-семинара с лекциями и практическими занятиями в условиях специализированного симуляционного образовательного центра.

На основании предварительной оценки данной образовательной программы для специалистов хирургического профиля имеющимися в условиях малой статистической выборки средствами анализа (анкетирование, компьютерное тестирование) выявлена ее эффективность. Среди основных преимуществ краткосрочного однодневного курса по освоению навыков наложения эндоскопического мануального шва перед другими образовательными формами можно выделить следующие важные пункты:

1) не требуется долгосрочного отрыва от основной работы и учебы курсанта;

2) сокращается длительность задействования преподавательского состава и резидентов учебного учреждения для осуществления образовательной деятельности;

3) появляется возможность краткосрочного привлечения представителей фирм-производителей для внесения в материал лекций и практических занятий новейших достижений и технологических решений;

4) хорошее усвоение теоретического материала курсантом благодаря непосредственному переходу к практике после лекций, чередованию различных образовательных приемов.

Областью применения данной программы является повышение специалистами хирургического профиля уровня знаний и овладение практическими навыками наложения мануального шва в эндоскопической хирургии в условиях образовательных медицинских центров, оборудованных виртуальными компьютерными симуляторами.

Рекомендуем проведение регулярных обучающих мероприятий аналогичного характера с использованием разработанных научно-образовательных материалов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.