Реформирование здравоохранения страны, структурная и функциональная реорганизация медицинской помощи, разработка и внедрение новых перспективных технологий и методов диагностики, лечения, профилактики и реабилитации требуют постоянного совершенствования и расширения профессиональной компетентности каждого врача в сфере своей деятельности, от которой зависят качество оказания медицинской помощи на различных уровнях и результативность работы как конкретного медицинского учреждения, так и в конечном итоге всей системы здравоохранения в целом. Современному специалисту необходимо учиться всю жизнь, на протяжении всего профессионального пути систематически обновлять теоретические знания и непрерывно овладевать широким и сложным диапазоном практических навыков и умений, чтобы адаптироваться к быстро развивающимся технологиям медицинских специальностей и новым видам деятельности в постоянно усложняющихся условиях. В связи с этим предоставление разнообразных возможностей и создание оптимальных условий для эффективной подготовки и развития медицинских кадров в системе последипломного образования приобретает особую значимость и актуальность.
Значительную роль в непрерывном профессиональном образовании в здравоохранении наряду с другими учреждениями играют научные организации. Учебно-педагогическая работа составляет одно из важных направлений деятельности крупнейшего в стране многопрофильного РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН, накопившего за 50 лет с момента создания большой опыт подготовки врачебных и научных кадров по различным специальностям в системе послевузовского (ординатура, аспирантура) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации). Центр располагает современным оснащением и высококвалифицированными кадрами, которые, будучи действующими профессионалами-клиницистами и опытными педагогами, непосредственно разрабатывают и внедряют новые прогрессивные методы и технологии и проводят обучение специалистов.
Современные рациональные подходы к последипломному обучению в РНЦХ основаны на интеграции учебного, лечебного и научного процессов, единстве и органической связи теории с практикой, предусматривают гибкость, мобильность, индивидуализацию и практическую направленность обучения, обеспечивают максимальное приближение учебной деятельности к профессиональной с учетом потребностей здравоохранения и новейших достижений медицинской науки и техники.
Образовательный процесс строится на андрагогических принципах, таких как совместная деятельность обучающегося с обучающим по организации процесса обучения, начиная с формулировки учебных целей и составления плана подготовки, опора на уровень подготовленности и профессиональный опыт обучающегося, личную инициативу и активность в получении знаний, умений и навыков, осознанность обучения, способность работать в команде, актуализация результатов обучения, мотивация к обучению, определяющая в немалой степени его эффективность.
При проектировании индивидуальных учебных планов учитываются образовательные потребности, когнитивные способности и личностные особенности конкретного обучающегося. Это позволяет рационально распределить учебное время, обеспечить комфортный темп работы и самостоятельное определение обучающимися своих возможностей (планирование уровня «трудности»), обеспечить каждому из них активную практическую работу, построить гибкое содержание обучения, дифференцированно подходить к выбору наиболее целесообразных и адекватных учебным целям форм, методов и средств обучения и оценивания результатов.
Методы подготовки разнообразные: лекции, семинарские и практические занятия, «круглые столы», беседы, консультации, обходы, тематические, предоперационные и послеоперационные обсуждения больных. Основной метод обучения - участие в операциях и диагностических исследованиях, так как приобретение необходимых навыков и умений возможно только при непосредственном участии каждого обучающегося в клинической работе. Безусловно, занятия на специальных тренажерах создают инновационные возможности отработки практических навыков, однако они не способны имитировать реальную обстановку, например, в операционной с ее непредсказуемыми сложностями и индивидуальными особенностями больных.
Клинические условия обеспечивают многообразие способов вовлечения обучающихся в соответствующую практическую деятельность, которая развивает их способности к решению проблем, формирует целостный подход к лечению больных. Проблемно-ориентированное обучение профессиональным навыкам является неотъемлемой частью учебного процесса. Практике обучаются путем вдумчивого и критического погружения в нее. Повышению качества подготовки способствует «обучение на ошибках»: недаром «признание и познание ошибок» Н.И. Пирогов считал главным достоинством клинического учителя. Эффективной формой учебной работы являются клинические конференции: обсуждение клинических наблюдений, анализ лечебно-диагностической тактики в конкретных ситуациях способствуют развитию у обучающихся клинического мышления, составляющего основу любой практики. Только сочетая теоретические знания с профессиональным суждением, специалист может приложить общее клиническое знание к практическому лечению конкретного больного и принять взвешенное решение.
При обучении широко используют подготовленные ведущими специалистами Центра учебные пособия, методические рекомендации, атласы, видеоматериалы. В учебный процесс активно внедряют современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Существенным компонентом обучения является самостоятельная подготовка, для чего рекомендуют научную и учебно-методическую литературу и предоставляют возможность пользоваться библиотекой РНЦХ, автоматизированными системами поиска тематической отечественной и иностранной библиографии, медицинским архивом.
Важная роль в успешной подготовке кадров принадлежит крупнейшей отечественной научной школе, сформированной и действующей в РНЦХ. Еще Н.И. Пирогов утверждал, что преподавание только тогда будет полноценным, когда учебная работа будет органически сочетаться с научной, и только тогда школа достигнет своего назначения, когда вышедший из нее ученик будет понимать, что такое научная истина, когда он научится вырабатывать ее у самого себя сознательно и самостоятельно, а академик Б.В. Петровский считал, что нашей бедой является разделение здравоохранения на три части - научную, учебную и практическую, каждая из которых выполняет свои функции, цели и задачи, которые подчас не совпадают, и чем скорее будут сломаны искусственные барьеры, тем больший эффект будет получен. С учетом этого в учебные программы РНЦХ обязательно включают материалы научных исследований, обучающиеся принимают участие в различных научных мероприятиях, на которых они получают необходимые знания и непосредственно приобщаются к идеям, принципам научной школы, стилю мышления, способам постановки задач и изложения результатов исследования. В итоге некоторые врачи, прошедшие подготовку в РНЦХ, проявляют интерес к научной работе и поступают в аспирантуру или работают над диссертациями через соискательство. Преемственность и непрерывность подготовки специалистов на последипломном этапе способствуют повышению ее результативности.
В целях совершенствования подготовки медицинских кадров в РНЦХ осуществляют мониторинг качества и научный анализ результатов обучения, причем оценку качества предоставляемых образовательных услуг проводят с учетом мнения самих обучающихся через определение степени удовлетворения их образовательных потребностей по данным анонимного анкетирования. Качество обучения - это сложный комплекс взаимосвязанных факторов, роль каждого из которых может иметь широкие параметры, причем каждый этап последипломного обучения имеет определенные задачи, организационные и образовательные технологии и соответственно критерии эффективности. Мультиатрибутивная модель категорий качества, метод экспертных оценок, сопоставление мнений обучающихся и руководителей подготовки позволяют конкретизировать и детализировать субъективную оценку качества обучения респондентами.
По результатам проведенного исследования, большинство ординаторов (90,9%), аспирантов (96,2%) и все курсанты считают, что за время обучения в РНЦХ их теоретическая подготовка улучшилась, и отмечают существенную роль учебно-методического обеспечения. Самым информативным источником теоретических знаний, по мнению всех респондентов, является общение со специалистами РНЦХ в процессе работы. Большинство ординаторов (80,1%) и аспирантов (90,4%) считают, что за время обучения они приобрели практические навыки, необходимые для самостоятельной работы по специальности. Взаимоотношения между обучающимися и руководителями, особенно на принципах учебного партнерства, несомненно, влияют на весь процесс подготовки специалиста, его результат и оценку качества, поэтому важен тот факт, что 74,2% ординаторов и 84,6% аспирантов удовлетворены вниманием к ним со стороны руководителей. По мнению значительной части респондентов, обучение в РНЦХ проходит в психологически комфортных условиях. Большинство ординаторов (79,6%) и практически все аспиранты (96,2%) в целом удовлетворены качеством своей подготовки, считают обучение в РНЦХ интересным и плодотворным.
Среди критериев эффективности повышения квалификации врачей-специалистов основным является оценка отдаленных результатов обучения (не ранее чем через год после завершения подготовки): определение дополнительных возможностей, открывшихся перед специалистом в результате обучения, полнота и масштабы внедрения приобретенных им знаний, умений и навыков в повседневную практическую работу. Об эффективности обучения в РНЦХ свидетельствуют положительные изменения квалификационной категории и/или должности 64,2% респондентов, расширение диапазона, увеличение объема и уровня сложности выполняемых ими оперативных вмешательств, диагностических исследований, активное внедрение курсантами (99,6%) новых методов и технологий в лечебный (77,6%) и диагностический (70,3%) процессы, в организацию работы (29,5%) и педагогическую деятельность (27,3%).
Таким образом, сложившаяся система последипломного обучения врачебных и научных кадров в РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН предоставляет все необходимые возможности для непрерывного развития профессиональной компетентности специалистов, позволяет готовить не просто конкурентоспособных квалифицированных профессионалов, а творческих личностей, способных приобретать нужные знания, применять их на практике, создавать на их основе новые методы диагностики, лечения, подготовки других специалистов, а также является рациональной формой внедрения в практику здравоохранения современных медицинских технологий, более эффективных, безопасных и экономически выгодных.
Поступила 15.08.12