Сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, что последипломное образование врачей, в том числе хирургов, нуждается в модернизации. В настоящее время большинство учебных кафедр, занимающихся последипломным образованием врачей-хирургов, проводит стандартные 144-часовые циклы общего или тематического усовершенствования по образовательной программе «Хирургия», на которые врачи приезжают с одной целью - получить документ для переаттестации и ресертификации на очередные 5 лет.
Используемые в нынешнем педагогическом процессе стандартные виды и формы обучения (лекции, семинары, практические занятия) имеют в основном аудиторный характер. В то же время в последние годы администрации ЛПУ (на фоне недействующего приказа о клинической больнице) стремятся ограничить допуск слушателей в операционные и перевязочные.
В настоящее время имеет место крайне низкое оснащение учебных кафедр оборудованием для проведения симуляционного обучения. Минздрав России обещает (Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.) ликвидировать этот пробел к 2020 г. путем создания 80 оборудованных центров для симуляционной хирургии. Но учить-то надо сегодня! И сейчас невооруженным глазом видно скептическое отношение обучающихся хирургов к происходящему образовательному процессу на учебных кафедрах последипломного образования.
В связи с этим правление Российского общества хирургов стало активно разрабатывать и оптимизировать существующие образовательные программы по хирургии.
Основным слабым звеном в сегодняшней системе последипломного обучения врача-хирурга является невозможность овладения новыми практическими навыками в полном объеме. Это обусловлено как объективными (слабая материально-техническая база образовательных кафедр из-за практически полного отсутствия финансовых средств), так и субъективными (недостаточная квалификация преподавателей, отсутствие необходимого учебно-методического пакета документов и т.п.) причинами. Кроме того, внедрение в образовательный процесс краткосрочных форм обучения (например, в виде тренинга продолжительностью 1-3 дня) не может быть обеспечено получением врачом-хирургом документа государственного образца, необходимого для его аттестации (переаттестации) и ресертификации.
Реальным (и практически единственным) выходом из сложившейся ситуации является применение кредитно-балльной системы учета затраченного времени врача на учебу, когда те же 1-3 дня обучения будут учтены в виде 0,25-0,5 единицы дисциплинарного модуля. Но проблема заключается в том, что на федеральном уровне не существует документа, подтверждающего легитимность кредитно-балльной системы учета времени, затраченного на образование. Сегодня лишь некоторые учебные заведения (Самара, Воронеж и ряд других) создали и утвердили на местном уровне совместно с региональным органом здравоохранения такую форму оценки образовательного процесса. Ранее подобные попытки предпринимала Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК). Наиболее продвинутой в этом плане является Украина, где еще с 01.01.10 приказом МЗ Украины от 07.07.09 №484 введена новая система непрерывного профессионального образования врачей и провизоров, основанная на кредитно-балльной оценке проводимых образовательных мероприятий.
Для того чтобы разобраться в принципах формирования кредитно-балльной системы (основы ее были изложены в ряде документов Болонской декларации в 1999 г.), необходимо определиться с терминологией. В перечисленных выше нормативных документах употребляются различные слова: кредит, балл, модуль, зачетная единица и т.п.
Например, в приказе ректора Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко «О введении временной кредитно-модульной системы подготовки врачей в ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации предлагается ввести с 1 января 2013 г. «Временное положение о системе зачетных единиц (кредитов) при подготовке врачей в интернатуре, ординатуре, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также в работе профессорско-преподавательского состава (ППС) клинических кафедр и врачебного состава клиник академии». В рассматриваемом документе разъяснено, что кредитно-модульная система (КМС) - это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных единиц (кредитов), как единиц измерения учебной нагрузки обучающегося по основным и дополнительным программам послевузовского профессионального образования. Зачетная единица (крéдит) - унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования. Эта единица должна учитывать все виды работ обучающегося, предусмотренные в утвержденном учебном плане: аудиторную (лекции, практические и семинарские занятия), внеаудиторную (самостоятельную) работу и др. Модуль - часть образовательной программы, учебного курса, предмета, дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к целям и планируемым результатам освоения образовательной программы. Зачетные единицы (кредиты) присваиваются каждой дисциплине (модулю), входящей в состав основной или дополнительной образовательной программы послевузовского профессионального образования. В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования одна зачетная единица (кредит) соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 мин, причем это распространяется на обучение как интернов и ординаторов, так и слушателей профильных кафедр в системе последипломного образования.
Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (без сертификата специалиста либо без его продления на 5 лет) выдается слушателю цикла повышения квалификации после представления в Институт дополнительного профессионального образования зачетной книжки с подтверждением набора не менее 36-50 зачетных единиц (кредитов), т.е. 1296-1800 ч соответственно, так как 1 кредит (1 зачетная единица равна 36 академическим часам - см. выше). Далее, для получения допуска к сдаче квалификационного экзамена и сертификации (ресертификации) слушатель цикла повышения квалификации представляет в квалификационную комиссию зачетную книжку с подтверждением набора не менее 72-144 зачетных единиц (кредитов). Если слушатель участвует в кредитно-модульной системе, то, кроме этого, он представляет сведения о суммарном наборе за 5 предшествующих лет не менее 250 зачетных единиц (кредитов) (это составляет 9000 ч) с учетом полученного при обучении в Институте дополнительного профессионального образования. Для получения допуска к сдаче итоговой аттестации и сертификации (ресертификации) слушатель цикла профессиональной переподготовки представляет в государственную аттестационную комиссию зачетную книжку с подтверждением набора не менее 21 зачетной единицы (кредита). Если слушатель участвует в кредитно-модульной системе, то, кроме этого, он представляет сведения о суммарном наборе за 5 предшествующих лет не менее 250 зачетных единиц (кредитов) с учетом полученного при обучении в Институте дополнительного профессионального образования.
Примерно так же (на 95%) ведется учет кредитов в кредитно-модульной системе (где 1 кредит равен 36 академическим часам), утвержденной для врачей, работающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Самарской области (см. таблицу).
1. Произошла подмена понятия «кредит» и «академический час», что вызывает путаницу в рассматриваемых документах.
2. В «Перечень...» почему-то включена работа ППС профильных кафедр СамГМУ.
3. Не понятно, почему в данную таблицу включены мероприятия, являющиеся непосредственными функциональными обязанностями как врачей ЛПУ, так и ППС кафедр СамГМУ.
4. Во всех рассматриваемых документах отсутствуют указания, что лежит в основе числовой составляющей системы расчета кредитов.
5. Не совсем понятно, какие мероприятия и кем аккредитируются для включения их в предлагаемые системы учета.
Давайте теперь обратимся к предложениям АСМОК, изложенным в проекте Концепции «Развитие системы непрерывного медицинского образования в Российской Федерации». Москва, 2012, в таблице 5 на стр. 39 приведены мероприятия для табл. 1.
Здесь мы видим те же разночтения при определении терминов, понятий и при учете мероприятий. Например, участие в образовательных мероприятиях и прохождения (?) модуля 1 ч = 1 кредиту. И здесь же, на строчке ниже, - за 36 ч начисляется лишь 6 кредитов (?).
Ну, хорошо - это периферийные вузы и общественная организация. А что же предлагает нам федеральное Министерство. Цитируем данные из доклада министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой «Развитие последипломной подготовки и повышение квалификации медицинских специалистов» 29.11.12, Москва. «Система непрерывного профессионального развития врача должна предусматривать наличие системы кредитных единиц, включающей:
- накопительную и зачетную функции,
- модульный принцип построения программ,
- инновационные технологии обучения, в том числе с использованием сетевых ресурсов.
Кредит - условная единица, выполняющая зачетную и накопительную функции, гарантирующая признание обучения. Зачетные единицы отражают не время, затраченное на изучение дисциплины, а достижение обучающимся профессиональной компетенции в пределах пройденного материала или объема учебной программы.
И далее, федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре программ в интернатуре и ординатуре определили трудоемкость:
1 зачетная единица = 36 академических часов (?), т.е.зачетная единица отражает все-таки время)
1 учебная неделя = max: 54 академическим часам или 1,5 зачетным единицам.
1 учебный год = 72 зачетным единицам (интернатура).
2 учебных года = 144 зачетным единицам (ординатура).
С 1 сентября 2012 г. в образовательный процесс введены образовательные программы послевузовского профессионального образования в интернатуре и ординатуре, разработанные на основе введенных ФГТ». Конец цитаты.
Более определенно разъяснены понятия в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12, где имеют место следующие положения:
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
В связи с этим правление Российского общества хирургов (РОХ) представило свое видение понятий и терминов, основанное на их использовании, применяемых в документах Болонской декларации.
1. Кредит - зачетная образовательная единица, состоящая из 36 академических (учебных) часов. Он официально утвержден в России и используется в Федеральных образовательных программах третьего поколения. Согласно Концепции развития здравоохранения в РФ до 2020 г., официально имеет место обязательное обучение врача-специалиста продолжительностью не менее 144 ч за последние 5 лет его работы. Это составляет 4 кредита. Они могут быть разделены в течение 5 лет: 36 ч - 4 раза, 72 ч - 2 раза, 144 часа - 1 раз. Вот здесь, в их рамках, спокойно могут работать краткосрочные образовательные мероприятия (1-3-5 дней): различного вида тренинги, обучающие семинары и т.п., особенно в условиях созданных РОХ новых образовательных программ. Могут быть использованы различные формы обучения (очное, дискретное, с элементами дистанционного обучения и т.п.). По нашему мнению, главное, что кредит - это «священная образовательная корова», на которую никто не может покушаться. И кредиты нельзя ни с чем смешивать.
2. Следующая составляющая - это балл. Он не может исчисляться в часах. Это особая форма учета оценки образовательного процесса врача-специалиста в виде дополнительных премиальных (аттестационных) единиц. Всего за 5 лет врачу необходимо набрать не менее 106 баллов. Можно и больше, но учитываться официально будут только 106 баллов. В этом случае, например, врачу хирургической специальности будет предоставлена возможность пройти очередную переаттестацию без представления отчета и в заочной форме (как премия или бонус). Баллы должны начисляться за: а) участие и выступления на различных конференциях, конгрессах, семинарах, школах и т.п. (максимум 8 баллов в зависимости от значимости проводимого мероприятия); б) научные публикации (максимум 5 баллов в зависимости от источника - рецензируется ВАК или нет, международные и т.п.); в) получение патента (максимум 8 баллов в зависимости от того, на что получен патент - устройство, полезная модель и т.п.); г) внедрение новых лечебно-диагностических технологий (максимум 10 баллов, особенно освоенных в Образовательных центрах, аккредитованных РОХ). Количество подобных мероприятий не должно быть большим, может быть, еще 2-3 добавить, но не 20-30, как предлагают в названных выше программах, куда планируют включать участие и проведение патологоанатомических конференций, руководство интернатурой, проведение мастер-классов (т.е. то, что является прямыми функциональными обязанностями и врачей, и преподавателей). Максимальное количество баллов нами взято из документов Болонского соглашения, а диапазон их от 1 до максимума - может решать либо РОХ (тогда только на аккредитованных РОХ мероприятиях), либо местные власти, но при этом им не будут начисляться баллы РОХ, а свои набранные баллы они могут учитывать в своей кадровой региональной политике, т.е. здесь мы не смешиваем термины «кредит» и «балл» - это абсолютно разные понятия.
Таким образом, мы обосновали: 1) терминологию, 2) число общих кредитно-балльных единиц в количестве 250 за 5 лет трудовой деятельности хирурга, что РОХ всегда и позиционировало, и предлагаем нашу позицию по этим вопросам, после соответствующих добавлений, доработок и т.п.
Мы не уверены, что слишком большой крен в наборе баллов необходимо делать в сторону научных публикаций и разработок, а также включения в образовательную активность специалистов своих функциональных обязанностей как сотрудников НИИ, образовательных кафедр, так и практических врачей, как это предлагается в проанализированных выше программах. Считаем, что акцентировать внимание следует на участии врачей в съездах, конгрессах и особенно мастер-классах как мероприятиях, несущих наибольшую теоретическую и практическую нагрузку, позволяющих начать реальные мероприятия на своем рабочем месте по внедрению новых технологий и предложенных практических навыков. Мы считаем, что начисление баллов должно осуществляться только за участие в мероприятиях, имеющих как федеральную, так и региональную профессиональную и общественную аккредитацию, а также аккредитацию профессиональных сообществ.
Начислять же баллы стоит только за публикации в журналах, имеющих рейтинг СКОПУС (Scopus) или аналогичный, и попадающих в реестр названных балльных оценок, предложенный РОХ.
Приложение №1. Порядок начисления «Образовательных баллов РОХ»
1. Образовательные баллы Российского общества хирургов - это система оценки деятельности хирурга по повышению своего профессионального уровня в течение всей его профессиональной жизни. Баллы начисляются за участие во всех мероприятиях, проводимых под эгидой Российского общества хирургов, оцениваемых в баллах согласно Положению об образовательных баллах РОХ и только в том случае, если при регистрации на мероприятии функционирует терминал Национальной системы учета баллов. Баллы за публикации в основных хирургических журналах и за публикации на сайте РОХ начисляются администрацией сайта в соответствии с Положением об образовательных баллах РОХ.
2. Для членов РОХ все баллы, полученные ими, копятся в личном файле члена РОХ и отображаются на его личной странице на сайте. Баллы за посещенное мероприятие (в случае если на регистрации работал терминал Национальной системы учета баллов РОХ) отображаются на личных страницах членов РОХ в течение 2 сут после завершения мероприятия. При необходимости член РОХ имеет право запросить в правлении Общества официальную заверенную справку о посещенных мероприятиях и полученных за посещения баллах.
3. Для хирургов, не являющихся членами РОХ, баллы начисляются до конца 2013 г., т.е. любой хирург, посетивший мероприятие и зарегистрировавшийся в терминале Национальной системы учета баллов, получает сертификат участника мероприятия с отображением количества полученных за посещение баллов. Начиная с 1 января 2014 г. получить образовательные баллы РОХ смогут только действительные члены общества при предъявлении во время регистрации удостоверения члена РОХ. Все остальные участники мероприятий будут получать сертификаты без указания количества полученных баллов и учет баллов для них вестись не будет.
4. Установка терминала Национальной системы учета баллов РОХ (далее НС). Любое медицинское учреждение, хирургическая кафедра, учебный центр имеют право на бесплатную установку терминала НС. Для установки терминала достаточно написать заявку в произвольной форме в правление РОХ и отправить ее по адресу: pravlenie@surgeons.ru. Баллы за мероприятие, где терминал не установлен или не работал на момент регистрации участников, начислены быть не могут. Для того чтобы баллы, начисленные за мероприятие, отобразились на личных страницах членов РОХ, необходимо, чтобы мероприятие было заранее занесено в Календарь РОХ (процедура занесения мероприятия в Календарь является общедоступной и описана в разделе «Работа с календарем» на сайте РОХ). Балльная оценка мероприятия осуществляется согласно Положению об образовательных баллах РОХ.
5. Начисление баллов за научные разработки и публикации в хирургических журналах и на сайте РОХ осуществляется администрацией аппарата общества по факту публикации. Балльная оценка за участие в научных разработках и публикациях осуществляется согласно Положению об образовательных баллах РОХ.
6. Председатели региональных отделений РОХ имеют доступ к статистике набора баллов хирургами, относящимися к их региональному отделению, - для контроля развития хирургической службы и планирования новых образовательных мероприятий.
Примечание. В настоящее время баллы действительного члена РОХ накапливаются в течение периода действия его сертификата хирурга. По истечении срока действия счетчик баллов обнуляется и накопление начинается заново до окончания срока действия нового сертификата. По мере изменения государственной политики регулирования профессиональной деятельности хирурга система баллов РОХ будет подстраиваться под государственную. При этом потери информации о накопленных баллах не будет.
Приложение №2. Положение об образовательных баллах РОХ
Начисление баллов проводится на мероприятиях, сертифицированных РОХ и осуществляющих регистрацию участников через терминал Национальной системы учета баллов РОХ.
I. Участие в научных конференциях:
1) посещение заседания регионального научно-практического общества хирургов - 3;
2) региональные тематические конференции - 5;
3) региональные тематические конференции с мастер-классом - 7;
4) межрегиональные тематические конференции - 7;
5) межрегиональные тематические конференции с мастер-классом - 9;
6) общероссийские тематические конференции - 12.
II. Специализированные мастер-классы, тренинги (в качестве слушателя) - 15.
Общество начинает постепенно вводить образовательные баллы РОХ и для научных разработок. Начинаем мы с материалов, размещаемых на нашем сайте, для повышения мотивации хирургов к активной работе на сайте. В дальнейшем баллы будут начисляться за публикации в рецензируемых журналах «Хирургия», «Вестник хирургии», «Эндоскопическая хирургия»:
1) краткая заметка или комментарий по существу - 1;
2) развернутый комментарий с практическими предложениями - 2;
3) случай из практики - 1;
4) научная статья, экспертный отзыв - 3;
5) аналитический обзор, предложение - 3;
6) экспертное заключение по запросу правления - 7;
7) проект национальной рекомендации, стандарта - 10.
Примечание. Все материалы перед публикацией рецензируются правлением Общества.
Комментарий
Непрерывное медицинское образование: эволюционное развитие или революционный «застой»
Статья профессоров С.А. Совцова, А.В. Федорова и М.Л. Таривердиева «Непрерывное медицинское образование врачей хирургических специальностей», освещает очень серьезный вопрос, в решении которого должно принимать участие все профессиональное сообщество. Необходимо заметить, что крен в сторону системы количественного учета в постдипломной образовательной активности хирургов выглядит несколько однобоко. В связи с этим мы сочли возможным поделиться с аудиторией журнала своими представлениями о нынешнем положении дел и перспективах последипломного образования специалистов-хирургов в России на ближайшие годы.
Мы полностью согласны с авторами статьи, что существующая система получения и продления сертификата хирурга и врачей других хирургических специальностей достаточно консервативна и во многом не соответствует требованиям современной медицинской науки и образования. Особенно это касается низкой доступности и возможности освоения практических навыков как при первичном получении специальности, так и при подтверждении сертификата специалиста. В Государственной программе развития здравоохранения до 2020 г. справедливо отмечено, что «… анализ программ подготовки ведущих мировых образовательных центров показал несоответствие содержания ряда имеющихся российских программ обучения современным запросам общества и государства, формирующихся в условиях динамично развивающихся медико-биологических и фармацевтических наук, что предопределяет необходимость их пересмотра.
… Снижение уровня профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических работников, консерватизм в применении современных образовательных технологий, медленное внедрение в учебный процесс знаний по ряду быстро развивающихся направлений медицины не позволяют обеспечить устойчивую динамику развития здравоохранения…».
В связи с этим Государственная программа развития здравоохранения ясно определяет ключевые моменты модернизации системы получения последипломного образования врачами нашей страны.
В настоящее время порядок повышения квалификации врачей регламентируется рядом законодательных актов по программам повышения квалификации, которые проводятся в специализированных образовательных учреждениях. Согласно сложившейся практике, сегодня программы повышения квалификации рассчитаны на обучение в течение 72 часов и более (менее 72 часов – краткосрочное повышение квалификации, 70-100 часов – тематические и проблемные семинары, 100-500 часов - длительное повышение квалификации). В приказе №66н указывается, что «сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностью работодателя», то есть продолжительность обучения по таким программам зависит от многих факторов (в частности от запросов работодателя) и не является строго определенной.
В то же время закон «Об образовании ….» определяет, что обучение может проходить как единовременно (непрерывно), так и поэтапно (дискретно) «в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании». Таким образом, появляется возможность в рамках действующего законодательства разрабатывать многоступенчатые программы обучения, а также, возможно, накопление необходимой суммы часов обучения (72, 108, 144, 288 и т.д.) за счет обучения на нескольких более коротких программах. Например, обучился врач на двух трехдневных курсах по освоению практических навыков лапароскопической хирургии (по 18 часов каждый) – положил в копилку 36 часов обучения. Прошел обучение на 4 трехдневных курсах в течение 5 лет – в общей сумме получилось необходимые 72 часа.
Такому варианту модернизации дополнительного профессионального образования способствует также и новая процедура получения и продления сертификата специалиста, которая установлена федеральным законом №982н от 29 марта 2013 г. Ранее врач-хирург, имеющий соответствующий сертификат специалиста, проходил плановое обучение по программе повышения квалификации на профильной кафедре, сдавал в конце обучения сертификационный экзамен преподавателям с этой же кафедры и получал отметку о продлении своего сертификата. То есть процесс обучения и аттестации были напрямую взаимозависимыми, ведь сертификационный экзамен являлся частью программы дополнительного профессионального образования и неотделим от нее. Кроме того, независимого контроля качества полученных знаний и умений фактически не было. Это было одной из причин определенного «застоя» в структуре дополнительного профессионального образования, ведь результаты работы кафедры – качество получаемых в процессе обучения знаний, умений и навыков – контролировались только изнутри или не контролировались вообще.
Теперь же новый закон разделяет процессы обучения и сертификации – учится врач на кафедре, а сертификационный экзамен сдает независимой комиссии, и при успешной сдаче продлевает свой сертификат. Пока, правда, эти независимые комиссии создаются при тех же учебных заведениях, где проводится обучение. Но в состав этой независимой комиссии входят совсем другие люди – это представители администрации учебного заведения, представители других подразделений, имеющие ту же специальность, специалисты из других учреждений и представители работодателя. Так осуществляется прямой контроль качества дополнительного профессионального образования. Кроме того, у слушателя, прошедшего обучение, есть выбор – учиться и сдавать сертификационный экзамен в одном учебном заведении, или учиться в одном месте, а сдавать экзамен в другом, или вообще не сдавать экзамен и не продлевать свой сертификат.
Выведение процедуры сертификации из структуры образовательной программы также способствует внедрению системы поэтапного (дискретного) обучения. Благодаря тому, что получение образования и проверка полученных знаний, умений и навыков (сертификация) стали двумя независимыми процедурами, стало возможным работать над их изменением по-отдельности, то есть модернизировать систему получения последипломного профессионального образования и независимо от этого – вносить коррективы в систему сертификации. Таким образом, у врача-хирурга появляется вполне законная возможность в течение 5 лет пройти обучение на нескольких коротких образовательных программах с накоплением необходимой общей суммы часов (более 72) – реализация варианта дискретного обучения. При этом у врача имеется возможность выбора наиболее интересных для него и для его работодателя программ, в которых он может получить какие-то совершенно новые умения и навыки, современные знания и т.д. Несомненным преимуществом такой формы обучения является реальная возможность увеличения доли практического обучения в структуре повышения квалификации врачей-хирургов.
Между тем в настоящее время практическое использование приведенной дискретной схемы обучения с «накоплением» учебных часов до необходимой суммы в течение каждых 5 лет требует создания ряда нормативных актов. Очевидно, требуются унифицированные программы для сдачи сертификационных экзаменов по различным специальностям (в том числе по хирургии), чтобы процесс экзамена не отличался между комиссиями разных учебных заведений, то есть была обеспечена унификация процесса сертификации. Кроме того, необходимо разработать и утвердить процедуру, по которой такие «короткие» программы обучения можно будет «складывать» и «накапливать» в необходимую сумму часов обучения. Важным является также и определение критериев соответствия таких программ общей концепции дискретного обучения – определенная тематика, направленность, доля теоретического и практического обучения, контроль качества преподавания и т.д.
Таким образом, на первое место в процессе модернизации системы последипломного профессионального образования врачей выходит не количественный учет – часы, зачетные единицы, кредиты (чему в большей степени посвящена обсуждаемая статья «Непрерывное медицинское образование врачей хирургических специальностей»), а качественный состав процесса обучения – изменение программ, повышение доли практического обучения, переход на дискретный образовательный процесс и т.д. Ведь для врача не имеет значение, в каком виде будет выражаться результат обучения – в пройденных часах, накопленных кредитах или зачетных единицах, для него играет роль какие знания он получит, какие приобретет новые умения и навыки и как это сделает его более конкурентноспособным на современном рынке труда, который предъявляет все большие требования к квалификации специалистов в области здравоохранения.
И в этом отношении уже проделана и продолжает вестись большая работа со стороны Министерства образования и Минздрава РФ. Ведь именно акцент на практическое обучение и независимую оценку квалификаций позволит коренным образом и эволюционно изменить систему последипломного профессионального обучения врачей в России.
В этой связи хотелось бы кратко описать дальнейшие перспективы в этой области и, прежде всего, процедуру аккредитации специалистов, которая начнет вводиться в действие с 2016 года. Одновременно с утверждением профессиональных стандартов проходит процесс разработки и определения регламента работы Центров оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК), которые станут независимыми органами, проводящими сертификацию работников здравоохранения, и, в частности, хирургов. В отличие от независимых экзаменационных комиссий для сдачи сертификационного экзамена (регламентируется действующим законодательством), ЦОСК будут функционировать отдельно от учебных заведений (обеспечивается полная независимость) и проводить не только сертификацию специалистов, но и оценку качества учебных программ и, видимо, сбор данных о дискретном обучении врачей. Такая система создаст четкое представление и о качестве «обучающих учреждений».
Несомненно, значимая роль в контроле процесса обучения и оценке его результатов должна отводиться профессиональным общественным организациям по соответствующим специальностям. Высказанная в статье идея введения «автоматической» аттестации/аккредитации/продления сертификата при условии участия в мероприятиях, проводимых под эгидой РОХ и только для членов данного общества выглядит революционно, но мало чем отличается от существующей модели, когда образование и контроль за его качеством сосредоточены в руках существующей системы постдипломного образования. Как ни парадоксально звучит, но предлагаемая «новая» схема сильно напоминает существующую старую, что неизбежно приведет к ее «застою».
Следует отметить, что уже на сегодняшнем этапе к активной разработке правил и механизмов проведения аккредитации и оценки квалификаций специалистов привлекаются и профессиональные сообщества. Основными принципами модернизации системы непрерывного медицинского образования (НМО) в рамках пилотного проекта Координационного совета Минздрава России являются: персонифицированность, непрерывность, партнерство с профессиональными обществами, использование дистанционных технологий и ведение врачами персонального отчета (портфолио). Принципиально, здесь аккумулирован хорошо сложившийся международный опыт.
Персональный отчет о непрерывном образовании должен включать сведения о прохождении специалистом различных программ обучения и накоплении за это определенных единиц учета (часов/кредитов/баллов – того, что будет установлено в законодательном порядке). Здесь опять-таки хотелось бы отметить, что несмотря на то, что в ряде ВУЗов постепенно вводится кредитная система оценки усвоения программы высшего профессионального образования, сегодня регламент использования зачетных единиц или кредитов в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) еще не определен.
Как уже указывалось выше, закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет повышение квалификации как приобретение новых или совершенствование имеющихся компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Таким образом, НМО заключается в постоянном повышении профессионального уровня специалистов за счет получения современных знаний, освоения новых навыков и совершенствования уже имеющихся умений. В этом свете нам кажется не вполне обоснованным предложение авторов статьи о включении в систему НМО таких видов «научной деятельности», как публикация научных материалов (статей, заметок, обзоров и т.д.). С нашей точки зрения такая деятельность не имеет прямого отношения к повышению профессионального уровня (знаний, умений и навыков) авторов и не может расцениваться как составная часть НМО.
Приобретение и совершенствование компетенций может проходить как в виде традиционных учебных модулей, с изменением их в сторону освоения большего числа практических навыков по мере улучшения материально-технического уровня образовательных учреждений, так и при посещении тематических конференций, семинаров, мастер-классов других форм научно-практических мероприятий. В зарубежных странах имеется опыт накопления опреде?