Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кнопов М.Ш.

Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Тарануха В.К.

Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Институт главных хирургов флотов (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Авторы:

Кнопов М.Ш., Тарануха В.К.

Подробнее об авторах

Просмотров: 531

Загрузок: 474


Как цитировать:

Кнопов М.Ш., Тарануха В.К. Институт главных хирургов флотов (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне). Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2015;(1):96‑98.
Knopov MSh, Taranukha VK. Institute of main surgeons of fleets (by the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War). Pirogov Russian Journal of Surgery. 2015;(1):96‑98. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia2015196-98

Достойный вклад в Великую Победу советского народа в годы минувшей войны внесла огромная армия медицинских работников. Во всех боевых операциях Военно-Морского Флота (ВМФ) СССР рядом с матросами и офицерами находились флотские медики. Предельно напряженной была их работа на боевых кораблях, для которых во время войны обстановка была угрожающей не только при боевых действиях на море, но и в обычных условиях, во время стоянки на базах.

Уже в начале Великой Отечественной войны перед медицинской службой ВМФ возникла острая необходимость безотлагательного решения сложных проблем, не разработанных даже теоретически в предвоенные годы. Все это происходило в условиях чрезвычайно сложной оперативной обстановки, возможных непредвиденных появлений сухопутных сил противника в районе военно-морских баз и господства вражеской авиации в воздухе. Кроме того, медицинская служба ВМФ оказалась перед фактом грубейшего нарушения фашистской Германией Женевской и Гаагской конвенций, что не могло не сказаться на организации лечебно-эвакуационного обеспечения боевых действий флота в начальном периоде войны. В таких условиях личный состав медицинской службы, не жалея сил, выполнял свой священный долг.

Главным звеном медицинской службы ВМФ была военно-морская хирургия. Хирурги спешили на корабли, где создавалось наиболее тяжелое положение, без колебаний отдавали раненым свою кровь, проводили бессонные ночи, разрабатывая планы организации хирургической помощи и лечения раненых во время боевых операций.

Приказом народного комиссара ВМФ СССР от 1 сентября 1942 г. ("Положение о главных специалистах санитарной службы Военно-Морского Флота и специалистах санитарной службы флотов и флотилий"[1]) был введен институт главных хирургов флотов. Трудно переоценить большой вклад в общий успех медицинского обеспечения флота, в достижение высоких показателей возвращения в строй раненых матросов и офицеров, который принадлежит главному хирургу ВМФ Ю.Ю. Джанелидзе и главным хирургам флотов Д.А. Арапову, И.Д. Житнюку, М.С. Лисицыну, Б.А. Петрову, Б.В. Пунину, Е.В. Смирнову,

В.А. Суворову, Г.М. Хайцису. Именно они непосредственно на флотах постоянно обобщали опыт работы военно-морских хирургов в боевых операциях и изыскивали более совершенные и прогрессивные методы организации медицинской помощи человеку на войне.

Главные хирурги флотов разрабатывали указания по объему и содержанию квалифицированной и специализированной хирургической помощи раненым, занимались подбором и расстановкой флотских хирургов, создавали систему специализации и усовершенствования врачебных кадров хирургического профиля, контролировали качество хирургической помощи раненым в лечебных учреждениях флота и на кораблях. По мере накопления боевого опыта деятельность медиков флота совершенствовалась, росли кадры врачей-организаторов, хирургов и других специалистов. Опыт медицинского обеспечения боевых действий флотов и флотилий изучался на пленумах Ученого медицинского совета при начальнике Медико-санитарного управления ВМФ, а материалы пленумов в короткий срок становились достоянием личного состава медицинской службы флота.

Высокий уровень специальной и тактической подготовки, организаторский талант главных хирургов флотов, наличие большого числа квалифицированных флотских хирургов в сочетании с самоотверженной работой всего медицинского персонала дали прекрасные результаты. Достаточно сказать, что число возвращенных в строй раненых, лечившихся в военно-морских госпиталях, достигло 86%. Этот исключительно высокий показатель явился убедительным доказательством хорошей постановки лечебной работы в военно-морских госпиталях и свидетельством тому, что флотские хирурги с честью выполнили возложенную на них нелегкую задачу.

Следует особо отметить, что и военно-морские, и военно-полевые хирурги, воспитанные на учении Н.И. Пирогова, считали организацию медицинского обеспечения важнейшей составной частью своей деятельности. Высказанное Н.И. Пироговым принципиальное положение о том, что не медицина, а администрация играет главную роль в деле помощи раненым и больным на театре войны, было ими безоговорочно принято. Оно явилось крае­угольным камнем при определении организационных, методических и тактических основ отечественной военной медицины и прежде всего ее важнейшей составной части - хирургии.

Огромный вклад в руководство деятельностью большого отряда хирургов ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны внес выдающийся отечественный ученый, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, генерал-лейтенант медицинской службы Юстин Юлианович Джанелидзе. Его имя по праву стоит рядом с именами крупнейших отечественных хирургов.

С 1939 по 1950 г. Ю.Ю. Джанелидзе являлся главным хирургом ВМФ. Он был не только прекрасным клиницистом, но и крупным организатором, что ярко проявлялось всюду, где он работал. Ю.Ю. Джанелидзе принадлежит приоритет в разработке системы хирургической помощи, отвечающей особым и сложным условиям флотской службы. В не меньшей мере его организаторские способности проявились в госпитальной хирургической клинике 1-го Ленинградского медицинского института, которую он быстро превратил в одну из лучших по постановке больничного дела. Будучи научным руководителем Института скорой помощи в Ленинграде, он активно разрабатывал формы организации неотложной хирургической помощи населению, пути ее улучшения и совершенствования.

Ю.Ю. Джанелидзе оставил многогранное и весьма богатое научное наследие. Среди большого числа его научных работ следует выделить такие широко известные монографии, как "Раны сердца и их хирургическое лечение", "Ожоги и их лечение", "Свободная пересадка кожи в России и Советском Союзе", "Бронхиальные свищи огнестрельного происхождения". Наиболее характерной особенностью творческой деятельности Юстина Юлиановича является многообразие его научных исследований, однако среди множества проблем особый интерес на протяжении всей жизни он проявлял к хирургии сердца и крупных сосудов, пластической хирургии и проблемам травматологии. Его труды по упомянутым проблемам стали научной основой для дальнейшего развития отечественной хирургии.

Пламенный патриот, блестящий хирург-клиницист и ученый, человек большого организаторского таланта и неиссякаемой энергии, видный общественный деятель, он завоевал всеобщее признание как у нас в стране, так и за рубежом.

Большой вклад в теорию и практику отечественной медицинской науки внес главный хирург Северного флота в годы Великой Отечественной войны, а затем в течение длительного времени главный хирург ВМФ СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, член-корреспондент АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, генерал-лейтенант медицинской службы Дмитрий Алексеевич Арапов. В июне 1941 г. Д.А. Арапов был назначен главным хирургом Северного флота. Все годы войны он бессменно руководил большим коллективом флотских хирургов, вложив много сил и энергии в создание стройной и совершенной системы оказания хирургической помощи в госпиталях и на кораблях.

Перу Д.А. Арапова принадлежит около 200 научных работ. Следует особо отметить его исследования по анаэробной инфекции и итоговый труд в этой области "Газовая гангрена". Эта монография, написанная простым и ясным языком, являлась настольной книгой каждого хирурга в годы Великой Отечественной войны. Изданная большим тиражом в 1940 г., она выдержала два издания (1942 и 1952 гг.) и не утратила своего значения и актуальности до настоящего времени. Существенный вклад внес Дмитрий Алексеевич в разработку проблем клинической хирургии. Его труды этого направления посвящены неотложной хирургии брюшной полости (кишечная непроходимость, язвенная болезнь желудка, острый аппендицит), ожоговой травме, хирургической инфекции, анестезиологии, восстановительной хирургии, лечению эндокринных заболеваний. Подготовка научных кадров - одна из важных сторон многогранной деятельности Д.А. Арапова. Его клиника в Институте им. Н.В. Склифосовского стала свое­образным центром подготовки флотских хирургов. Под его руководством выполнено более 50 диссертационных работ.

В когорте видных хирургов нашей страны достойное место занимает один из талантливейших отечественных клиницистов, лауреат Государственной премии, академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР Борис Александрович Петров.

С первых дней войны Б.А. Петров - главный хирург Черноморского флота. В мае 1944 г. он стал заместителем главного хирурга ВМФ. Основой четкой организации в оказании хирургической помощи на Черноморском флоте стали такие его работы, как "Инструкция по оказанию неотложной и первой специальной помощи раненым на Черноморском флоте", "Техника гипсовой повязки в военное время", "Хирургическая помощь в госпиталях на Черноморском флоте". Заслуживают особого упоминания его монографии "Глухая гипсовая повязка", "Лечение огнестрельных ранений коленного сустава", "Транспортная иммобилизация". Эти труды в значительной мере способствовали успешной работе медицинской службы кораблей и госпиталей по обеспечению боевой деятельности флота. Характеризуя работы клинического направления, следует отметить, что диапазон хирургических интересов Б.А. Петрова был весьма широк, однако ведущими в этой области были проблемы экстренной хирургии органов брюшной полости, травматологии и анестезиологии. Он уделял много внимания вопросам хирургии злокачественных опухолей грудного отдела пищевода и кардиального отдела желудка, а также язвенной болезни, в том числе желудочно-кишечным кровотечениям.

Главный хирург ВМФ СССР Ю.Ю. Джанелидзе высоко оценивал работу своего заместителя: "Профессор Б.А. Петров принимал активное участие в организации хирургической помощи на Черноморском флоте, проявил себя хорошим организатором, прекрасным руководителем и учителем молодых хирургов. Б.А. Петров - прекрасный хирург и великолепный клиницист. В 1944 г. назначен заместителем главного хирурга ВМФ. Занимаемой должности вполне соответствует"[2].

Большой вклад в становление и развитие отечественной военно-морской хирургии внес доктор медицинских наук, профессор, генерал-майор медицинской службы Борис Васильевич Пунин. В годы Великой Отечественной войны он, будучи главным хирургом Краснознаменного Балтийского флота, прилагал максимум усилий для четкой организации хирургической работы в военно-морских госпиталях и на кораблях флота.

Особое место в научном наследии Бориса Васильевича занимают труды по военно-морской хирургии, во многих из которых четко прослеживается акцент на организационную сторону дела как на элемент первостепенной важности. Первые его работы в этой области "Хирургическая помощь на корабле в боевых условиях", "Эвакуация раненых на морских судах", "Организация хирургической помощи в морском бою" и др., особенно монографии "Объем медицинской помощи на кораблях Военно-Морского Флота" и "Организация хирургической помощи на Военно-Морском Флоте", имели большое значение для становления отечественной военно-морской хирургии.

Командование неизменно высоко оценивало деятельность Бориса Васильевича: "Профессор Б.В. Пунин - старейший военно-морской врач. Он является организатором первой в Советском Союзе кафедры военно-морской хирургии. Хорошо знаком со спецификой санитарной службы Военно-Морского Флота. Как хирург-специалист имеет большой опыт, проводит лечебную работу не только в своей клинике, но и в эвакогоспитале, на базе которого развернута кафедра. Свой энтузиазм в лечебной работе сумел передать своим помощникам, организовав хороший лечебный коллектив, оказывающий большую помощь раненым бойцам и офицерам"[3].

Большое значение для развития военно-морской хирургии имели научные труды и практическая деятельность доктора медицинских наук, профессора, генерал-майора медицинской службы Ивана Демьяновича Житнюка.

С первых дней войны И.Д. Житнюк на фронте. Вначале он был ведущим хирургом госпиталя на Краснознаменном Балтийском флоте. Здесь по его инициативе впервые на Краснознаменном Балтийском флоте начали создаваться госпитали для лечения легкораненых. Он уделял много внимания вопросам организации хирургической помощи раненым в боевых операциях на флоте, эвакуации раненых с кораблей и др. В 1943 г. был назначен главным хирургом Каспийской военной флотилии, в 1944 г. - главным хирургом Черноморского флота. И.Д. Житнюк - автор более 90 научных трудов по актуальным проблемам военно-морской и общей хирургии.

Весомый вклад в развитие отечественной хирургии внес заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, генерал-майор медицинской службы Михаил Семенович Лисицын. Пройдя в клиниках профессоров В.А. Оппеля и В.Н. Шевкуненко замечательную хирургическую школу, М.С. Лисицын сформировался как клиницист широкой эрудиции и талантливый организатор. В годы войны он был главным хирургом Краснознаменного Балтийского флота, где успешно возглавлял работу флотских хирургов в условиях блокады Ленинграда, отдавая все свои силы, знания и опыт делу спасения жизни раненых воинов. Перу М.С. Лисицына принадлежит более 100 научных трудов по различным проблемам хирургии, анатомии, вопросам диагностики некоторых хирургических заболеваний.

Существенную роль в развитии клинической и военно-морской хирургии сыграли научные труды и практическая работа заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора, генерал-майора медицинской службы Евгения Васильевича Смирнова. В июне 1941 г. Е.В. Смирнов был назначен главным хирургом Севастопольского военно-морского госпиталя, где в трудных условиях осажденного города оказывал квалифицированную хирургическую помощь защитникам города-героя. В конце 1942 г. он был переведен на должность главного хирурга Каспийской военной флотилии. Е.В. Смирновым опубликовано более 100 научных работ, в числе которых 6 монографий. Следует особо отметить две его монографии: "Глухая гипсовая повязка при огнестрельных повреждениях" (совместно с Б.А. Петровым) и "Реконструктивные операции на желчных путях" (совместно с С.Д. Поповым).

Большой вклад в организацию и совершенствование хирургической работы на Тихоокеанском флоте внесли главные хирурги этого флота, доценты В.А. Суворов и

Г.М. Хайцис. Благодаря научным трудам главных хирургов флотов и многих других хирургов военно-морская хирургия оформилась в самостоятельную научную дисциплину.

Вполне очевидно, что в одной небольшой публикации трудно полностью и всесторонне охарактеризовать многогранную деятельность главных хирургов флотов в годы Великой Отечественной войны. Однако следует подчеркнуть, что флотские хирурги всю войну прошли в одном строю с матросами и офицерами флота, выполнив до конца свой долг перед Родиной.

[1] Центральный военно-морской архив (ЦВМА), ф. 14, оп. 47, д. 216, лл. 210-214.

[2] ЦВМА, личное дело Б.А. Петрова, инвентарный номер 128442.

[3] ЦВМА, личное дело Б.В. Пунина, инвентарный номер 165989.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.