Введение
Раневые осложнения в области хирургического вмешательства по поводу большой послеоперационной грыжи передней брюшной стенки по-прежнему занимают лидирующие позиции среди всего спектра осложнений у этой категории пациентов [1]. Серома, или лимфоцеле, длительная серозная экссудация являются самыми распространенными осложнениями после герниопластики [2]. Их частота варьирует в широких пределах — от 0,8 до 60% [3—8].
Серому определяют как любое подкожное жидкостное скопление, выявляемое клинически и/или при УЗИ послеоперационной раны [9]. Наличие идентифицированной серомы всегда увеличивает риски некроза подкожного жирового лоскута, вторичного инфицирования, снижает репаративную возможность тканей [3, 10, 11], что в свою очередь ведет к увеличению срока пребывания пациента в стационаре, повышает экономическую нагрузку на медицинское учреждение [8], а также приводит к значительному увеличению сроков реабилитации оперированного больного [12—15].
В литературе можно встретить такие понятия, как «клиническая серома» — видимая выпуклость или флюктуация без признаков инфекции, и «субклиническая серома», выявляемая при УЗИ послеоперационной раны без отклонений при физикальном исследовании [9], а также деление сером на 3 типа:
1-й тип — асимптомные (не требуют дополнительного лечения);
2-й тип — симптомные, требующие простой пункции и аспирации;
3-й тип — симптомные, требуют повторной операции.
Диагностика
Частота выявления серомы может изменяться в зависимости от метода, которым ее диагностируют. По клиническим данным, эта частота будет невысока, а при УЗИ может достигать 100%. Небольшое количество жидкости в области эндопротеза выявляется практически у всех пациентов на 5—7-й день после операции. Однако жидкость обнаруживается не только в пространствах, которые непосредственно контактируют с сеткой, но и в подкожной жировой или предбрюшинной клетчатке, например при расположении эндопротеза в позиции sublay [12, 16].
Для диагностики серомы наиболее информативным методом в настоящее время является повторное УЗИ послеоперационной раны, при котором определяют скопление жидкости в подкожной клетчатке, перипротезном пространстве. УЗИ дает возможность определить скопление жидкости значительно лучше по сравнению с осмотром, особенно у пациентов с ожирением. Помимо диагностики серомы, возможно выполнение пункции и эвакуации жидкости под УЗ-контролем [17]. Метод позволяет обнаружить скопления жидкости в разных слоях послеоперационной раны, оценить эхоструктуру и эхогенность тканей передней брюшной стенки в зоне операции, дифференцировать анатомические слои. При повторных исследованиях можно оценить изменение объема жидкости и ее характер. УЗИ предоставляет информацию о положении дренажей и адекватности их функции. С помощью данных УЗИ может быть принято решение о сроках удаления дренажей [17, 18]. Этот метод признается ведущим в выявлении на ранних стадиях формирования таких осложнений, как инфильтрат, абсцесс, серома, а также может выполняться непосредственно у постели больного [19].
С.Г. Измайлов [20] выполнял УЗИ раны на 3, 5, 7, 10, 12-й день после операции. Выявлено, что при неосложненном течении послеоперационного периода ширина гипоэхогенной зоны в области мышечно-апоневротического слоя передней брюшной стенки максимально увеличивается на 3—5-й день. Ее уменьшение происходит в фазе регенерации на 7—10-й день, тогда же появляются участки с повышенной эхогенной структурой. Увеличение ширины гипоэхогенной зоны через 5—7 дней после операции без тенденции к уменьшению свидетельствует о высокой вероятности развития нагноения раны.
Лечение
Четких критериев ведения пациентов с послеоперационной серомой брюшной стенки на сегодняшний день не разработано. Одни авторы активно пропагандируют пункционный способ лечения [21], другие — длительную вакуум-аспирацию [22]. Пункционное лечение под ультразвуковым контролем рекомендуют большинство авторов, которые отмечают высокую чувствительность и специфичность метода [23, 24].
Ф.Н. Ильченко и соавт. [25] отмечают значимость динамического УЗ-контроля раны и пункционного лечения сером в раннем послеоперационном периоде (в пределах 10 сут). По мнению авторов, это позволяет на ранних этапах выявить различные осложнения со стороны послеоперационной раны и вовремя профилактировать развитие нагноения. Клинически значимыми авторы считали жидкостные образования в подкожной клетчатке диаметром 3 см и более, лечение которых проводили пункционным способом под УЗ-контролем. Пункции были проведены в 25% наблюдений (всего 56 пациентов), число пункций варьировало от 2 до 8—10. Авторы сделали вывод, что использование разработанной тактики контроля состояния и ведения раны явилось эффективным способом профилактики нагноения послеоперационной раны у 97,1% пациентов.
УЗ-мониторинг состояния послеоперационной раны также нашел отражение в работе других авторов [26]. В частности, был разработан алгоритм УЗ-мониторинга послеоперационной раны после пластики послеоперационного грыжевого дефекта. Клинически значимыми скоплениями жидкости авторы считали 20 мл и более по данным УЗИ на 4—6-е сутки после операции, что требовало пункционного лечения. При получении серозно-геморрагического экссудата в объеме менее 10 мл требовалась повторная пункция через 2 сут. При схожем результате пункции прекращали. Если получали 50 мл и более, пункции повторяли ежедневно до уменьшения объема пунктата до 20 мл с контрольным УЗ-сканированием на 21-е сутки после операции. При получении жидкости во время пункции менее 50 мл повторные вмешательства проводили через 2—3 сут на протяжении 3 нед с контрольным УЗИ также на 21-е сутки и при положительной динамике (менее 20 мл) на 28-е сутки. Если по данным УЗИ на 4—6-е сутки после операции выявлялось жидкостное образование менее 20 мл, проводили контрольное УЗИ перед снятием швов (на 10—13-е сутки). Авторами работы был сделан вывод, что с 95% вероятностью предложенный алгоритм УЗ-мониторинга послеоперационной раны позволяет снизить общую частоту раневых осложнений. Однако такой алгоритм не лишен и недостатков, так как ежедневное повторение пункций на основании только однократного выявления жидкостного скопления в послеоперационной ране в объеме 50 мл грозит увеличением инфекционных осложнений, а также причиняет физическое и психологическое страдание пациенту.
А.Г. Измайлов и соавт. [27] в послеоперационном периоде всем пациентам на 3, 5 и 7-е сутки проводили УЗИ с целью контроля течения раневого процесса и при увеличении объема образований послеоперационных ран более 4 см3, проводили под УЗ-контролем пункцию с помощью аспирационной иглы.
В работе Н.К. Тарасовой и соавт. [28] описано выполнение пункции серомы под УЗ-контролем при скоплении жидкости более 20 мм. Закрытый способ ведения раны позволил авторам избежать высокой частоты гнойных осложнений, которая составила 0,32%.
А.В. Кузнецов и соавт. [29] провели работу, в которой были проспективно изучены результаты лечения 183 пациентов, оперированных по поводу послеоперационной вентральной грыжи с установкой сетчатого импланта onlay, послеоперационный период которых сопровождался формированием серомы. Пациенты были разделены на четыре группы в зависимости от способа опорожнения жидкостных образований: а) опорожнение через рану перчаточным выпускником; б) опорожнение через рану без дренажа с ежедневным зондированием линии швов; в) опорожнение полости серомы, установка вакуум-дренажа в полость серомы на 3 сут через отдельный прокол, минуя линию швов; г) пункционный способ. После 12 сут при сохранении экссудации всех больных из любой группы переводили на пункционное опорожнение серомы на 21, 36 и 45-е сутки. Лидерами по количеству экссудата явились группы с постоянным нахождением инородного тела (дренажной трубки) в ране. Авторы связывают это с раздражающим действием дополнительного инородного тела в брюшной стенке и активного движения интерстициальной и внутрисосудистой жидкости под действием вакуума. При количестве экссудата менее 5 мл пункции полностью прекращали. Минимально осложнения присутствовали в группе с пункционным ведением послеоперационного периода. Авторы пришли к следующим выводам: наименее желательным способом ведения сером является опорожнение полости с оставлением дренажной резиновой полоски; использование в раннем послеоперационном периоде вакуумного дренажа по Редону при грыжах среднего размера не имеет преимуществ перед пункционным методом; оптимальным для лечения сером после аллопластики грыжевого дефекта является пункционный способ. Это подтверждается на 11,1—27,2% более скорым исчезновением экстравазата, на 9,7—39,4% меньшим риском инфицирования полости серомы, более благоприятным и на 25,6—39,6% более краткосрочным восстановительным периодом.
Таким образом, лечение пациентов с большой послеоперационной вентральной грыжей, у которых течение послеоперационного периода осложнилось образованием серомы, является актуальной и не до конца изученной проблемой. Стандартом диагностики признано повторное УЗИ состояния послеоперационной раны, а лечения — пункционная аспирация серомы.
В настоящее время не разработано четкого и простого алгоритма диагностического мониторинга и лечения при острых жидкостных скоплениях у пациентов после пластики большого послеоперационного грыжевого дефекта передней брюшной стенки с использованием сетчатого эндопротеза, дифференцированного подхода к этой проблеме. Разработка гибкого подхода к данной проблеме с использованием УЗ-мониторинга по сей день актуальная и важная тема.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
*e-mail: edego2001a@mail.ru