Социальные сети (соцсети) — это бесплатная, доступная интернет-площадка для обмена информацией, они ворвались в нашу жизнь стремительно, захватив большую часть нашего времени — как личного, так и профессионального. По данным исследования IDC, 85% людей проверяют свои смартфоны в течение 15 мин после пробуждения [1]. И чаще всего при этом они обращаются к соцсетям.
По всему миру более 2 млрд человек имеют аккаунты в соцсетях, и эта цифра вырастет до 3 млрд к 2020 г. Наиболее популярен Facebook, он насчитывает около 2,234 млрд пользователей [2]. В России среди всех интернет-пользователей, согласно опросу Фонда общественного мнения 2016 г. [3], наиболее популярными сетями являлись Вконтакте (24%), Одноклассники (16%) и Facebook (3%). К 2018 г., по данным Statista, соотношение немного поменялось: Youtube — 63%, ВКонтакте — 61%, Одноклассники — 42%, Facebook — 35% [4]. Пользуются соцсетями для общения 72% опрошенных и около ½ узнают там новости. Как правило, круг онлайн-знакомств людей пересекается с их реальной социальной средой, и только 17% не знают лично многих из своих «друзей». Помимо Facebook, среди врачей пользуются популярностью Instagram, Twitter, LinkedIn (в России заблокирован решением Роскомнадзора [5]), Doximity и ResearchGate. Использование врачами соцсетей может зависеть от географии — например, в США и Австралии больше врачей имеют аккаунты, чем в Канаде [6]. По России таких данных нет, но если в крупных городах эта цифра, вероятно, высока, то в регионах наличие аккаунтов у врачей будет также зависеть от доступности Интернета и возраста врача. Использование медицинского аккаунта в профессиональных целях может быть связано с собственной мотивацией врача учиться, общаться и/или продвигать себя как бренд.
Многие лечебно-профилактические учреждения, организации сферы здравоохранения, профессиональные сообщества используют аккаунты в соцсетях для маркетинговых активностей, анонсирования мероприятий и образовательных целей.
Возможности
Обучение, наука, профессиональная коммуникация
Социальные сети — это прекрасная площадка для обучения, академических онлайн-дискуссий, распространения информации о новых техниках, научных исследованиях, обучающих курсах, конференциях, а также для проведения онлайн-исследований. Они позволяют убрать языковые и географические границы, общаться врачам со всего мира, получать обратную связь, дают возможности профессионального роста и обмена опытом.
Многие научные журналы давно имеют специальные хэштеги1, позволяющие быстро найти их публикации в соцсетях, например разместив их в Твиттере, журналы Annals of Surgery (@annalssurg), Colorectal Disease (@colorectaldis) увеличили количество посещений своего сайта на 25%, пользователей сайта — на 20%. Реклама журналов в соцсетях также привела к росту просмотров сайта и скачиваний статей [6]. Хэштег #colorectalsurgery в сети Twitter был использован в 15 708 твитах, при этом было вовлечено 1863 индивидуальных твиттер-аккаунта, что позволило объединить одной темой большое количество специалистов разных областей и популяризировать направление [7].
По данным опроса Американского колледжа хирургов, 55% респондентов используют Facebook [8], в том числе для отслеживания новостей и статей научных журналов и профессиональных сообществ, их комментирования.
Часто различные образовательные программы (например, Высшая школа онкологии) создают отдельные страницы своих проектов, чтобы иметь платформу для общения обучающихся, преподавателей и выпускников. В соцсетях также создаются различные тематические группы (закрытые и открытые), посвященные конкретной специальности или проблеме (например, «Педиатрия», «Angiopicture» в Facebook), где проходят онлайн-дискуссии между врачами разных стран и разного уровня подготовки, что ранее в таком составе было возможно только на конференциях. В журнальном клубе «Онкология» в Facebook проводятся обсуждения заранее предоставленных участникам клуба знаковых или новых публикаций по различным направлениям онкологии в режиме телеконференции.
Одной из предтеч современных дискуссионных страничек явилась почтовая конференция Surginet и Russian Surginet. Благодаря этим ресурсам целая плеяда ведущих отчественных хирургов стали развиваться профессионально, получив доступ к современным подходам к evidence-based medicine, а также получив опыт сетевого общения.
Развитие личного бренда среди коллег, пациентов, СМИ
Социальные сети позволяют развивать то, что сейчас называется личным брендом врача. Фотографии дипломов, прямые включения с конференций, обзоры статей, обсуждения клинических случаев и публикация личного мнения о проблемах медицины позволяют сформировать в Интернете образ эксперта среди как коллег, так и пациентов. Большое количество подписчиков и лайков может быть косвенным подтверждением экспертности и популярности автора медицинского блога, что привлекает потенциальных пациентов, работодателей, СМИ и рекламодателей.
В соцсетях также возможно создание врачами удобных образовательных площадок, которые могут использовать пациенты в качестве информационных ресурсов (например, Клуб доказательной медицины Evidence Based Club или Neplacebo.ru в Instagram).
Ограничения
При всей легкости ведения соцсетей хотелось бы подробнее остановиться на ограничениях, которые появляются при ведении медицинских аккаунтов и общении через мессенджеры.
Несколько иностранных профессиональных организаций выпустили рекомендации по надлежащему использованию социальных сетей врачом [9]. Большинство из них рекомендует уделить особое внимание вопросам конфиденциальности, постоянно проверять и при необходимости корректировать опубликованную личную и профессиональную информацию (контактные данные, изображения), применять в общении онлайн те же высокие стандарты конфиденциальности и профессионализма, как и в прямом общении с пациентом и коллегами, а также разделять личный и профессиональный аккаунты.
Общение с пациентом
Американский колледж хирургов выпустил официальное заявление о поведении врачей (хирургов) в социальных сетях [10], где призывает не использовать соцсети как инструмент общения с пациентом. В России первичные медицинские дистанционные консультации в соответствии с ФЗ № 242 от 29.07.17 [11] запрещены, а обсуждение вопросов диагностики и лечения с пациентом в публичном пространстве нарушает врачебную тайну и может насторожить не только нынешних, но и бывших или будущих пациентов.
The Federation of State Medical Boards также предупреждает о том, что активное общение с пациентами в соцсетях может привести к потере границ между врачом и пациентом [12]. Некоторые авторы не рекомендуют принимать от пациентов запросы «в друзья» в личном аккаунте, поскольку это может дать им доступ к событиям, деталям личной жизни и комментариям к личным публикациям врача [9].
Для решения подобной проблемы возможно формирование двух и более аккаунтов: закрытого для личного, непрофессионального использования и открытого для всех читателей — официальной профессиональной странички (так называемого бизнес-аккаунта).
Этические вопросы
Необходимо избегать любых идентификаторов личности пациента при публикации информации, касающейся клинического случая, включая закрытые врачебные группы. За разглашение персональных данных пациента, составляющих врачебную тайну, в РФ предусматривается несколько видов юридической ответственности, включая уголовную. К этим персональным данным относятся сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (п. 1 ст. 13 ФЗ № 323).
Этический комитет Американского общества хирургов-маммологов дает следующие рекомендации в отношении публикации фотографий пациентов [13]:
1) прежде всего обдумайте, для чего и для кого делается фотография. Приветствуется, если фотографии будут использованы для обсуждения в закрытых врачебных чатах, чтобы ускорить диагностику или выбор лечения, для докладов клинических случаев во время обучающих мероприятий, для объективизации результатов лечения и оценки хирургической техники;
2) требуется подтверждение от пациента, полученное до фотографирования, включающее упоминание всех возможных путей распространения изображения (название соцсетей, аккаунтов) и целей использования (клиническая практика, обучение, публикации, реклама и маркетинг). При использовании изображения в коммерческих целях желательно привлекать профессиональных моделей.
Фотография является собственностью пациента, и он может в любой момент запретить ее использование.
3) при публикации фотографий врач должен быть уверен, что пациента невозможно будет идентифицировать. Согласно Health Insurance Portability and Accountability Act (HIPAA)-правилам, введенным в США и защищающим информацию о здоровье пациента, медицинские записи и конфиденциальность пациента, полное изображение лица, родинок и родимых пятен и татуировок является прямым идентификатором личности [14]. Рекомендовано убирать из изображений украшения, одежду и другие артефакты, чтобы деидентифицировать их;
4) устройства, на которых хранятся клинические фотографии, должны быть защищены паролем, желательно хранить их на отдельном сервере организации. Имена файлов не должны содержать данные пациента (например, ФИО).
При публикации личных фотографий в соцсетях необходимо строго избегать попадания в кадр пациентов и любых других людей, находящихся в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ). Нужно иметь в виду, что многих читателей отталкивают изображения с пятнами крови, операционным полем, органами и тканями, включая наличие в кадре экранов эндоскопических стоек во время проведения операций.
С учетом того что практически у каждого человека в кармане находится смартфон с камерой высокого разрешения, политика в отношении пересылки и публикации изображений, сделанных в стенах учреждений сотрудниками, должна быть регламентирована администрацией ЛПУ в правилах внутреннего распорядка, с которыми сотрудник знакомится при трудоустройстве.
В настоящее время на постсоветском пространстве нет общепринятых рекомендаций, схожих с перечисленными выше требованиями.
Потенциальный конфликт интересов
Американский колледж хирургов (см. Приложение) призывает избегать онлайн-дискуссий или публикаций, которые могут быть сопряжены с финансовым конфликтом интересов, и рекомендует публиковать информацию о конфликте интересов в каждой публикации, несмотря на кажущуюся «неакадемичность» информации, размещаемой в соцсетях.
Следует также иметь в виду, что медицинские консультации, ведение образовательной деятельности и реклама с получением дохода являются объектом интереса многих структур и ведомств (например, Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы и др.) и подразумевают различные виды ответственности за нарушения.
Обсуждение коллег или пациентов в постах и комментариях
Многими профессиональными сообществами [9] не рекомендовано вступать в онлайн-обсуждение личностей коллег или пациентов, которое может нанести вред репутации конкретного человека или профессии. Обсуждение действий коллег, опыта или клинических исходов как результатов их деятельности также недопустимо в публичном пространстве.
Ведение блогов требует вложений сил, времени и средств, поэтому некоторые известные врачи-блогеры нанимают не имеющих медицинского образования копирайтеров и профессиональных smm-менеджеров для ведения своих аккаунтов, при этом рискуя своей репутацией. В случае обнаружения недостоверной или недопустимой для медицинского аккаунта информации Королевский колледж врачей общей практики рекомендует сначала обратить на это внимание автора блога или статьи. Если коллега не реагирует, а статья несет потенциальный вред для читателей, необходимо обращаться в надзорные органы [15].
Информация, единожды размещенная в Интернете, может быть обнаружена даже после удаления с ресурса [9], поэтому врачам рекомендовано заранее учитывать возможные проблемы, связанные с контентом, делать паузу перед публикацией (pause-before-posting) и не публиковать информацию, находясь в состоянии излишней эмоциональности или под воздействием каких-либо субстанций (алкоголь, например).
Заключение
Несмотря на определенное количество ограничений, соцсети дают уникальные возможности быстрого широкого распространения и обмена информацией. В большом количестве событий врача (клиническая практика, административная и научная деятельность, конференции и личная жизнь) социальные сети позволяют находить время для профессионального общения в коротких паузах в течение рабочего дня и после него. Для более эффективного и безопасного их использования врачам необходимы политики как национальных профессиональных сообществ, так и конкретных учреждений по надлежащему поведению врача (сотрудника) в социальных сетях.
Возможными путями решения и предупреждения возможных конфликтных ситуаций могут являться формирование специализированных рабочих групп профильных сообществ для определения оптимального регламента never events (событий, которые не должны произойти никогда) в социальных сетях, проведение мастер-классов или образовательных семинаров «Врач и социальные сети» для начинающих врачей, ординаторов и студентов, информирование о внутреннем регламенте поведения в социальных сетях в ЛПУ при приеме на работу (аналогично внутренним инструкциям Cleveland Clinic).
Краткие рекомендации, которые авторы настоящего обзора предлагают использовать врачам
Желательно использовать возможности соцсетей для профессионального развития, обучения, общения, распространения и обмена медицинской информацией при соблюдении правил конфиденциальности и профессиональной этики.
Рекомендуется соблюдать границы при общении врача и пациента в социальных сетях, желательно разделять личный и профессиональный аккаунты.
Рекомендуется избегать контактов в социальных сетях с бывшими или настоящими пациентами, обсуждения вопросов диагностики и/или лечения.
Необходимо избегать любых идентификаторов личности пациента при публикации в социальных сетях информации, касающейся клинического случая, включая закрытые врачебные группы.
Учреждениям сферы здравоохранения рекомендовано учесть вопросы пересылки и публикации изображений, сделанных в стенах учреждений сотрудниками, в правилах внутреннего распорядка.
Не рекомендуется участвовать в дискуссиях или публиковать информацию с потенциальным конфликтом интересов.
Не рекомендуется вступать в обсуждение коллег или пациентов, которые могут нанести вред репутации конкретного человека или профессии. Обсуждение действий коллег, опыта или клинических исходов как результатов их деятельности также недопустимо в публичном пространстве.
Официальное заявление Американского колледжа хирургов о социальных сетях
*e-mail: badma.bashankaev@gmail.com
1Хэштег — это ключевое слово или несколько слов сообщения, тег (пометка), используемые в микроблогах и социальных сетях, облегчающие поиск сообщений по теме или содержанию и начинающиеся со знака решетки (#).
*e-mail: badma. bashankaev@gmail.com
1Хэштег — это ключевое слово или несколько слов сообщения, тег (пометка), используемые в микроблогах и социальных сетях, облегчающие поиск сообщений по теме или содержанию и начинающиеся со знака решетки (#).