Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Смирнов А.В.

Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград, Россия

Захарова М.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава России, Москва, Россия

Берелавичус С.В.

Институт хирургии им. А.В. Вишневского, Москва

Варава А.Б.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава России, Москва, Россия

Кригер А.Г.

Институт хирургии им. А.В. Вишневского, Москва

Вирсунгоррагия при кистозной муцинозной опухоли поджелудочной железы

Авторы:

Смирнов А.В., Захарова М.А., Берелавичус С.В., Варава А.Б., Кригер А.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 857

Загрузок: 16


Как цитировать:

Смирнов А.В., Захарова М.А., Берелавичус С.В., Варава А.Б., Кригер А.Г. Вирсунгоррагия при кистозной муцинозной опухоли поджелудочной железы. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2018;(9):74‑76.
Smirnov AV, Zakharova MA, Berelavichus SV, Varava AB, Kriger AG. Wirsungorrhagia in cystic mucinous pancreasic tumor. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2018;(9):74‑76. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia2018090174

Кистозная муцинозная опухоль поджелудочной железы — заболевание с низким потенциалом злокачественности. Частота встречаемости этой болезни среди кистозных опухолей поджелудочной железы составляет 10—45%, озлокачествление происходит в 11—38% случаев [1]. Клиническая симптоматика муцинозной опухоли нередко отсутствует или носит неспецифический характер, что объясняет ее частое выявление в качестве случайной находки. Вирсунгоррагия — кровотечение в проток поджелудочной железы и далее в двенадцатиперстную кишку вследствие аррозии прилежащего к опухоли артериального сосуда — является казуистическим осложнением [2—8].

Приводим наблюдение.

Больная В., 65 лет, госпитализирована в ФГБУ «Институт хирургии им. А.В. Вишневского» 27 сентября 2017 г. для хирургического лечения. Считает себя больной с 2000 г., когда периодически стала возникать боль в верхних отделах живота. Тогда же, со слов пациентки, при УЗИ органов брюшной полости в хвосте поджелудочной железы была выявлена киста. В дальнейшем не обследовалась, контрольных исследований не делала. Ухудшение состояния произошло в январе 2017 г., когда возобновилась боль в верхних отделах живота, по поводу чего получала консервативную терапию. В конце августа 2017 г. наблюдались многократные эпизоды желудочно-кишечного кровотечения, проявлявшиеся черным стулом, сниженным до 89 г/л уровнем гемоглобина. По месту жительства при эзофагогастродуоденоскопии и колоноскопии источник кровотечения не обнаружен; при компьютерной томографии с контрастированием выявлена постнекротическая киста тела и хвоста поджелудочной железы с кровоизлиянием из селезеночной артерии (СА) в ее просвет. Больная направлена на госпитализацию в Институт хирургии им. А.В. Вишневского с диагнозом «хронический панкреатит, ложная аневризма СА, постгеморрагическая анемия». При поступлении состояние удовлетворительное. Больная в сознании; кожный покров бледно-розовый; органы дыхания, кровообращения, пищеварения без клинических отклонений от нормального состояния. Уровень гемоглобина 86 г/л. Компьютерная томография от 27.09.17 показала, что размеры контрастирующейся полости по сравнению с описательной частью предыдущего КТ увеличились с 40 до 65 мм; головка и участок тела поджелудочной железы проксимальнее образования не изменены, дистальнее него отмечается локальная панкреатическая гипертензия (рис. 1).

Рис. 1. Компьютерная томограмма, артериальная фаза контрастного усиления. 1 — селезеночная артерия; 2 — полость «аневризмы»; 3 — кистозная опухоль хвоста поджелудочной железы; 4 — локально расширенный проток поджелудочной железы.

Поскольку в анамнезе не было указаний на этиологические факторы панкреатита и эпизоды острого панкреатита, а данные КТ свидетельствовали об отсутствии патологических изменений головки и проксимального участка тела поджелудочной железы, заподозрена кистозная опухоль. Однако с учетом данных о наличии вирсунгоррагии, что не характерно для кистозных опухолей, исключить хронический панкреатит с ложной аневризмой не представлялось возможным.

В плановом порядке 02.10.17 больной выполнена рентгенэндоваскулярная окклюзия С.А. Под комбинированной анестезией пунктирована и катетеризирована правая общая бедренная артерия, установлен интродьюсер 5 °F, через него поочередно в чревный ствол и СА введен катетер Cobra-2 5 °F. Выполнена ангиография. В проксимальной трети СА визуализирован дефект стенки артерии до 2 мм, из которого отмечено контрастирование полости округлой формы диаметром до 2 см. Принято решение эмболизировать СА. В проксимальной трети СА установлена спираль COOK IMWCE 35−8-8 (2 витка спирали дистальнее, 3 витка проксимальнее шейки аневризмы). На контрольной ангиографии отмечено стояние контраста в аневризме СА, кровоток по СА резко замедлен. 03.10.17 произведена операция в объеме корпорокаудальной резекции поджелудочной железы со спленэктомией. Интраоперационно головка и проксимальная часть тела поджелудочной железы дольчатого строения, мягкой консистенции, на границе тела и хвоста железы эластичное округлое образование диаметром 7 см. Послеоперационный период протекал гладко, больная была выписана на 6-е сутки.

При исследовании макропрепарата (рис. 2)

Рис. 2. Макропрепарат. 1 — стенка муцинозной опухоли; 2 — селезеночная артерия. Зонд введен в дефект между стенками артерии и опухоли.
в толще тела поджелудочной железы выявлено образование размером 7×5 см, плотноэластичной консистенции, капсула толстая, серо-бурого цвета. По верхнему контуру образования определяется С.А. По вскрытии просвета артерии обнаружена спираль, дистальнее которой сквозной дефект диаметром 0,1 см, сообщающийся с кистозной полостью. Интима артерии без признаков патологических изменений, белесоватая, гладкая. Вирсунгов проток по зонду проходим до границы со стенкой кисты, далее в протоке отмечается изгиб, из-за которого пройти в полость образования зондом не удалось.

При гистологическом исследовании ткань поджелудочной железы вблизи стенки СА с участками перилобулярного умеренновыраженного фиброза. В стенке СА отсутствуют признаки атеросклеротического поражения, в том числе в зоне устья дефекта стенки. Непосредственно в проекции дефекта артерии в ткани железы выявлена прилежащая капсула кистозной опухоли с выстилкой из высокого цилиндрического слизеобразующего эпителия с минимальными признаками атипии, с участками овариоподобной стромы в толще. Структура образования соответствует муцинозной кистозной опухоли поджелудочной железы со слабой дисплазией эпителия. На остальном протяжении в стенке полости эпителиальная выстилка не прослеживается, в просвете кровоизлияния различной давности с частичной организацией и формированием фиброзной стенки, образующей «внутренний контур» полости в ткани железы. Таким образом, получена картина муцинозной кистозной опухоли хвоста поджелудочной железы со слабой дисплазией эпителия (8470/0) с аррозией СА и кровоизлиянием в полость кистозной опухоли.

Обсуждение

Вирсунгоррагия (Hemosuccus рancreaticus) — редкая клиническая ситуация, частота встречаемости составляет 1 случай на 1500 пациентов с желудочно-кишечным кровотечением [9, 10]. Как правило, причиной вирсунгоррагии являются хронический панкреатит и ложные аневризмы бассейна чревного ствола и ветвей верхней брыжеечной артерии [11]. В англоязычной литературе (MEDLINE) описано лишь 6 наблюдений кистозных опухолей поджелудочной железы, проявляющихся кровотечением в просвет протока поджелудочной железы: серозная цистаденома — у 3 больных, муцинозная цистаденома —у 2, внутрипротоковая папиллярно-муцинозная опухоль — у 1 [3—8].

Казуистичность вирсунгоррагии при муцинозной и серозной цистаденоме может объясняться обычным отсутствием связи между протоком поджелудочной железы и полостью опухоли. В исследовании J. Le Borgne и соавт. [2] кистозная опухоль сообщалась с вирсунговым протоком в случае муцинозной цистаденомы в 6% наблюдений, а в случае серозной цистаденомы — в 0,6%.

Источником кровотечения в 4 из 6 наблюдений стали опухолевые сосуды, а его возникновению способствовали некротические процессы в опухолевой ткани [3, 4, 7, 8]. В [5] сообщается о разрыве истинной аневризмы СА в просвет серозной цистаденомы. В [6] источник кровотечения не обозначен.

Патогенез вирсунгоррагии в представленном клиническом наблюдении, по нашему мнению, был обусловлен сдавлением паренхимы поджелудочной железы опухолью и прилежащей к ней С.А. Результатом стало формирование ложной аневризмы СА со сбросом крови из нее в сообщающийся с ней проток поджелудочной железы. Подобных наблюдений ни в отечественной, ни в англоязычной литературе не описано.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: alvsmirnov@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.