Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Рапопорт Л.М.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России НИИ Уронефрологии и репродуктивного здоровья человека, Москва, Россия

Безруков Е.А.

Клиника урологии УКБ №2 Первого МГМУ им И.М. Сеченова, Москва, Россия

Цариченко Д.Г.

Клиника урологии УКБ №2 Первого МГМУ им И.М. Сеченова, Москва, Россия

Мартиросян Г.А.

Институт урологии и репродуктивного здоровья человека, Москва, Россия

Суханов Р.Б.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России НИИ Уронефрологии и репродуктивного здоровья человека, Москва, Россия

Крупинов Г.Е.

Клиника урологии УКБ №2 Первого МГМУ им И.М. Сеченова, Москва, Россия

Слусаренко Р.И.

Клиника урологии УКБ №2 Первого МГМУ им И.М. Сеченова, Москва, Россия

Морозов А.О.

Институт урологии и репродуктивного здоровья человека, Москва, Россия

Авакян С.К.

Клиника урологии УКБ №2 Первого МГМУ им И.М. Сеченова, Москва, Россия

Саргсян Н.А.

Клиника урологии УКБ №2 Первого МГМУ им И.М. Сеченова, Москва, Россия

Методы обучения робот-ассистированной радикальной простатэктомии

Авторы:

Рапопорт Л.М., Безруков Е.А., Цариченко Д.Г., Мартиросян Г.А., Суханов Р.Б., Крупинов Г.Е., Слусаренко Р.И., Морозов А.О., Авакян С.К., Саргсян Н.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 581

Загрузок: 22


Как цитировать:

Рапопорт Л.М., Безруков Е.А., Цариченко Д.Г., и др. Методы обучения робот-ассистированной радикальной простатэктомии. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2019;(1):89‑94.
Rapoport LM, Bezrukov EA, Tsarichenko DG, et al. Methods for training of robot-assisted radical prostatectomy. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2019;(1):89‑94. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia201901189

Робот-ассистированная радикальная простатэктомия (РАРП) — широко распространенный метод оперативного лечения рака предстательной железы. Исходя из актуальных данных литературы [1—4], в США в настоящий момент частота выполняемых в год РАРП превалирует над лапароскопическими РПЭ (ЛРП). При сравнении трех хирургических доступов (РАРП, ЛРП и открытой позадилонной простатэктомии) обращают на себя внимание следующие преимущества РАРП:

1) cнижение интенсивности послеоперационной боли;

2) укорочение периода послеоперационной реабилитации;

3) снижение объема интраоперационной кровопотери;

4) снижение тремора инструментов во время операции;

5) улучшенная интраоперационная визуализация;

6) возможность для хирурга продолжения своей профессиональной деятельности после некоторых заболеваний (например, грыжа шейного отдела позвоночника, различные травмы) [5];

7) возможность удаленного выполнения операций из центральных лечебных учреждений [5];

8) возможность создания базы данных видеозаписей для дальнейшего использования при обучении в отличие от открытой простатэктомии.

К недостаткам РАРП нужно отнести отсутствие тактильного ощущения при выполнении операции, а также ее высокую стоимость.

Ученый-программист Г. Буч [6] говорил: «Дурак с инструментом все еще дурак», F. Spencer [7] в 1978 г. писал, что успех операции на 75% состоит от принятия правильных решений и лишь на 25% от ловкости хирурга. Из вышесказанного следует, что внедрение робот-ассистированных операций заключается не только в закупке оборудования и инструментария [6], но также требует создания новых методов обучения хирургов с опытом или без опыта в лапароскопических операциях [8]. Надлежащая подготовка хирургической команды в выполнении робот-ассистированных операциий является ключевым аспектом в достижении успеха в данном методе лечения [9].

С ростом числа установленных роботических систем da Vinci в России растет число хирургов, нуждающихся в овладении навыками робот-ассистированной хирургии. В связи с этим необходимо установить стандартизированный план и критерии надлежащего обучения, а также аттестации всей хирургической команды [10].

Цель исследования — проанализировать имеющиеся на текущий момент сведения о методах обучения РАРП. Определить наиболее эффективную модель обучения, оценить ее преимущества и недостатки. Установить стандартизированный план и критерии надлежащего обучения, а также аттестации всей хирургической команды.

Материал и методы

Произвести обзор литературы в базе данных PubMed, Web of Science и Scopus по ключевым словам: робот-ассистированная радикальная простатэктомия, обучение робот-ассистированной простатэктомии, обучение робот-ассистированным операциям, кривая обучения робот-ассистированной простатэктомии, симуляторы виртуальной реальности (VR-симуляторы) в хирургии.

Концепция кривой обучения

Кривая обучения — кривая, отражающая улучшение результата выполнения задания при его повторении. Впервые она описана в 1885 г. немецким психологом Г. Эббингхаусом [11]. Вначале отмечается медленный подъем, затем фаза быстрого ускорения, где наблюдается резкий рост обучения, который в дальнейшем достигает фазы плато (рис. 1)

Рис. 1. Кривая обучения Г. Эббингхауса (адаптировано из [11]).
[12].

Кривая обучения РАРП

Несмотря на наличие множества публикаций об обучении РАРП, по-прежнему нет единого мнения о количестве операций, необходимых для достижения фазы плато кривой обучения. Цифры варьируют от 8 до 150 (среднее 18—45) [13—15]. Такой большой разброс объясняется отсутствием стандартов, определяющих конечную точку в обучении [16]. Чаще всего период обучения принято считать оконченным либо когда хирург выполняет операцию безопасно независимо от длительности операции, либо когда время выполнения операции составляет менее 4 ч [13, 17].

По мнению Д.Ю. Пушкаря и соавт. [18] (2014 г.), продолжительность периода обучения очень индивидуальна и зависит прежде всего от наличия опыта в открытой и/или лапароскопической хирургии. При ретроспективном анализе кривая обучения в среднем составила 20 операций. При этом средняя продолжительность операции составила 206 мин, а объем кровопотери — 286 мл. Таким образом, к 20-й операции результаты по оцениваемым показателям стали сходными с аналогичными показателями опытных хирургов.

По данным V. Patel и соавт. [17] (2005 г.), кривая обучения для РАРП составила 20—25 операций [17], E. Schommer и соавт. [19] (2016 г.), — 25—30 операций, H. Lavery и соавт. [20] (2009 г.), — 25—40, а кривая обучения для ЛРП в этом же исследовании составила 60—100 операций.

Следует отметить, что, если конечной точкой считать минимальное время операции и долю положительного хирургического края (ПХК), то число необходимых операций значительно выше [12]. Так, в исследовании P. Sooriakumaran и соавт. [21] (2011 г.) операционное время достигло плато только после 750 операций, а количество ПХК (<10%) — после 1600 операций.

Традиционное обучение и новая концепция параллельного (модульного) обучения

Традиционный метод обучения хирургов имеет концепцию «увидеть, сделать, обучить» (от англ. «see one, do one, teach one») [22]. Согласно методу, первый этап обучения — это ознакомление с настройкой системы и освоение базовых навыков: манипулирование инструментами, завязывание узлов и наложение швов [23]. Затем наступает этап ассистирования, когда обучаемый под наблюдением более опытного хирурга (наставника) ассистирует на операциях. После этого под контролем наставника хирург выполняет операцию уже самостоятельно [12]. Данный метод до сих пор остается ценным, но он не обладает достаточной объективностью и возможностью самостоятельной тренировки. Необходимы новые подходы в обучении, операционная больше не может оставаться единственным местом обучения хирургов [22].

Более современный подход — концепция параллельного (модульного) обучения. Операция разделяется на отдельные этапы, которые выполняются до тех пор, пока хирург не наберется достаточного опыта. Обучение начинается с освоения нескольких более простых этапов, таким образом хирург получает достаточный опыт для выполнения большей части операции, и лишь затем осваиваются более сложные этапы операции. После приобретения достаточного опыта хирург в присутствии своего наставника выполняет все оперативное пособие от начала и до конца. Согласно исследованию C. Bach и соавт. [12] (2014 г.), такой подход может значительно ускорить обучение РАРП.

Учебные программы

На сегодняшний день при обучении хирургов возможно использование [24]:

1) лабораторных животных (но ограниченные ресурсы и этические проблемы могут быть сдерживающим фактором в их применении) [8];

2) VR-симуляторов [8];

3) роботических консолей;

4) лапароскопических боксов;

5) трупного материала.

Обучение робот-ассистированным операциям должно включать два этапа: первый и более общий — знакомство с устройством роботической системы и устранением неисправностей; второй этап — обучение технике выполнения операций [4]. При этом сначала приобретаются навыки в выполнении отдельных этапов, а затем и всей операции в целом. Согласно W. Steers и соавт. [5] (2006 г.), хирургу следует участвовать хотя бы в 10 операциях в качестве второго ассистента, в 20 операциях в качестве первого ассистента и лишь затем под контролем наставника приступать к отдельным этапам операции.

В исследовании A. Sachdeva и соавт. [25] (2005 г.) описываются три этапа обучения хирургов. Первый этап включает изучение научных материалов по хирургической технике и этапов выполнения операции. Второй — освоение хирургом отдельных этапов операции под контролем наставника. Третий — затачивание навыков в выполнении операции и достижение необходимого уровня профессионализма. Помимо этого, для начинающих хирургов очень важен тщательный отбор пациентов с оценкой индекса массы тела, объема, морфологии предстательной железы и предоперационной эректильной функции [4].

В своей статье 2012 г. H. Patel и соавт. [22] предлагают следующий вариант обучения робот-ассистированной простатэктомии. Сначала хирург наблюдает за выполнением задания на симуляторе и выполняет его сам с последующим просмотром видеозаписи и анализом ошибок. Затем хирург наблюдает за выполнением реальных операций наставника и под его контролем выполняет те этапы операции, которым уже был обучен на VR-симуляторе. После этого также просматриваются видеозаписи с анализом ошибок.

В исследовании R. Rocha и соавт. [26] (2015 г.) 5 хирургов с опытом как в лапароскопической, так и в открытой хирургии, проходили обучение робот-ассистированной простатэктомии. Программа включала лекции по РАРП, видеозаписи РАРП, 8-часовое обучение практическим навыкам на лабораторных животных и 8-часовой онлайн-тренинг о строении роботической системы da Vinci и о технике операции. Затем каждую неделю хирурги проходили 4-часовое обучение на VR-симуляторе в течение 24 нед. Позже под наблюдением наставника каждый хирург выполнил 20 РАРП. При этом медиана времени операции составила 175 мин, объема кровопотери — 200 мл, времени пребывания в стационаре — 2 дня, времени катетеризации — 7 дней, а ПХК — 19%.

Симуляторы виртуальной реальности

VR-симуляция — это обучение посредством моделирования заданий и отдельных этапов операции с возможностью их многократного повторения для получения необходимого опыта (рис. 2).

Рис. 2. Использование VR-симулятора H. Patel (а). Сравнение плавности хода манипулятора у хирурга без опыта и с опытом (б).
Например, в авиации 1 ч обучения на VR-симуляторе равен 30 мин полета в воздухе [22].

Преимущества VR-симуляторов:

1) отчеты и объективная оценка проделанной работы, при этом прогресс может быть изображен в виде кривой обучения [18, 22];

2) возможность повторения заданий [22]. Каждому требуется разное количество повторений для получения необходимого опыта [27];

3) модульное обучение [22]. Сначала выполняются более простые задания и этапы операции, а затем более сложные [6];

4) низкий уровень стресса. Учебный процесс наиболее эффективен при умеренном уровне стресса, но не высоком, который, как известно, зачастую преобладает в операционной [22];

5) отсутствие рисков для пациентов [22];

6) стандартизация обучения и возможность сертификации хирургов [22, 28]. A. Chowriappa и соавт. [29] в 2013 г. разработали стандартизированный показатель оценки роботических навыков (RSA — Robotic Skills Assessment), который можно использовать на любых VR-симуляторах;

7) моделирование взаимодействия с командой [22]. Использование виртуальных операционных могло бы обучить хирургов навыкам общения и взаимодействия с командой [22];

8) ускорение обучения практическим навыкам [8, 22, 30, 31]. В исследовании N. Seymour и соавт. [32] (2002 г.) хирурги, обученные на VR-симуляторах, выполняли операцию на 29% быстрее и допускали в 7 раз меньше ошибок;

9) возможность выполнения предоперационной разминки [28];

10) возможность на некоторых симуляторах включения результатов диагностических исследований в программное обеспечение [33].

Недостатки VR-симуляторов:

1) обучение на малом количестве клинических случаев и вариантов анатомии и физиологии пациентов;

2) высокая изначальная стоимость оборудования и ее технического обслуживания [22]. Большая часть симуляторов стоит около 100 тыс. долл. США. Цена наименее дорогой модели (SimSurgery educational platform robot) составляет 40—45 тыс. долл. США [34].

Как повысить свой профессионализм после завершения обучения?

Важным моментом в поддерживании и повышении своего опыта играет предоперационная разминка [35—37]. Данная разминка может быть выполнена как за консолью роботической системы, так и на VR-симуляторах [38].

В рандомизированном контролируемом исследовании T. Lendvay и соавт. [38] (2013 г.) более 50 хирургов с различным опытом в малоинвазивной хирургии прошли обучение робот-ассистированным операциям. После завершения обучения одна группа выполняла короткую разминку на VR-симуляторе, а другая читала книги (например, о наложении швов) в течение 10 мин. В 1-й группе обучаемых отмечались значительное повышение скорости выполнения упражнений и уменьшение количества совершаемых ошибок независимо от опыта хирурга. Даже опытные хирурги могут повысить свои навыки, выполняя предоперационную разминку.

Результаты

Параллельное модульное обучение, предоперационная разминка за роботической консолью и использование симуляторов виртуальной реальности могут значительно сократить период обучения РАРП. Существует множество описанных моделей обучения робот-ассистированным операциям.

По данным современной литературы [15], cреднее количество операций, необходимых для преодоления кривой обучения РАРП, составляет от 18 до 45. Если конечной точкой считать частоту ПХК, продолжительность периода обучения значительно увеличивается [12, 21].

Современным подходом обучения РАРП является концепция параллельного обучения. Такой подход значительно ускоряет обучение РАРП [12].

Предоперационная разминка может значительно сократить период обучения РАРП [35—37]. Разминка может быть выполнена как за консолью роботической системы, так и на VR-симуляторах [8, 22, 30, 31, 38].

Какие возможны варианты программ обучения выполнению РАРП? Учебная программа может состоять из двух этапов: знакомство с оборудованием роботической системы и модульное обучение выполнению РАРП [5]. Программа может включать лекции о роботической хирургии, видеозаписи РАРП, а также обучение практическим навыкам на лабораторных животных и VR-симуляторах [26]. Программа, предложенная H. Patel и соавт. [22] (2012 г.), включает последовательное наблюдение за выполнением заданий и их самостоятельное воспроизведение на VR-симуляторе с последующим анализом ошибок. Затем такой же подход соблюдается и у операционного стола.

Обсуждение

Роботическая хирургия — одно из основных будущих направлений малоинвазивной хирургии. Необходимость обучения ординаторов и хирургов постепенно растет. Однако по-прежнему отсутствует утвержденная программа обучения роботической хирургии [8].

Широко признано: результаты хирурга улучшаются с опытом, что отражает кривая обучения. Несмотря на это кривая обучения — довольно сложный ориентир, поскольку нет общепринятых критериев ее оценки [39].

Тем не менее наивно предполагать, что при достижении определенного порога хирург внезапно получает необходимый уровень опыта и профессионализма, ведь обучение — это постепенный процесс. Помимо этого, различия в состоянии здоровья пациентов могут оказывать сильное влияние на оценку кривой обучения [10].

Рекомендуется применение нового, более перспективного подхода обучения РАРП, когда отдельным этапам операции обучаются параллельно, начиная с более простых и заканчивая более сложными [12]. Помимо этого, предоперационная разминка может улучшить работу хирургов [35—37].

Наиболее удачная учебная программа, на наш взгляд, должна строиться по принципу, описанному в статье H. Patel и соавт. [22] (2012 г.). Сначала хирург наблюдает за выполнением задания на симуляторе и выполняет его сам с последующим просмотром видеозаписи и анализом ошибок. Затем хирург наблюдает за выполнением реальных операций и под контролем наставника выполняет те этапы операции, которым уже был обучен на VR-симуляторе. После этого также просматривается видеозапись и анализируются ошибки.

Заключение

Современные технологии в медицине, в частности, использование роботической хирургии, предъявляет высокие требования к квалификации врача. Важно, чтобы он одновременно обладал и пониманием хода операции, и умением использовать сложное оборудование. Традиционные программы обучения, подразумевающие наблюдение за выполнением операции, а затем ее самостоятельное выполнение под руководством наставника, зачастую оказываются недостаточно эффективными: требуют сравнительно много времени и не дают стабильно высокий уровень знаний и умений. Стандартизировать обучение по такой программе также крайне затруднительно.

Перспективным решением может стать методика параллельного обучения, при которой хирург вначале обучается простым этапам операции, а затем более сложным. Обучение обязательно должно включать просмотр видеозаписей операции и анализ допущенных ошибок. Данный способ доступен любой клинике, располагающей роботической системой.

Дополнение программы обучением и предоперационной разминкой на VR-симуляторах полезно, однако ограничено дороговизной данного оборудования. Несмотря на возможный отдаленный экономический эффект от данной технологии за счет ускорения обучения и повышения качества выполнения операции, вероятно, в ближайшее время ее применение будет по-прежнему ограничено только крупными центрами.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Рапопорт Л.М.— https://orcid.org/0000-0001-7787-1240

Безруков Е.А.https://orcid.org/0000-0002-2746-5962

Суханов Р.Б.https://orcid.org/0000-0002-3664-6108

Крупинов Г.Е.https://orcid.org/0000-0002-2571-8671

Цариченко Д.Г. — https://orcid.org/0000-0002-3608-8759

Мартиросян Г.А. — https://orcid.org/0000-0002-4420-3729

Авакян С.К.https://orcid.org/0000-0003-2141-0423

Саргсян Н.А. — https://orcid.org/0000-0003-3793-3229

Слусаренко Р. И.http://orcid.org/0000-0002-8111-9446

Морозов А. О. — http://orcid.org/0000-0001-6694-837X

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.