Инвазия человеческого организма сколексом эхинококка происходит при попадании его в желудочно-кишечный тракт. Первым барьером на пути паразита является печень [1]. При прохождении через малый круг кровообращения паразит попадает в легкие — второй барьер на пути паразита. В случае прохождения второго барьера сколекс проникает в большой круг кровообращения и распространяется по всему организму. При этом мишенью может быть любой орган. Это особенно важно, когда речь идет о хирургическом вмешательстве на печени и селезенке и органосохраняющих операциях на этих органах.
Основной задачей хирурга при лечении больных с локализацией гельминта в селезенке являются радикализм вмешательства, ликвидация остаточной полости и органосохранность вмешательства (при условии его функциональной активности) [2]. Сохранение селезенки при перицистэктомии — важный вопрос, поскольку при ее удалении в значимой степени могут изменяться или даже утрачиваться некоторые важнейшие функции организма. Следовательно, желание «протезировать» важнейшие функции селезенки в случае ее удаления либо по возможности сохранить орган обоснованно. Благоприятный исход после хирургического вмешательства на селезенке достигается надежным гемостазом, поэтому разработка и совершенствование существующих способов гемостаза имеют огромное значение. При хирургическом вмешательстве на селезенке важное место в остановке кровотечения отведено пластике раневого дефекта различными тканями: апоневрозом, брюшиной, синтетическими материалами и клеевыми веществами, желудочным трансплантатом из большой кривизны желудка на сосудистой ножке.
При операциях на паренхиматозных органах и, в частности, селезенке, по нашему мнению, применение гемостатического шва в сочетании с желудочным трансплантатом на сосудистой ножке из большой кривизны желудка обеспечивает надежный гемостаз, а также предупреждает в послеоперационном периоде такие осложнения, как кровотечение и формирование гематомы между резецированной поверхностью органа и желудочным трансплантатом. С целью достижения гемостаза в нашей клинике предложены гемостатические швы в зависимости от характера, размеров и локализации ран селезенки [3].
Представляем клиническое наблюдение с редким сочетанием локализации эхинококковых кист в печени, легких и селезенке.
Больная А., 21 года, в апреле 1999 г. поступила в клинику госпитальной хирургии Астраханской государственной медицинской академии с диагнозом «эхинококкоз печени и селезенки». Из анамнеза: 5 мес назад в средней доле правого легкого обнаружено опухолевидное образование размером 40×40 мм. Диагноз: туберкулез правого легкого, туберкулома (?). Проведена химиотерапия в специализированном отделении. Консервативное лечение без эффекта, размер образования в правом легком не изменился, в связи с чем в областном противотуберкулезном диспансере произведена операция — резекция легкого вместе с образованием. При гистологическом исследовании обнаружена эхинококковая киста. В дальнейшем у больной выполнили УЗИ и КТ брюшной полости. При этом в обеих долях печени обнаружено 6 паразитарных кист размером от 30×30 до 50×50 мм, а в селезенке — 20×20 мм, что послужило основанием для хирургического лечения.
При ревизии брюшной полости в правой доле печени в V и VI сегментах на передней поверхности обнаружено 4 кисты диаметром до 50 мм, в левой доле во II и III сегментах — 1—2 кисты диаметром до 30 мм, с мягкой фиброзной капсулой на передней поверхности. После мобилизации печени произведена перицистэктомия последовательно 6 кист печени. Раны печени ушиты гемостатическими швами по авторской методике (авторское свидетельство № 1630794). После ушивания ран печени достигнуты полные гемо- и билистаз. На передней поверхности селезенки ближе к воротам также обнаружена киста размером 20×20 мм с фиброзной капсулой. Произведена перицистэктомия кисты селезенки с сохранением самого органа. Образовавшаяся рана селезенки размером 40×30 мм ушита разработанным в клинике гемостатическим швом.
Особенность шва заключается в следующем: отступив 1,5 см от края верхнего угла раны по диагонали проводят викриловую нить на противоположный угол. Затем оба конца нити проводят через противоположные стороны в середину раны. После этого концы нити связывают между собой.
После ушивания раневого дефекта достигнут полный гемостаз. Прорезания нитей в ткани селезенки и печени не отмечено. Кровопотеря во время операции составила 100 мл. При дальнейшей ревизии брюшной полости других кист не обнаружено. Послеоперационный период протекал гладко. По дренажам поступало скудное сукровичное отделяемое. Желчеистечения и кровотечения не было. Дренажные трубки удалены на 2-е сутки после операции. Швы сняты на 8—9-е сутки после операции. Рана зажила первичным натяжением. При гистологическом исследовании обнаружены эхинококковые кисты. Больная выписана в удовлетворительном состоянии. Через 5 лет пациентка осмотрена. Состояние удовлетворительное. Жалоб не предъявляет, рецидива эхинококкоза нет. Трудоспособна.
Данное сообщение представляет интерес из-за редкого сочетания локализаций эхинококковых кист и выполнения органосохраняющей операции на селезенке.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of intrest.
Сведения об авторах
Одишелашвили Г.Д. — https://orcid.org/0000-0002-4303-3764
Зурнаджьянц В.А. — https://orcid.org/0000-0002-1962-4636
Пахнов Д.В. — https://orcid.org/0000-0002-7803-8661
Одишелашвили Л.Г. — https://orcid.org/0000-0001-7460-6185
Автор, ответственный за переписку: Пахнов Д.В. — e-mail: pahnov1@mail.ru
КАК ЦИТИРОВАТЬ:
Одишелашвили Г.Д., Зурнаджьянц В.А., Пахнов Д.В., Одишелашвили Л.Г. Редкое сочетание локализации эхинококковых кист. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2019;7:71-72. doi: 10.17116/hirurgia2019071