Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пехтусов В.А.

ГБУЗ «Тамбовский областной клинический противотуберкулезный диспансер», Тамбовская область, Россия

Татаринцев А.В.

ГБУЗ «Тамбовский областной клинический противотуберкулезный диспансер», Тамбовская область, Россия

Гиллер Д.Б.

Кафедра фтизиатрии и торакальной хирургии ФППОВ Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова

Бижанов А.Б.

Кафедра фтизиатрии и торакальной хирургии ФППОВ Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова

Ениленис И.И.

Кафедра фтизиопульмонологии и торакальной хирургии им. М.И. Перельмана ГБОУ ВПО "Первый МГМУ им. И.М. Сеченова" Минздрава России, Москва, Россия

Влияние хирургической санации контингентов больных деструктивным туберкулезом на основные показатели распространенности и смертности от туберкулеза

Авторы:

Пехтусов В.А., Татаринцев А.В., Гиллер Д.Б., Бижанов А.Б., Ениленис И.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1132

Загрузок: 11


Как цитировать:

Пехтусов В.А., Татаринцев А.В., Гиллер Д.Б., Бижанов А.Б., Ениленис И.И. Влияние хирургической санации контингентов больных деструктивным туберкулезом на основные показатели распространенности и смертности от туберкулеза. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2020;(5):58‑63.
Pekhtusov VA, Tatarintsev AV, Giller DB, Bizhanov AB, Enilenis II. Impact of surgical sanation of patients with destructive tuberculosis on the prevalence of tuberculosis and mortality of these patients. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2020;(5):58‑63. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia202005158

Введение

В Российской Федерации в 2016 году выявлены 75 718 человек с туберкулезом органов дыхания [1], при этом у 52% больных легочным туберкулезом обнаруживается деструкция в легком и бактериовыделение [2]. Эффективные курсы химиотерапии с каждым годом снижаются, тогда как доля пациентов, выделяющих микобактерии туберкулеза (МБТ) с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) к изониазиду и рифампицину, повсеместно возрастает: 28,4% из впервые выявленных больных туберкулезом, обследованных на лекарственную устойчивость к противотуберкулезным препаратам (ПТП) в 2016 году [1, 3—8].

Хирургический метод и коллапсотерапия могут значительно повысить эффективность лечения этой категории больных, однако применяются они в России крайне ограниченно [9—20].

Материал и методы

В 2013—2017 гг. на базе туберкулезного легочно-хирургического отделения ГБУЗ «Тамбовский областной клинический противотуберкулезный диспансер» г. Тамбова совместно с кафедрой фтизиопульмонологии и торакальной хирургии им. М.И. Перельмана Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (заведующий кафедрой — доктор медицинских наук, профессор Д.Б. Гиллер) применили разработанную на кафедре стратегию лечения впервые выявленных больных деструктивным туберкулезом легких, выделяющих МБТ, основанную на раннем и широком применении коллапсотерапевтических и хирургических методов на фоне интенсивной химиотерапии.

По состоянию на 01.06.2013 был составлен поименный реестр больных туберкулезом легких, постоянных жителей области, с наличием деструкции (CV+) и бактериовыделения (МБТ+), состоящих на учете в IА, IБ, IIА, IIБ группах диспансерного учета (ДУ), с разработкой персонального плана лечения каждого пациента и этапной оценкой его результатов. Показания к применению коллапсотерапевтических и хирургических методик определяли междисциплинарной комиссией с участием фтизиатров, хирургов, рентгенологов (приказ по диспансеру о создании комиссии планирования комплексного лечения больных деструктивным туберкулезом легких).

Число пациентов, находившихся на лечении за 2013—2016 гг., составило 654. В исследование вошли все больные, у которых выявляли легочную деструкцию и бактериовыделение.

В зависимости от проводимого лечения пациентов разделили на 3 группы. В основную группу (группа А) вошли 320 пациентов (48,9%) которым провели хирургическое лечение на фоне противотуберкулезной химиотерапии в ряде случаев в сочетании с коллапсотерапией (54%).

Группу сравнения (группа В) составили 130 пациентов (19,9%), которым на этапах лечения были выставлены показания к хирургическому лечению, но операцию не выполнили в связи с отказом больных или отрывом от лечения.

В группу сравнения (группа С) вошли 204 пациента (31,2%) с отсутствием показаний или наличием противопоказаний к хирургическому лечению.

В основной группе при выявлении туберкулеза чаще всего был поставлен диагноз инфильтративного туберкулеза в фазе распада (43,1%) и туберкулемы легкого с распадом (33,1%). Другие формы туберкулеза встречались реже: кавернозный туберкулез (7,2%), диссеминированный туберкулез в фазе распада (6,9%), фиброзно-кавернозный туберкулез легких (ФКТЛ) (5,9%), очаговый туберкулез в фазе распада (2,8%), казеозная пневмония (0,9%). В группе сравнения В наиболее часто встречался инфильтративный туберкулез с распадом (75,4%) и диссеминированный туберкулез с распадом (16,9%). В группе сравнения С частота деструктивного инфильтративного (48%) и диссеминированного туберкулеза с распадом (45,6%) была примерно одинакова.

С 2013 по 2017 г. у 320 больных было выполнено 389 операций: пневмонэктомия — 17 раз (4,4%), лобэктомия — 77 (19,8%), билобэктомия — 5 (1,3%), анатомическая сегментэктомия — 89 (22,9%), анатомическая бисегментэктомия — 19 (4,9%), полисегментарная резекция — 13 (3,3%), лобэктомия с пневмонопластикой — 3 (0,8%), атипичная резекция — 97 (24,9%), видеоторакоскопическаях (ВТС) атипичная резекция — 6 (1,5%), лобэктомия+сегментэктомия — 17 (4,4%), торакокаустика — 2 (0,5%), экстраплевральный пневмолиз — 5 (1,3%), лечебная торакопластика — 6 (1,5%), корригирующая торакопластика — 30 (7,7%), торакомиопластика — 2 (0,5%), одномоментная резекция — 1 раз (0,3%).

Результаты

Непосредственные результаты у пациентов, включенных в исследование, прослежены на момент окончания основного курса лечения, то есть по истечении фазы продолжения различных режимов химиотерапии. Всего непосредственные результаты прослежены у 645 (98,6%) из 654 пациентов, 9 больных выбыли в другие территории, не окончив основного курса лечения.

У 320 оперированных пациентов послеоперационные осложнения наблюдались в 24 (7,5%) случаях. Все осложнения были купированы. 30-дневная летальность составила 0%.

Эффективность лечения по критерию закрытия полости деструкции (CV-) и абациллирования (МБТ) была наивысшей в группе А — 97,2%, в группе В она составила 41,4%, в группе С — 39,8% (табл. 1).

Таблица 1. Непосредственные результаты лечения больных основной группы и групп сравнения


Отдаленные результаты в период от 1 до 4 лет после завершения основного курса лечения прослежены у 587 (97%) из 605 больных, выбыли из-под наблюдения 18 больных (табл. 2).

Таблица 2. Отдаленные результаты в сроки от 1 до 4 лет


За 4 года широкого применения хирургического лечения в Тамбовской области абсолютное число больных категории CV+ и МБТ+ (1а, 1б, 2а, 2б групп ДУ) в поименном реестре сократилось с 516 до 158 (рис.). Таким образом, «бациллярное ядро» инфекционно опасных больных сократилось в 3,3 раза, или на 69,8%. Численность этой категории больных в течение четырех лет уменьшалась за счет излечения или смерти пациентов и увеличивалась за счет выявления новых случаев деструктивного туберкулеза или появления деструкций с бактериовыделением в ходе лечения пациентов CV- и МБТ-.

Рис. Динамика уменьшения числа больных категории КВ+ МБТ+ в Тамбовской области за 4 года активного применения хирургических методов.


С целью определения влияния активной хирургической тактики санации «бациллярного ядра» мы изучили изменения основных показателей распространенности, заболеваемости и смертности от туберкулеза в Тамбовской области, Центральном федеральном округе (ЦФО) и Российской Федерации в целом в период с 2008 по 2016 г. При этом частота применения хирургического метода в первые 4 года сравнения в Тамбовской области существенно не отличалась от общероссийской.

Мы считаем проводимое нами сравнение статистических показателей Тамбовской области с показателями Российской Федерации и Центрального федерального округа корректным для определения роли хирургии, поскольку такой, несомненно, важнейший компонент комплексного лечения туберкулеза, как химиотерапия, применялся в Тамбовской области по тем же схемам и в соответствии с теми же приказами МЗРФ, что и во всех других регионах.

Анализ показателей распространенности туберкулеза органов дыхания (ТОД) с МБТ+ и с МЛУ ТБ, зарегистрированного на конец учетного года, на 100 тыс. населения показал, что в период с 2008 по 2012 г. отмечался рост распространенности МЛУ туберкулеза в РФ — на 30,1% и еще больше в Тамбовской области — на 32,2%. При активном использовании хирургического лечения в период с 2012 по 2016 г. распространенность МЛУ туберкулеза в Тамбовской области снизилась на 21,8%, тогда как в РФ — возросла еще на 6,2% (табл. 3).

Таблица 3. Показатели контингентов больных ТОД с МБТ+ с МЛУ ТБ, зарегистрированных на конец учетного года, на 100 тыс. населения (ф. 33)


Анализ показателей распространенности фиброзно-кавернозного туберкулеза легких (ФКТЛ), зарегистрированного на конец учетного года, на 100 тыс. населения в период 2008—2012 гг. в Тамбовской области продемонстрировал снижение распространенности ФКТ на среднероссийском уровне и на 5% меньше, чем в ЦФО (табл. 4). В период активного применения хирургического лечения этот показатель снизился в Тамбовской области в 1,9 раза больше, чем в РФ (63,4% vs 34,3%), и в 1,6 раза больше, чем в ЦФО (63,4% vs 39,3%).

Таблица 4. Показатели контингентов больных ФКТЛ, зарегистрированных на конец учетного года, на 100 тыс. населения (ф. 33)


Анализ показателей заболеваемости туберкулезом на 100 тыс. населения в период с 2008 по 2012 г. демонстрирует снижение заболеваемости в Тамбовской области на 21,4%, что было на 1,5% выше среднероссийского снижения заболеваемости, но на 3,8% ниже уровня ЦФО (табл. 5). При активном использовании оперативного лечения темпы снижения этого показателя превысили аналогичные в РФ на 12,2% (33,9% vs 21,7%), а темпы снижения показателя в ЦФО — на 5,4% (33,9% vs 28,5%).

Таблица 5. Заболеваемость на 100 тыс. населения (ф. 8)


Анализ показателя смертности от туберкулеза на 100 тыс. населения в период с 2008 по 2012 г. демонстрирует его снижение в Тамбовской области на 39%, что было на 1,8% ниже, чем в ЦФО (табл. 6). В период активного применения хирургического лечения темпы снижения показателя смертности в Тамбовской области превысили аналогичные в РФ в 1,7 раза (64% vs 37,6%) и в ЦФО в 1,3 раза (64% vs 47,9%).

Таблица 6. Смертность на 100 тыс. населения


Обсуждение

Своевременное хирургическое лечение впервые выявленных пациентов с деструктивным туберкулезом легких позволяет предотвратить формирование фиброзно-кавернозного туберкулеза и во многих случаях развитие лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза, что выразилось в снижении показателей распространенности ФКТЛ и МЛУ в Тамбовской области.

Значительное сокращение «бациллярного ядра» позволяет прервать инфекционную цепочку, что даже в ближайшей перспективе влияет на снижение заболеваемости туберкулезом, но еще большего влияния этого фактора следует ожидать в отдаленной перспективе.

Заключение

Таким образом, широкое применение хирургии в комплексном лечении деструктивного туберкулеза легких позволяет многократно повысить эффективность лечения этой категории больных и снизить их смертность, что существенно отразилось на снижении показателей смертности на 100 тыс. населения в Тамбовской области.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.