Проведен ретроспективный анализ заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), в Азербайджане за 2010—2011 гг. Эпидемиологическая ситуация по ИППП за весь исследуемый период оставалась напряженной, несмотря на некоторую тенденцию к снижению заболеваемости большинством из них. В современных социально-экономических условиях развития общества, государственной политики и состояния здравоохранения организована система комплексного обследования, лечения и профилактики больных с ИППП.
Высокий уровень распространенности ИППП ставит перед наукой и практическим здравоохранением определенные задачи по диагностике, терапии и профилактике их дальнейшего распространения.
В создавшихся условиях для качественного оказания медицинской помощи больным ИППП необходимо принять новые управленческие решения, совершенствовать организационные и методологические подходы в этом направлении, а также определить реальную инфицированность разными ИППП в данном субъекте. Считается, что качественная и своевременная диагностика ИППП — одно из условий эффективной профилактики.
Таким образом, при выявлении потенциально патогенных бактерий и вирусов не следует забывать о том, что болезнь есть взаимодействие микро- и макроорганизма. Во многих случаях количественные критерии оказываются неприменимыми: инфекционный процесс может быть значительно опаснее при наличии относительно небольшого количества высокопатогенных возбудителей, при активном синергизме патогенов, а также временном ослаблении иммунной системы.
Распространенность ИППП изучается очень давно. По этому вопросу накоплены обширные научные данные, которые часто не соотносятся друг с другом в основном из-за несопоставимости объема, состава, подходов к формированию изучаемой совокупности и методов выявления ИППП [1—6].
Среди методов лабораторной диагностики ИППП преимущество молекулярно-биологических способов обнаружения возбудителей доказано многими исследователями [6—10]. Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) высокоинформативен не только для первичной диагностики в сочетании с анамнезом, клинической картиной и другими методами, но и при контроле излеченности ИППП.
Чувствительность и специфичность ПЦР очень высокая (98—99%). По некоторым данным, распространенность ИППП в возрастной группе до 21 года составляет 12,6%, и на первом месте стоит хламидийная инфекция (10%) [4]. Анализ частоты выявления ИППП среди обратившихся в Центр планирования семьи подростков 15—24 лет показал достоверно большую частоту ИППП среди 15—17-летних [1].
Цель исследования — оценка уровня и возрастной динамики выявляемости ИППП при ПЦР-скрининге. ПЦР-диагностикой были охвачены 36 355 человек (рис. 1).
Для каждой половозрастной группы определяли ЧВ ИППП (рис. 2).
ЧВ ИППП методом ПЦР среди мужчин и женщин по возрастным группам отражена в табл. 1
Таким образом, выявляемость ИППП, по данным ПЦР-скрининга, варьирует в широких пределах (5,0—331%) в зависимости от возраста и пола. Как по фактическим, так и по выровненным данным, выявляемость ИППП в основном выше у женщин. Общей тенденцией, как для мужчин, так и для женщин является динамичность снижения ЧВ. Отличительная особенность возрастной динамики ЧВ ИППП у мужчин и женщин — темп ее снижения.
С увеличением возраста выявляемость среди мужчин уменьшалась на 0,032%, а среди женщин — на 0,296%.
ЧВ ИППП среди женщин была максимальной в возрасте 15 лет (36,4±14,5%) и минимальной (12,6± 1,5%) в возрасте 33 лет. Различие между этими показателями было статистически достоверным (р<0,05).
Урогенитальная хламидийная инфекция, вызываемая Chlamydia trachomatis (серотипы D-K), относится к наиболее распространенным заболеваниям, передаваемым половым путем.
Для женщин хламидийная инфекция представляет наибольшую угрозу из-за слабо выраженных клинических проявлений и связанных с этим поздней диагностикой и несвоевременным назначением лечения. Считается, что урогенитальный хламидиоз (УГХ) часто протекает бессимптомно (более 50% случаев у мужчин и до 90% случаев у женщин) [11]. Доказано, что С. trachomatis является одной из основных причин развития воспалительных заболеваний органов малого таза, тубоовариального бесплодия и осложнений, ведущих к формированию эктопической беременности [10, 12].
В последние годы ученые разных стран мира обращают внимание на распространенность УГХ и тяжесть его медико-социальных последствий [4, 10, 13—15].
Учитывая возрастающую опасность этой инфекции, в США систематически проводятся скрининговые исследования женщин моложе 25 лет с целью раннего ее выявления и своевременного лечения [15]. Причем эффективность такого подхода подтверждается результатами эпидемиологических исследований. Применение ПЦР для диагностики урогенитальных инфекций существенно улучшило качество скрининговых исследований и позволило получить их полноценную эпидемиологическую характеристику.
В каждой группе была установлена ЧВ (в %) C. trachomatis. Возрастную динамику оценивали с помощью механического и аналитического (метод наименьших квадратов) подходов [5]. Достоверность различия ЧВ определяли по критерию Стьюдента при сравнении двух групп, подчиняющихся стандартному нормальному распределению и критерием χ2 при других вариантах сравнения.
Статистически значимые и достоверные данные были получены по возрастным группам 20—48 лет (при группировке обследованных по каждому году жизни) и 15—54 года (при группировке обследованных по 5-летним периодам).
В возрасте 20 лет ЧВ УГХ среди мужчин (4,3±1,7%, 95% доверительный интервал — ДИ — 0,9—7,7%) более чем в 3 раза превышала таковую среди женщин (1,3±0,6%, ДИ 0,1—2,5%).
Снижение ЧВ УГХ у мужчин с возрастом статистически значимо подтверждается после 28 лет (χ2=3,9; δ=1,0; р<0,05). Однако уменьшение ЧВ УГХ с увеличением возраста не носит постоянного характера: периодически эта закономерность нарушается. Так, например у мужчин 29 лет выявляемость УГХ (0,9±0,2%) была статистически значимо (р<0,05) в 2 раза меньше, чем в 30 лет (1,9±0,4%). Сходная ситуация имела место в возрастных группах 37 лет (0,7±0,3%) и 38 лет (2,4±0,8%).
Сравнительная оценка ЧВ УГХ у мужчин по укрупненным возрастным группам (табл. 2; рис. 4)
Выявляемость УГХ среди женщин разных возрастных групп варьировала в узком интервале и в основном достоверно не отличалась. Достоверность различий была подтверждена при сравнении женщин 26, 27, 30 лет 20-летними (χ2=3,9; δ=1,0; р<0,05). Сравнительный анализ ЧВ хламидиоза у женщин, сгруппированных с учетом возраста по укрупненным интервалам (15—19, 20—24, 25—29, 30—34, 35—39, 40—44, 45—49 и 50—54 года), показал, что результат был достоверно выше в группе 15—19 лет (1,1±0,4%). С увеличением возраста значение данного показателя достоверно уменьшалось. Выявляемость УГХ среди женщин 15—19 лет (1,1±0,4%) была в 5 раз выше достоверно таковой среди 40—44-летних. Результаты оценки ЧВ УГХ у женщин по укрупненным возрастным интервалам подтверждают линейность возрастной динамики с тенденцией к снижению.
Данные сравнительного анализа ЧВ УГХ среди мужчин и женщин подтверждают, что во всех возрастных группах уровень инфицированности выше среди мужчин. Достоверность этих различий не подтверждается только в возрастной группе 15—19-летних (2,2±1,1 и 1,1±0,4% соответственно; р>0,05). Относительный риск инфицированности (соотношение частоты выявляемости УГХ у мужчин и женщин) УГХ в мужской популяции был выше.
Материалы крупномасштабного ПЦР-скрининга позволяют установить пределы изменения уровня выявляемости ИППП для каждой возрастной группы и получить полноценную репрезентативную характеристику динамики их распространения.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
— ЧВ ИППП зависит от возраста и пола обследуемого контингента и варьирует от 7,2±3,2 до 36,4±14,5%;
— инфицированность мужчин и женщин в одинаковых возрастных группах в основном сходная, статистически достоверно высокая ЧВ ИППП отмечена у женщин 20, 23, 24, 37 и 45 лет и у мужчин в возрасте 21 года;
— фактическая ЧВ ИППП с возрастом изменяется хаотично, в разных направлениях, но основной тенденцией является снижение инфицированности с увеличением возраста.
Возрастно-половые особенности уровня выявляемости C. trachomatis, обнаруженные методом ПЦР-скрининга, позволяют сделать следующие выводы:
— инфицированность наиболее часто выявляется в возрастном интервале 20—24 года (особенно в возрасте 20 лет);
— во всех возрастных группах ЧВ выше у мужчин, степень относительного риска варьирует от 2,4 до 5,7;
— с возрастом выявляемость хламидиоза снижается, динамика снижения линейная и хорошо описывается аппроксимирующим уравнением;
— между уровнями инфицированности мужчин и женщин разных возрастных групп имеется статистически значимая корреляционная связь (r=0,5; t=3,8; р<0,001).