18 января 2018 г. исполнится 100 лет со дня рождения выдающегося российского дерматолога проф. Амаяка Артемовича Каламкаряна.
В 1938 г. он поступил в 1-й Московский медицинский институт, а в 1941 г. был переведен в Тбилисский медицинский институт. Сразу же после получения диплома в 1943 г. А.А. Каламкарян стал участником Великой Отечественной войны. Его служба в этот период отмечена орденом Отечественной войны II степени и медалями.
В 1946—1947 гг. он обучался в клинической ординатуре Харьковского научно-исследовательского института дерматологии и венерологии. В 1948 г. в его жизни произошло судьбоносное событие — А.А. Каламкарян на всю жизнь стал сотрудником отдела дерматологии Центрального научно-исследовательского кожно-венерологического института, который в то время возглавлял проф. Л.Н. Машкиллейсон.
В 1958 г. А.А. Каламкарян защитил кандидатскую диссертацию «Клинические и экспериментальные материалы к вопросу об эффективности хлортетрациклина (биомицина) и синтомицина при лечении пиодермитов», положив начало широкому использованию этих препаратов в лечении гнойничковых заболеваний кожи, в 1969 г. — докторскую диссертацию «Ретикулезы кожи. Клиника, гистология, цитология и терапия первичного ретикулеза и ретикулосаркоматоза кожи». Для научных исследований А.А. Каламкаряна всегда был характерен скрупулезный анализ огромного числа наблюдений. Так, разработка научного материала, посвященного грибовидному микозу, включала анализ клинических и лабораторных результатов обследования 1500 больных, при изучении саркомы Капоши были обследованы 300 больных. Полученные исследования позволили внедрить в лечебную практику высокоэффективные отечественные цитостатики, в том числе проспидин.
Под руководством А.А. Каламкаряна, руководившим отделением дерматологии с 1975 по 1988 г., были выполнены важные и приоритетные исследования патогенеза тяжелых хронических дерматозов, внедрена фотохимиотерапия, метод комбинированного лечения кортикостероидными и цитостатическими препаратами больных злокачественными лимфомами и хронической язвенной пиодермией.
Вместе с Н.С. Потекаевым, М.А. Самгиным и В.Н. Гребенюком в 1984 г. он был удостоен премии Совета министров за разработку и внедрение в практику комплекса средств, методов лечения и профилактики герпес-вирусных заболеваний.
С 1978 по 1995 г. Амаяк Артемович возглавлял Московское общество дерматовенерологов. Доклады строго отбирались и всегда были интересными. Будучи уникальным клиницистом, на каждом заседании проф. А.А. Каламкарян старался демонстрировать редкие случаи дерматозов. На заседаниях общества врачи стремились увидеть и узнать новое. Обучение было непрерывным: каждое утро профессор разбирал больных, поступивших в клинику за последние сутки, 1 раз в неделю — сложных больных в стационаре, 1 раз в месяц проводился так называемый городской обход в конференц-зале, где собирались московские дерматологи, чтобы услышать профессора.
Практически все свое личное время профессор находился на работе с раннего утра и до позднего вечера, даже в выходные. Когда администрация указывала ему на необходимость отпуска, он смотрел больных в своем кабинете, не выходя в отделение.
Как большой эрудит, знаток специальной литературы и ценитель новой научной информации проф. А.А. Каламкарян впервые в стране описал ряд редких дерматозов, в частности болезнь Кимуры, эозинофильный фасциит, гранулематоз Вегенера, пепельный дерматоз и др. Его перу принадлежат более 300 научных работ, а также известные многим дерматологам монографии: «Клиника и терапия ретикулезов кожи», «Саркома Капоши», «Хронические стафилококковые инфекции кожи», «Мастоцитоз». Написанная им в соавторстве с Л.Я. Трофимовой и В.Н. Мордовцевым «Клиническая дерматология: редкие и атипичные дерматозы» остается одной из самых востребованных в русскоязычной литературе.
Научная и клиническая школа Амаяка Артемовича Каламкаряна насчитывает несколько десятков учеников, которые продолжают традиции своего учителя в наше время.
Светлая память об Амаяке Артемовиче Каламкаряне — прекрасном человеке и выдающемся ученом передается новому поколению дерматологов, как образец для восхищения и подражани.