Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Перламутров Ю.Н.

ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова"

Ольховская К.Б.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Ляпон А.О.

ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

Совершенствование методов «проактивной» терапии хронической экземы

Авторы:

Перламутров Ю.Н., Ольховская К.Б., Ляпон А.О.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1491

Загрузок: 50


Как цитировать:

Перламутров Ю.Н., Ольховская К.Б., Ляпон А.О. Совершенствование методов «проактивной» терапии хронической экземы. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(6):704‑709.
Perlamutrov IuN, Ol'khovskaia KB, Liapon AO. Improving the methods of 'proactive' treatment of chronic eczema. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2019;18(6):704‑709. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma201918061704

Рекомендуем статьи по данной теме:
При­ме­не­ние кос­ме­ти­чес­ких средств у па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ки­ми дер­ма­то­за­ми (ато­пи­чес­кий дер­ма­тит, эк­зе­ма). Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(5):601-605

Аллергодерматозы являются наиболее распространенными заболеваниями кожи: по данным ВОЗ, аллергическими заболеваниями страдают до 10% населения. Экзема относится к категории наиболее распространенных аллергодерматозов, характеризующихся мультифакториальностью генеза, вариабельностью клинического течения и рефрактерностью ко многим методам терапевтического воздействия [1].

Экзема относится к часто встречающимся дерматозам, и в последние годы сделан серьезный шаг в совершенствовании лечения самых тяжелых форм различных заболеваний кожи, однако многие вопросы, связанные с терапией экземы, остаются нерешенными. Одной из важных проблем, связанных с этим дерматозом, является эпидемиология. По данным зарубежных авторов, удельный вес экземы составляет 30—40% всех дерматозов [2]. В Европе и США термин «экзема» объединяет достаточно большое количество дерматозов, которые протекают с островоспалительной реакцией [3, 4]. Классификация экземы в МКБ-10 не соответствует сложившейся в России традиции подразделения заболевания на клинические формы. Это не только затрудняет, но и полностью исключает возможность статистического учета встречаемости экземы в нашей стране [5].

Поскольку решающее значение тех или иных эндогенных и экзогенных влияний остается спорным, а чаще они выступают в сложных взаимоотношениях, принято считать экзему полиэтиологическим заболеванием. В свете современных представлений о взаимосвязи иммунной системы с функциональным состоянием ЦНС, вегетососудистыми процессами следует признать, что патогенетический процесс формирования экземы включает комплекс не конкурирующих, а дополняющих друг друга нейроиммуно-вегетодистонических, инфекционно-аллергических и метаболических механизмов. В этой связи клинические проявления экземы вариабельны, что и определяет существование различных форм дерматоза [6, 7].

Современное лечение экземы — комплексное, с применением психотропных, антигистаминных, десенсибилизирующих и иммунных препаратов при тяжелом течении заболевания. Неотъемлемой частью лечения ограниченных форм экземы является наружная терапия, которая заключается в использовании топических глюкокортикостероидов (ТГКС) и топических ингибиторов кальциневрина (ТИК) с различными схемами применения [8].

С учетом хронического течения заболевания и высокой вероятности рецидивов разработаны способы применения наружных средств как для «реактивной» терапии при остром течении экземы, так и для «проактивного» лечения в период ремиссии или подострого течения дерматоза [9]. Однако длительное и систематическое применение зарегистрированных ТГКС и ТИК может привести к формированию множества нежелательных явлений (НЯ) и влиянию на организм больного на системном уровне [10].

Целью настоящего исследования стал сравнительный анализ эффективности цинко-нафталановой пасты Лостерин и топического глюкокортикостероидного препарата в «проактивной» терапии хронической экземы.

Материал и методы

В результате скринингового отбора в исследование были включены 60 больных — 28 мужчин и 32 женщины в возрасте от 18 до 48 лет (средний возраст 41,56±4,91 года). Пациенты были распределены по нозологическим формам экземы и полу (рис. 1).

Рис. 1. Распределение пациентов по нозологическим формам экземы и полу.

В исследование были включены 38 (63,33%) пациентов с истинной экземой (36 человек — с дисгидротической экземой, 2 — с тилотической) и 22 (36,67%) пациента с микробной экземой (10 человек — с нуммулярной экземой, 12 — с варикозной).

На первом визите был осуществлен сбор данных анамнеза. Тяжесть течения экземы оценивали на основании регистрации данных индекса EASI и входящего в его состав индекса распространенности поражения кожи (BSA), а эффективность терапии — по степени снижения данных показателей для каждого пациента (глобальная оценка терапевтического эффекта — ГОТЭ). На каждом визите регистрировали нежелательные явления (НЯ). По окончании терапии пациентов тестировали и определяли их отношение к проводимой терапии по следующим параметрам: эффективность, комфорт, возможность длительного применения «проактивной» терапии.

В зависимости от формы экземы всем больным на период «реактивного» лечения в качестве наружного терапевтического средства были назначены ТГКС (монокомпонентные при истинной экземе и комбинированные при микробной) 2 раза в день в течение 14 дней (визит 1, 2 и 3 с интервалом 7 дней). Помимо наружной терапии, в период активного лечения допускалось использование антигистаминных и десенсибилизирующих препаратов. Через 2 нед все пациенты были рандомизированы на две терапевтические группы в зависимости от проводимого метода «проактивной» терапии. В каждую группу вошли 19 больных истинной экземой и 11 больных микробной экземой (табл. 1).

Таблица 1. Распределение больных по терапевтическим группам

Продолжительность «проактивной» терапии составила 4 мес (визиты 3, 4, 5, 6 и 7), интервал между каждым визитом — 28±3 дня.

Полученные результаты обработаны статистическими методами вариационного и корреляционного анализа с использованием ПК «IBM/PC Pentium 4» и пакета прикладных программ для статистической обработки «Excel 7», а также «SPSS 17.0». Результаты исследований обрабатывались параметрическими методами (дисперсионный анализ, критерий Стьюдента, Ньюмена—Кейлса, Даннета).

Результаты исследования

На основании динамики дерматологических индексов был выполнен сравнительный анализ эффективности проводимой терапии в каждой группе больных отдельно по нозологическим формам экземы. Оценка динамики симптомов экземы представлена в табл. 2 и 3.

Таблица 3. Динамика площади поражения и тяжести течения микробной экземы в результате лечения
Таблица 2. Динамика площади поражения и тяжести течения истинной экземы в результате лечения Примечание. Здесь и в табл. 3: * — различия в показателях достоверны по отношению к показателям на визите 1 при значениях р<0,005.

В результате лечения больных с истинной экземой получены убедительные доказательства эффективности пасты Лостерин при «проактивной» местной терапии. У всех больных (как в 1-й, так и во 2-й группе) с дисгидротической и тилотической экземой после окончания курса «реактивной» терапии было зарегистрировано уменьшение площади экземы в среднем на 71 и 45% соответственно, а снижение индекса EASI — на 67% в каждой группе, т. е. показатели тяжести течения экземы были идентичными. При «проактивной» терапии результаты лечения отличались в зависимости от метода и формы заболевания. Динамика показателей индекса площади поражения и индекса тяжести течения экземы у больных дисгидротической формой данного заболевания не отличалась в двух сравниваемых группах и составила 95—97%, что отражало высокую эффективность. При анализе динамики BSA и EASI у пациентов с тилотической экземой интермиттирующее применение пасты Лостерин способствовало более выраженной динамике показателей площади поражения и активности экзематозного процесса.

В группах пациентов с микробной экземой была зарегистрирована равнозначная динамика дерматологических индексов в двух сравниваемых группах у пациентов с нуммулярной экземой и более выраженная динамика при применении пасты Лостерин у пациентов с варикозной экземой.

В рамках исследования была проведена глобальная оценка терапевтического эффекта при различных формах экземы (рис. 2, 3).

Рис. 3. Глобальная оценка терапевтического эффекта у больных микробной экземой.
Рис. 2. Глобальная оценка терапевтического эффекта у больных истинной экземой.

В результате лечения количество больных истинной экземой, достигших полной клинической ремиссии, было в обеих группах сопоставимо. Количество пациентов, достигших EASI 90, при использовании цинко-нафталановой пасты Лостерин в качестве метода «проактивной» терапии составило 26,31%, а при интермиттирующем использовании ТГКС — 15,79%.

Анализ результатов лечения больных микробной экземой позволил установить, что использование цинко-нафталановой пасты Лостерин в качестве «проактивной» терапии способствовало формированию ремиссии и достижению EASI 90 у большего количества больных, чем при использовании ТГКС в 1-й группе.

Важным аспектом возможности формирования клинической эффективности лечения является общая удовлетворенность пациентов методами лечения, предложенными врачом-специалистом. Удобство терапии способствует повышению приверженности лечению. В этой связи в рамках данного исследования было проведено анкетирование больных (рис. 4).

Рис. 4. Результаты анкетирования пациентов.

Общая удовлетворенность терапией во 2-й группе была выше (см. рис. 4). Пациенты отмечали эффективность и комфорт проводимого лечения при использовании пасты Лостерин, при этом возможность ее длительного применения все больные оценили по высшему баллу. В 1-й группе пациенты значительно реже соглашались на длительное использование ТГКС с целью поддержания ремиссии.

Обсуждение

В последние годы в клинических руководствах по лечению больных хроническими дерматозами содержатся обоснованные рекомендации по изменению тактики наружной терапии и описывается новый подход к топическому лечению, получивший название «проактивного». «Проактивная» терапия в дерматовенерологии — это метод длительного применения препаратов в интермиттирующем режиме, что способствует достижению и сохранению стойкой и длительной ремиссии, а также предупреждает развитие рецидивов [11].

В мировой практике было проведено значительное количество наблюдательных исследований, посвященных интермиттирующей терапии. Для лечения использовались различные ТГКС и ТИК, менялись режимы их дозирования, и были получены хорошие результаты по достижению контроля над заболеваниями [12].

Однако длительное применение ТГКС и ТИК даже по интермиттирующей схеме может способствовать развитию НЯ, а также всегда вызывает много вопросов и опасений у пациентов [13].

Биологическая роль цинка заключается в его активном влиянии на процессы окислительной пероксидации и антиоксидантные системы, т. е. он является природным катализатором энергетических процессов (белковый и нуклеиновый обмен), обеспечивая противовоспалительное действие. Цинк активирует клеточное звено иммунитета, стабилизирует мембраны тучных клеток, оказывая иммуномодулирующее действие. Кроме того, он обладает противомикробной и фунгицидной активностью, чего лишены ТГКС и ТИК, обеспечивая патогенетический подход к решению проблемы инфекционно-зависимых форм экземы [14, 15].

Нафталан обладает аналгезирующим, противовоспалительным, десенсибилизирующим и ангиопротекторным действием. При иммуногистохимическом анализе установлено, что положительное действие нафталанотерапии обусловлено коррекцией отклонений в местном иммунном ответе, выражающейся снижением в эпидермисе пропорции кератиноцитов, экспрессирующих антиген HLA DR, клеток, носителей адгезивной молекулы vla-β, выраженности дермальной инфильтрации из зрелых и цитотоксических лимфоцитов, а также возрастанием численности и восстановлением равномерной распределяемости в эпидермисе клеток Лангерганса. Таким образом, применение препаратов, содержащих цинк и нафталан, для лечения воспалительных дерматозов обоснованно [16, 17].

Современный ритм жизни диктует необходимость быстрого купирования острого воспаления и достижения клинической ремиссии, вследствие чего при обострении экземы наиболее рациональным методом является использование ТГКС очень сильной и сильной потенции. Для «проактивной» терапии с целью повышения безопасности лечения целесообразно использовать препараты, содержащие цинк и нафталан.

Цинко-нафталановая паста Лостерин — комбинированный негормональный препарат, предназначенный для наружного использования, который обладает выраженным противовоспалительным, адсорбирующим, вяжущим, подсушивающим, противозудным и обеззараживающим действием, а также способствует восстановлению пораженных кожных покровов, повышает регенеративные и барьерные функции кожи. Данный препарат создан с использованием современных технологий, которые обеспечивают стабильную формулу и косметический комфорт при применении.

В данном исследовании продемонстрировано, что использование цинко-нафталановой пасты Лостерин в качестве «проактивной» терапии хронической экземы позволяет достичь результатов, сопоставимых с применением топических ГКС, а тестирование пациентов выявило большую удовлетворенность терапией с использованием негормонального препарата.

Выводы

— Результаты открытого наблюдательного исследования позволили установить высокую эффективность «проактивной» терапии экземы цинко-нафталановой пастой Лостерин: клиническая ремиссия достигнута у 68,43% больных истинной экземой и у 54,54% больных микробной экземой.

— Тестирование пациентов позволило констатировать высокую оценку эффективности, переносимости и удобства использования цинко-нафталановой пасты Лостерин, что в значительной степени повышает приверженность терапии у больных по сравнению с группой, в которой использовались ТГКС.

Сведения об авторах

Перламутров Ю.Н. — https://orcid.org/0000-0002-4837-8489

Ольховская К.Б. — https://orcid.org/0000-0003-4920-5288

Ляпон А.О. — https://orcid.org/0000-0002-7762-6410

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Перламутров Ю.Н., Ольховская К.Б., Ляпон А.О. Совершенствование методов «проактивной» терапии хронической экземы. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(6):704-709. https://doi.org/10.17116/klinderma201918061704

Автор, ответственный за переписку: Ольховская К.Б. — olhovskaya_kira@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.