Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Романова И.В.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 119071

Кисина В.И.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Хайруллина Г.А.

ФБУН Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва, Россия, 111123

Фриго Н.В.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения Москвы», Москва, Россия, 119071

Жукова О.В.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Гущин А.Е.

ФБУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва, Россия

Распространенность и тип мутаций у пациентов дерматовенерологического профиля московского региона за период 2014—2018 гг.

Авторы:

Романова И.В., Кисина В.И., Хайруллина Г.А., Фриго Н.В., Жукова О.В., Гущин А.Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 780

Загрузок: 21


Как цитировать:

Романова И.В., Кисина В.И., Хайруллина Г.А., Фриго Н.В., Жукова О.В., Гущин А.Е. Распространенность и тип мутаций у пациентов дерматовенерологического профиля московского региона за период 2014—2018 гг.. Клиническая дерматология и венерология. 2020;19(1):7‑12.
Romanova IV, Kisina VI, Khayrullina GA, Frigo NV, Zhukova OV, Gushchin AE. The prevalence and type of mutations of in dermatovenereological patients from the Moscow region for 2014‒2018. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2020;19(1):7‑12. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma2020190117

Mycoplasma genitalium — микроорганизм, относящийся к классу Mollicutes, является самым маленьким прокариотом, способным к самостоятельной репликации. Первое описание М.genitalium датировано 1981 г., однако трудности диагностики на много лет остановили изучение данного возбудителя [1]. М.genitalium признана инфекцией, передаваемой половым путем (ИППП), вызывающей острый и хронический негонококковый уретрит (НГУ) у мужчин, цервицит и воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ) у женщин [2, 3]. Роль М.genitalium в развитии некоторых других клинических синдромов дискутабельна и является предметом научных исследований [4]. В ранних серологических исследованиях M.genitalium-инфекции получены противоречивые результаты, отчасти из-за отсутствия достаточно чувствительных и специфичных диагностических тестов. Разработка методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) позволила продолжить исследования по изучению М.genitalium на более высоком уровне. Передача M.genitalium при различных формах половых контактов доказана в работах, демонстрирующих соответствие инфекционного статуса М.genitalium у половых партнеров, а также с помощью мультилокусного генотипирования, демонстрирующего идентичность генотипов выявленного микроорганизма у 87% инфицированных половых партнеров [5, 6]. Установлено, что наличие других возбудителей ИППП повышает риск инфицирования М.genitalium. В кенийском исследовании, посвященном работникам секс-бизнеса, было показано, что женщины с инфекциями Chlamydia trachomatis и Neisseria gonorrhea более подвержены присоединению M.genitalium-инфекции [7]. В лондонском когортном исследовании студенток в составе более 2000 участниц [8] также показано, что бактериальный вагиноз и наличие более двух половых партнеров в течение 12 месяцев увеличивают риск инфицирования M.genitalium наряду с другими ИППП [8]. Еще одно африканское исследование продемонстрировало связь ВИЧ-инфекции с повышенным риском заболеваемости M.genitalium в 2,17 раза, что согласуется с рядом других научных работ [7,9—12].

Обнаружение М.genitalium является безусловным показанием для назначения этиотропной терапии. Лечение больных M.genitalium-инфекцией предотвращает дальнейшую передачу возбудителя и развитие осложнений [13]. Для терапии заболеваний, ассоциированных с М.genitalium, традиционно использовались тетрациклины, макролиды и фторхинолоны, однако в связи со стремительно развивающейся устойчивостью M.genitalium к антибактериальным препаратам вопрос выбора адекватной тактики ведения больных нуждается в уточнении.

Резистентность к макролидам является актуальной проблемой, и в настоящее время показатели устойчивости в мире оцениваются в 30—100% [14]. Наиболее часто резистентность развивается при мутациях в положении A2058 или A2059 (нумерация Escherichia coli) 23S рРНК, впервые выявленная в Австралии в 2008 г. [15, 16]. Во всем мире сообщается о различных показателях устойчивости. В скандинавском исследовании сообщалось о резистентности M. genitalium к макролидам в 41,1% урогенитальных и экстрагенитальных образцов [15]. В Испании зарегистрирована резистентность к макролидам в 20% M.genitalium-положительных образцов [17]. В Великобритании устойчивость к макролидам была обнаружена в 82,4% образцов [18]. Исследование, проведенное в американской клинике первичной медицинской помощи, показало, что частота выявления M.genitalium в биологическом материале органов мочеполовой системы и прямой кишки составляет 10,8 и 6,4% соответственно, при этом мутации устойчивости к макролидам выявлены в 70,6 и 80% случаев соответственно [19].

В недавно опубликованном метаанализе проведено сравнение результатов лечения пациентов, получавших 1,0 г азитромицина однократно, с пролонгированным 5-дневным курсом (500 мг/сут, затем 250 мг/сут в течение 4 дней). Наблюдение показало, что у 91,5% пациентов, получивших азитромицин в однократной дозе 1,0 г, были обнаружены мутации, определяющие устойчивость к макролидам, по сравнению лишь с 3,7% пациентов, получавших 5-дневный курс лечения. У 100% пациентов с M.genitalium-инфекцией, вызванной мутантными штаммами, лечение 1,0 г азитромицина оказалось неэффективным [20]. Данное наблюдение доказывает, что однократное назначение 1,0 г азитромицина приводит к формированию новых мутаций устойчивости в процессе терапии.

Австралийская клиника заменила эмпирическое лечение первой линии терапии негонококкового уретрита, цервицита и проктита на доксициклин по 100 мг 2 раза в сутки в течение 7 дней. После этого проводился тест на устойчивость к макролидам. Для восприимчивых штаммов применялся пролонгированный курс азитромицина (1,0 г в 1-й день и 500 мг ежедневно в течение 4 дней); для устойчивых к макролидам изолятов назначался ситафлоксацин (100 мг 2 раза в день в течение 7 дней) [21]. Анализ результатов показал излечение у 94,8% больных с чувствительными к макролидам образцами M.genitalium и у 92,2% пациентов с устойчивыми к макролидам штаммами. Установление факта, что доксициклин снижает бактериальную нагрузку в моче, привело к рассмотрению предварительного назначения доксициклина для лечения M.genitalium-инфекции [21]. Данная схема была включена в национальное австралийское руководство по ведению пациентов с M.genitalium-инфекцией, разработанное в 2018 г. [22].

Моксифлоксацин рекомендован в качестве препарата второй линии для лечения M.genitalium-ифекции [1, 14, 22]. Первые сообщения о случаях резистентности к фторхинолонам появились в 2013 г. в Австралии [23].

Мишенями для фторхинолонов являются ДНК-гираза (состоящая из двух субъединиц GyrA и GyrB) и топоизомераза IV (состоящая из двух субъединиц ParC и ParE) [24]. Резистентность связана с изменениями в ферментах топоизомеразы, особенно с аминокислотным замещением в области, определяющей устойчивость к хинолону (QRDR-quinolone-resistance determining region) гена parC, преимущественно в локусах S83 и D87 (нумерация M.genitalium), и с мутациями в gyrA [15, 23, 25]. Однако однонуклеотидный полиморфизм в генах gyrA и parC недостаточно хорошо коррелирует с резистентностью к моксифлоксацину и ситафлоксацину из-за недостаточности данных клинических изолятов [26]. Связь других мутаций в этих генах с антимикробной восприимчивостью и клиническими исходами в настоящее время также неясна.

В Японии моксифлоксацин не одобрен для лечения генитальных инфекций, поэтому в терапии M.genitalium-инфекции используют ситафлоксацин. Первичные исследования показали высокую эффективность ситафлоксацина в отношении M.genitalium-инфекции, включая мутантные штаммы, несущие изменения одной аминокислоты в гене parC M.genitalium [27—29]. В 2016 г. в Японии T. Deguchi и соавт. выявили неудачи лечения у двух мужчин с уретритом, обусловленным M.genitalium, при этом выделенные изоляты имели единичные аминокислотные изменения как в гене GyrA, так и в гене ParC, отвечающие за резистентность к фторхинолонам [30]. Японское исследование 627 образцов мужчин с острым уретритом показало, что только у 20% выделенных изолятов M.genitalium отсутствовали мутации, у 70% имелись единичные аминокислотные замены в ParC, которые снижали эффективность фторхинолонов, но сохраняли чувствительность к ситафлоксацину [25]. У данных изолятов также были обнаружены мутации 23S рРНК, определяющие устойчивостью к макролидам. В проведенном исследовании распространенность M.genitalium с аминокислотными заменами как GyrA, так и ParC и мутациями в гене 23S рРНК составила 15% в 2016 г. и 10% в 2017 г. [25].

В Европе резистентность к фторхинолонам встречается реже; первый устойчивый изолят был выявлен в Лондоне в 2011 г. [31]. Этот штамм не имел мутаций, связанных с резистентностью к макролидам, и был успешно элиминирован с помощью азитромицина [32].

Доксициклин является тетрациклином второго поколения с хорошей биодоступностью благодаря своей липосорастворимости и бактериостатическому эффекту за счет блока синтеза белка рибосом [33]. У M.genitalium не выявлены мутации, связанные с резистентностью к тетрациклинам, в том числе нет доказательств приобретенных tet генов (ген, обеспечивающий устойчивость к тетрациклину) [33]. Минимальная ингибирующая концентрация определяет восприимчивость к тетрациклинам, но у многих изолятов M.genitalium обнаруживается снижение чувствительности, механизм которого до настоящего времени неизвестен и подлежит дальнейшему изучению [1, 34].

Результаты лечения M.genitalium-инфекции доксициклином являются переменными. Препарат рекомендуется в качестве препарата третьей линии после неудач лечения азитромицином и моксифлоксацином, но и в этих случаях его эффективность составляет не более 30% [1, 33].

В России было проведено всего одно исследование, посвященное изучению распространенности мутантных изолятов M.genitalium, — в 2013—2016 гг. в трех городах [35]. Согласно полученным данным, доля резистентных штаммов к макролидам и фторхинолонам составила 4,6 и 6,2% соответственно. Изучение распространенности и типа мутаций M.genitalium до настоящего времени в Московском регионе не проводилось.

Цель: оценить частоту и тип мутаций M. genitalium в динамике у пациентов дерматовенерологического профиля Московского региона за период 2014—2018 гг.

Материал и методы

В течение 2014—2018 гг. в филиалах Московского научно-практического центра дерматовенерологии и косметологии ДЗМ (МНПЦДК ДЗМ) были собраны образцы биологического материала 645 больных М.genitalium-инфекцией. Детекция М.genitalium осуществлялась с помощью метода полимеразной цепной реакции (ПЦР; набор реагентов для выявления ДНК М.genitalium в биологическом материале методом полимеразной цепной реакции с гибридизационно-флуоресцентной детекцией «АмплиСенс Mycoplasma genitalium-FL» по ТУ 9398−042−01897593−2009 № ФСР 2007/00580). Далее изучался тип генетических мутаций штаммов М. genitalium (методика для определения антибиотикорезистентности М.genitalium к макролидам и фторхинолонам с помощью ПЦР в реальном времени с последующим секвенированием). Лабораторные исследования выполнены в ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора.

Результаты

Частота выявления M.genitalium-инфекции среди пациентов МНПЦДК ДЗМ в 2015—2018 гг. составила 1,8—3,7%, что сопоставимо с уровнем распространения гонококковой инфекции за данный период (2,2—3,87%). Согласно международным данным (систематический обзор и метаанализ 2018 г.), из 3316 проверенных записей в случайно отобранных выборках из общей популяции суммарная распространенность M.genitalium-инфекции составила 1,3% в странах с более высоким уровнем развития и 3,9% в странах с более низким уровнем развития [9].

В нашем исследовании были изучены образцы биологического материала 645 пациентов с M.genitalium-инфекцией. Распространенность и характер мутаций M.genitalium представлены в таблице.

Таблица. Распространенность и характер мутаций M.genitalium (2014—2018 гг.)

Таким образом, при изучении мутаций, ассоциированных с развитием резистентности к макролидам, количество «диких» штаммов составило 597 (92,6% от 645 образцов). Количество мутантных изолятов за весь период наблюдения составило 48 (7,4%).

Установлено, что во всех случаях мутации M.genitalium были связаны с нуклеотидными заменами в V-домене гена 23S рРНК в позициях А2058, А2059 и А2062, которые определяют резистентность к макролидам. Наиболее частыми были мутации в позициях А2058 (18 из 48, или 37,5%) и А2059 (24 из 48, или 50%); реже встречались мутации в позиции А2062 (6 из 48, или 12,5%).

При изучении мутаций, ассоциированных с развитием резистентности к фторхинолонам, количество «диких» штаммов составило 582 (90,2%), количество мутантных штаммов — 63 (9,8%).

Мутации, ассоциированные с резистентностью к фторхинолонам, локализовались в гене ParC M.genitalium и распределялись следующим образом: позиция A247 — 4 образца (6,4% от 63 образцов); позиция G248 — 24 (38,1%); позиция T249 — 1 (1,55%); позиция T250 — 2 (3,2%); позиция G259 — 31 (49,2%); позиция A260 — 1 (1,55%). Ген ParC M. genitalium кодирует фермент ДНК-гиразу. ДНК-гираза относится к семейству ДНК-топоизомераз II и является одним из ключевых ферментов репликации ДНК. Таким образом, наиболее частыми были мутации в позициях G248 (38,1%) и G259 (49,2%); мутации в других позициях встречались значительно реже.

В ходе исследования выявлены штаммы M.genitalium, содержащие одновременно мутации устойчивости к макролидам и фторхинолонам. Количество таких мутантных изолятов за весь период наблюдения составило 13 (2%) из 645. Типы мутаций в мультирезистентных штаммах распределялись следующим образом: позиции A2058G+G259A — 7 (53,9%) образцов из 13; позиции A2059G+G248T — 2 (15,4%); позиции A2059G+G259A — 2 (15,4%); позиции A2058G+G248A — 1 (7,7%); позиции A2059G+A247C — 1 (7,7%). Таким образом, наиболее частыми были мутации в позициях A2058G+G259A (53,9%); мутации в других позициях встречались значительно реже.

Анализ результатов исследования образцов, собранных в течение четырех разных временных периодов, показал, что в первый период сбора образцов ДНК M.genitalium (2014—2015 гг.) мутации, ассоциированные с резистентностью M.genitalium к макролидам, регистрировались в 6,02% образцов; во второй период (2016 г.) — в 6,52% образцов; в третий период (2017 г.) — в 7,89% образцов; в четвертый период (2018 г.) — в 15,69% образцов. То есть в четвертый период наблюдения частота мутантных штаммов M.genitalium к макролидам выросла в 2,6 раза по сравнению с первым.

Мутации, ассоциированные с резистентностью M.genitalium к фторхинолонам, в 2014—2015 гг. регистрировались в 7,14% образцов; в 2016 г. — в 9,42% образцов; в 2017 г. — в 12,63% образцов; в 2018 г. — в 13,73%. Таким образом, в четвертый период наблюдения частота выявления мутантных штаммов M.genitalium выросла в 1,9 раза по сравнению с первым.

Выводы

1. Распространенность M.genitalium-инфекции в Московском регионе в 2015—2018 гг. составила 1,4—2,3%, что согласуется с общемировыми показателями.

2. Частота выявления мутантных штаммов M.genitalium к макролидам в Московском регионе в 2014—2018 гг. составила 7,4%, к фторхинолонам — 9,8%.

3. Мутации к макролидам чаще всего наблюдались в позициях А2058 (37,5%) и А2059 (50%); к фторхинолонам — в позициях G248 (38,1%) и G259 (49,2%).

4. В 2014—2018 гг. отмечается рост количества мутаций M.genitalium к макролидам — в 2,6 раза и к фторхинолонам — в 1,9 раза.

5. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего мониторинга устойчивости штаммов M.genitalium к антимикробным препаратам и оптимизации схем терапии, обеспечивающих снижение уровня антибиотикорезистентности M.genitalium.

Сведения об авторах

Романова И.В. — https://orcid.org/0000-0001-9702-4655

Кисина В.И. — https://orcid.org/0000-0002-3761-9400

Хайруллина Г.А. — https://orcid.org/0000-0003-1544-0730

Фриго Н.В. — https://orcid.org/0000-0001-6231-971X

Жукова О.В. — https://orcid.org/000-0001-5723-6573

Гущин А.Е. — https://orcid.org/0000-0002-0399-1167

Автор, ответственный за переписку: Романова И.В. —
e-mail: irina.vm@inbox.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.