1. Правила устройства, техники безопасности и производственной санитарии при работе в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденные Министерством здравоохранения СССР 30.09.70
Действующие в настоящее время Правила распространяются на все клинико-диагностические лаборатории (КДЛ) лечебно-профилактических учреждений - ЛПУ (клиник) системы Министерства здравоохранения.
Настоящие Правила являются обязательными при проектировании и строительстве новых, реконструкции и эксплуатации существующих КДЛ.
Правила предусматривают проведение мероприятий, направленных на предупреждение опасностей, связанных с особенностями работы в лаборатории:
- отравлений, ожогов и других поражений, связанных с применением ядовитых и огнеопасных веществ, сильных кислот, щелочей и т.д.;
- опасностей, возникающих при работе со специальными приборами, аппаратами, оборудованием, стеклянной посудой и др.;
- возможности заражения персонала при исследовании инфекционных материалов.
При работе в лаборатории кроме настоящих Правил следует руководствоваться и другими действующими правилами по охране труда и техники безопасности.
Ответственность за выполнением настоящих Правил возлагается на администрацию учреждения и заведующего (руководителя) КДЛ.
Организация работы по охране труда возлагается на заведующего (руководителя) лабораторией, а по отдельным участкам - на их руководителей.
Настоящие Правила определяют устройство и содержание помещений, аппараты, приборы и оборудование КДЛ. Помещение КДЛ можно использовать только по его прямому назначению, проведение в нем каких-либо других работ не разрешается.
При эксплуатации приборов и аппаратов необходимо строго руководствоваться правилами (инструкциями), изложенными в техническом паспорте, прилагаемом к приборам и оборудованию заводом-изготовителем.
Правилами определен порядок хранения, учета и применения ядовитых, сильнодействующих, едких, взрывоопасных и огнеопасных средств и растворов и работа с инфицированным материалом.
Ядовитые средства должны храниться в отдельной комнате в металлических шкафах или сейфах под замком и пломбой. Комната должна быть оборудована водопроводом, канализацией, вентиляцией и вытяжным шкафом. На окнах комнаты, где хранятся ядовитые средства, оборудуются железные решетки, двери должны быть обиты железом. В лабораториях с небольшим объемом работы допускается нахождение металлического шкафа или сейфа с ядовитыми средствами и вытяжного шкафа в материальной комнате.
2. Методические рекомендации по организации централизованных клинико-диагностических лабораторий, утвержденные Министерством здравоохранения СССР 18.03.75
Министерство здравоохранения СССР рекомендовало руководителям органов и учреждений здравоохранения:
1. Осуществлять централизацию лабораторных клинико-диагностических исследований в учреждениях здравоохранения районных, областных, краевых, республиканских центров и городов республиканского, краевого, областного подчинения с населением свыше 75 тыс. жителей в следующем порядке:
а) в ЛПУ городов проводить централизацию:
- биохимических исследований в составе КДЛ городских больниц (300 коек и более);
- серологических исследований в составе лабораторий кожно-венерологических диспансеров;
- бактериологических исследований в составе лабораторий инфекционных больниц, городских больниц, имеющих инфекционные отделения, при этом централизация бактериологических исследований на туберкулез и венерические заболевания производится в составе одного из городских диспансеров соответствующего профиля;
- цитологических исследований в составе лабораторий онкологических диспансеров;
б) в учреждениях здравоохранения сельских административных районов (центральные районные больницы, районные номерные больницы) проводить централизацию:
- биохимических исследований в составе лабораторий центральных районных больниц и районных номерных больниц;
- серологических исследований в составе лабораторий центральных районных больниц или кожно-венерологических диспансеров;
- бактериологических исследований в составе бактериологических лабораторий районных санитарно-эпидемиологических станций[*];
- межрайонные центральные КДЛ организуются исходя из конкретных местных условий в соответствии с Положением о Централизованной КДЛ.
2. Порядок обеспечения лабораторными исследованиями прикрепленных ЛПУ и организация работы централизованной КДЛ утверждаются главным врачом учреждения здравоохранения, в составе которого развернута эта лаборатория, по согласованию с территориальным органом здравоохранения (главным врачом сельского административного района).
3. При строительстве помещений для развертывания многопрофильных централизованных КДЛ следует руководствоваться типовыми проектами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР.
4. В централизованных КДЛ в соответствии с профилем работы разрешить создавать группы по выполнению специальных видов исследований, формирующиеся в пределах общей численности должности соответствующего персонала, имеющегося в штатах централизованной КДЛ.
С учетом того, что конкретные нормы нагрузки на рабочий день устанавливаются руководителями лабораторий, рабочая нагрузка среди врачей-лаборантов централизованных КДЛ должна распределяться таким образом, чтобы у одного из врачей-лаборантов было предусмотрено время для организационно-методической работы по руководству группой сотрудников, выполняющих специальные исследования (биохимические, серологические или др.). При наличии в штате централизованных КДЛ 12 и более должностей лаборантов с высшим и средним образованием заведующий централизованной КДЛ может быть освобожден руководителем учреждения от производственной работы по выполнению анализов.
5. Соотношение должностей врачей-лаборантов и лаборантов со средним образованием в централизованных КДЛ следует считать наиболее целесообразным как 1:4.
6. Штаты централизованных КДЛ устанавливаются в порядке, предусмотренном циркулярным письмом Министерства здравоохранения СССР от 13.03.65 №03-14/28.
7. Штаты КДЛ учреждений здравоохранения устанавливаются в соответствии с действующими в настоящее время штатными нормативами.
8. Местные органы здравоохранения в процессе исполнения бюджета могут производить дополнительное финансирование (по статьям 3, 10, 12 бюджета) ЛПУ, в составе которого функционирует централизованная КДЛ, за счет средств, выделяемых ЛПУ, которые обслуживаются данной централизованной КДЛ.
9. Предусмотреть первоочередное оснащение централизованных КДЛ современным лабораторным оборудованием, и особенно средствами механизации лабораторных процессов (полуавтоматические дозаторы, аппараты для встряхивания, биохимические анализаторы, автоматические измерительные приборы, машины для мойки посуды и др.) и средствами связи.
10. Местные органы здравоохранения могут передавать целевым назначением в распоряжение централизованных КДЛ и закреплять за ними автотранспорт для обеспечения связи между централизованной КДЛ и обслуживаемыми ею ЛПУ.
11. Профиль и номенклатура лабораторных исследований, выполняемых централизованно, устанавливаются в соответствии со следующим примерным перечнем: I. Цитологические исследования; II. Биохимические исследования; III. Микробиологические исследования; IV. Иммунологические исследования.
3. Научная организация труда в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений (методические рекомендации, утвержденные Министерством здравоохранения СССР 05.05.75)
Указанные Методические рекомендации предназначены для заведующих и сотрудников КДЛ, а также для руководителей ЛПУ и работников организационно-методических отделов.
Основные задачи научной организации труда состоят в обеспечении максимальной производительности труда и эффективного использования рабочего времени, наилучшей реализации знаний каждого специалиста, наиболее эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, всемерного улучшения условий труда, предупреждения профессиональных заболеваний.
Решающим условием совершенствования организации труда в КДЛ является внедрение передовых методов труда.
Материалы периодической литературы и опыт лучших лабораторий показывают, что существует ряд приемов и методов труда и его организации, эффективно влияющих на производительность труда в лаборатории и заслуживающих распространения.
К их числу относятся следующие:
1. Укрупнение лабораторий и централизация лабораторных исследований.
2. Серийный метод выполнения анализов и применение принципа поточных линий.
3. Применение готовых наборов реактивов и экспресс-тестов для отсеивания биопроб с нормальным содержанием компонентов.
4. Унификация методов исследования.
5. Внедрение методов контроля качества лабораторных исследований.
6. Применение рациональных форм учетных документов.
7. Применение рационального кодирования исследуемых проб биологических материалов.
8. Применение рационального графика работы.
4. Правила устройства, техники безопасности, производственной санитарии, противоэпидемического режима и личной гигиены при работе в лабораториях (отделениях, отделах) санитарно-эпидемиологических учреждений системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденные Министерством здравоохранения СССР 20.10.81 №2455-81, Президиумом ЦК профсоюза медицинских работников 02.10.81 (протокол №58)
Настоящие Правила предназначены для руководителей и сотрудников санэпидучреждений, работающих (контактирующих) с токсичными, канцерогенными, аллергенными и радиоактивными веществами и патогенными микроорганизмами.
Настоящие Правила распространяются на все лаборатории (отделы, отделения) санитарно-эпидемиологических учреждений, производящих бактериологические, вирусологические, риккетсиозные, паразитологические, химические, радиологические, физико-химические и токсикологические исследования.
Строительство новых и реконструкция существующих лабораторий допускаются при наличии проекта, составленного с учетом действующих строительных норм и правил, характера и объема работы лаборатории и согласованного с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
При строительстве лабораторных корпусов и отделений санэпидстанций нужно пользоваться типовыми проектами (N 254-5-6, 254-5-7, 254-5-8, 1968 г.; 254-5-9, 254-5-10, 1969 г.; 254-5-17, 1972 г. и др.).
Правила предусматривают проведение мероприятий, направленных на предупреждение опасностей, связанных с особенностями работы в соответствующих лабораториях:
- возможности заражения персонала при исследовании материалов, содержащих возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний;
- отравлений, аллергизации, ожогов и других поражений, связанных с применением ядовитых, огнеопасных и радиоактивных веществ, сильных кислот, щелочей, аэрозолей и т.п.;
- вредностей и опасностей, возникающих при работе со специальными приборами, аппаратами, оборудованием и стеклянной посудой;
- возможностей загрязнения внешней окружающей среды за счет выноса вредных веществ из лаборатории с воздухом, сточными водами и отходами.
Действующие лаборатории должны быть приведены в соответствие с настоящими Правилами в сроки, согласованные с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Настоящие Правила вводятся в действие с момента их опубликования.
Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на администрацию учреждения и заведующего лабораторией.
Настоящие Правила определяют устройство и содержание помещений лабораторий, оснащение их аппаратурой и оборудованием, правила техники безопасности при работе в лабораториях, правила при работе в бактериологических лабораториях, правила при работе с риккетсиями и вирусами, правила работы при паразитологических исследованиях, правила работы в химических, физико-химических и токсикологических лабораториях, правила работы с радиоактивными веществами, мероприятия при аварии и несчастных случаях, правила при работе в виварии, порядок оформления на работу и обязанности персонала.
Для организации работы лаборатории в зависимости от ее профиля обеспечивается необходимое количество помещений. Помещения лаборатории, в отделениях которых проводится работа с возбудителями заразных болезней, должны располагаться в отдельном здании или в изолированной части здания и иметь не менее двух входов (на «чистую» и «грязную» части).
Лаборатория должна быть обеспечена водопроводом, канализацией, электричеством, боксами с приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, центральным отоплением и горячим водоснабжением, газифицирована.
Для каждого вида аппаратуры, механизмов или оборудования, установленных в лаборатории, должна быть составлена инструкция по их эксплуатации, которую вывешивают на рабочем месте; через каждые два года она переутверждается. Кроме того, на видных местах необходимо вывешивать соответствующие тематике плакаты по технике безопасности.
Каждый сотрудник лаборатории должен иметь закрепленное за ним рабочее место. Перед началом работы следует надеть спецодежду, которая хранится в индивидуальных шкафчиках, отдельно от верхней одежды. Тип защитного костюма и частота его смены определяются характером выполняемой работы.
Работа с возбудителями инфекционных заболеваний проводится с соблюдением правил соответствующих инструкций. При одновременном проведении работ с возбудителями инфекций различной степени опасности режим работы всей лаборатории устанавливается с учетом требований и условий работы с наиболее опасным возбудителем.
Согласно Положению в лабораториях санэпидстанций допускается работа с живыми возбудителями риккетсиозов и вирусами только III-IV групп патогенной активности. Работа с материалом, подозрительным на зараженность микробами 2-й группы, допускается только в лабораториях санэпидслужбы, имеющих комплекс помещений, приспособлений и оборудования, предусмотренных для работы с особо опасными инфекциями. При этом должны соблюдаться требования Инструкции о противоэпидемическом режиме работы с материалом, зараженным или подозрительным на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний I и II групп, утвержденной Минздравом СССР 29 июня 1978 г. Все культуры, подозрительные на возбудителей, отнесенных к I-II группе, выделенные в вирусологических лабораториях санэпидстанций, немедленно пересылаются в специализированные лаборатории головных по проблемам институтов эпидемиологии и микробиологии Минздрава СССР, а в лаборатории проводятся противоэпидемические мероприятия.
Помещение вирусологической лаборатории должно быть изолировано (отдельное здание или отсек с отдельным входом и выходом). Внутреннее расположение помещений должно максимально обеспечивать безопасность персонала (разделение на «заразную» и «чистую» часть, душ по типу санитарного пропускника и т.п.).
Оборудуется строго автономная система вентиляции. По ходу вытяжной вентиляции устанавливают специальные фильтры, стерилизующие воздух. Окна боксов должны быть закрыты наглухо.
Вся работа с содержащим вирусы материалом - заражением культуры ткани, куриных эмбрионов и лабораторных животных, серологические исследования с живыми вирусами, приготовлением различных линий культур тканей - первичных и перевиваемых - производится в боксах.
Персонал при работе в боксе должен надевать нательное белье, пижаму и чулки из хлопчатобумажной ткани.
Исследования на наличие гельминтов, простейших кишечника и кровепаразитов проводят в помещениях, оборудованных вытяжным шкафом.
В лабораториях санитарно-эпидемиологических учреждений используются в работе кислоты, щелочи, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества. Едкие и агрессивные вещества (кислоты - соляная, серная, азотная, фтористоводородная, хромовый ангидрид и др., а также концентрированные растворы щелочей и сухие щелочи - едкий натр, едкое кали, раствор аммиака и др.), попадая на кожу, вызывают ожоги, напоминающие термические.
Санитарно-эпидемиологические станции согласовывают применение радиоактивных веществ в различных областях народного хозяйства независимо от физического состояния продукции. По согласованию с санэпидстанцией определяются возможность и условия использования промышленных отходов, содержащих естественные и искусственные радиоактивные изотопы, а также пищевых продуктов и иных объектов, подвергавшихся радиационной обработке.
При авариях и несчастных случаях, связанных с ранением, ожогом, инфицированием или отравлением, пострадавший (сам или свидетель происшествия) обязан немедленно сообщить об этом заведующему лабораторией.
Для вивария отводят отдельное помещение с отдельным входом, отделенное от лаборатории и рабочих комнат.
В случае размещения вивария в одном здании с производственным он отделяется от других помещений проходом, оборудованным тамбуром. В тамбур и коридоры подается свежий воздух под небольшим давлением.
Помещение, где размещаются животные, должно быть оборудовано шкафами для клеток, от которых отходит вытяжка. Выбрасываемый наружу воздух должен очищаться.
С принимаемыми на работу лицами проводят вводный первичный инструктаж на рабочем месте по вопросам охраны труда и режима работы лаборатории. При инструктаже разъясняют специфические особенности работы в лаборатории, правила техники безопасности и личной гигиены, санитарно-противоэпидемического режима, правила внутреннего распорядка и настоящие Правила. Инструктаж проводит руководитель лаборатории или специалист с высшим образованием. В дальнейшем не реже одного раза в год должен проводиться повторный инструктаж по правилам личной гигиены, технике безопасности и санитарно-противоэпидемического режима. При внедрении новых методов и приемов работы, а также при освоении нового вида оборудования или приспособлений должен проводиться дополнительный инструктаж. Повторный инструктаж по противопожарной безопасности проводится 2 раза в год.
5. Правила техники безопасности при эксплуатации изделий медицинской техники в учреждениях здравоохранения. Общие требования, утвержденные Министерством здравоохранения СССР 27.08.84
Настоящие Правила распространяются на персонал, эксплуатирующий изделия медицинской техники. Правила содержат общие указания по безопасному применению изделий в учреждениях здравоохранения.
Требования настоящих Правил являются обязательными. Отступления от них не допускаются.
Персонал при работе должен также выполнять требования соответствующих стандартов системы стандартов безопасности труда и указания эксплуатационных документов на применяемые изделия медицинской техники.
В медицинской практике могут применяться только изделия, соответствующие требованиям стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, разрешенные к применению в установленном порядке.
Защитные средства, применяемые для обеспечения безопасности персонала и пациентов при эксплуатации некоторых видов изделий медицинской техники (например, рентгеновских, физиотерапевтических и других аппаратов), должны удовлетворять стандартам и другой нормативно-технической документации на эти средства.
Средства защиты подлежат осмотрам и испытаниям в установленные сроки и в установленном порядке.
Настоящими Правилами определены требования к персоналу, эксплуатирующему медицинскую технику, к сопроводительным документам, сопровождающим изделия медицинской техники, виды опасных и вредных производственных факторов, классификация изделий медицинской техники по электробезопасности, требования электробезопасности при эксплуатации медицинской техники, требования по предотвращению механических травм, требования по обеспечению радиационной безопасности, требования безопасности при эксплуатации аппаратов ультравысокой (УВЧ) и сверхвысокой частот (СВЧ), требования безопасности при эксплуатации ультразвуковых аппаратов, требования безопасности при эксплуатации лазеров, требования безопасности по предупреждению воздействия химических факторов, требования безопасности труда при работе с биологическими объектами, требования по обеспечению пожарной и взрывобезопасности, требования безопасности при кардиологических вмешательствах, требования безопасности при проведении электрохирургических операций, требования безопасности при различных комбинациях подключаемой аппаратуры.
К самостоятельной эксплуатации изделий медицинской техники допускается только специально обученный и аттестованный персонал не моложе 18 лет, пригодный по состоянию здоровья и квалификации к выполнению указанных работ.
Персонал должен иметь специальное высшее или среднее специальное образование и удостоверение об окончании курсов специализации по виду эксплуатируемой медицинской техники.
Перед допуском к работе персонал должен пройти вводный и первичный инструктаж по технике безопасности с показом безопасных и рациональных приемов работы с регистрацией в журналах инструктажа. Затем не реже чем через 6 мес проводится повторный инструктаж. Внеплановый инструктаж проводится при изменении правил по охране труда, при обнаружении нарушений правил по охране труда, при обнаружении нарушений персоналом инструкции по технике безопасности, изменении характера работы персонала и в других случаях.
Документы, сопровождающие изделия медицинской техники, содержат важную информацию для персонала по безопасности и правильному применению, техническому обслуживанию и ремонту изделия. Как правило, сопроводительные документы состоят из паспорта, инструкции по эксплуатации и технического описания изделия.
Полный комплект сопроводительной документации должен храниться непосредственно в отделении, эксплуатирующем данное изделие. Запрещается эксплуатация изделия без сопроводительных документов.
Персонал должен знать информацию, изложенную в сопроводительной документации, и руководствоваться ею при эксплуатации изделий медицинской техники.
Эксплуатирующий медицинскую технику персонал и пациенты могут подвергаться опасным и вредным воздействиям, которые по природе действия можно подразделить на следующие группы:
- поражение электрическим током;
- механические повреждения;
- ионизирующее излучение;
- электромагнитное излучение;
- инфракрасное излучение;
- ультрафиолетовое излучение;
- ультразвуковое излучение;
- лазерное излучение;
- ожоги и обморожения при работе с жидким азотом;
- опасность взрыва и пожара;
- повышенный уровень шума и вибрации;
- химические воздействия;
- биологические воздействия.
Изделия медицинской техники с внешним питанием в зависимости от способа защиты от поражения электрическим током подразделяются на четыре класса.
Для защиты от поражения электрическим током все доступные для прикосновения металлические части электромедицинской аппаратуры классов I и 0I должны быть занулены (при питании от сети с глухозаземленной нейтралью) или соединены с устройством защитного заземления перед подачей на аппаратуру сетевого питания при питании от сети с изолированной нейтралью.
При несоблюдении персоналом указаний эксплуатационной документации по безопасности применения изделий медицинской техники и других нормативных документов возможны механические травмы движущимися частями из-за опрокидывания изделия, повреждения систем, поддерживающих пациента, и подвешенных частей аппаратуры, в результате взрывов аппаратов ингаляционного наркоза, флаконов при разгрузке стерилизатора после стерилизации растворов, сосудов, находящихся под давлением, и в других случаях.
Персонал обязан знать и выполнять указания по безопасности эксплуатационной и другой нормативно-технической документации.
Радиационная безопасность персонала и пациентов при работе с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений обеспечивается соблюдением санитарных правил СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009) и СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)».
Систематическое воздействие на обслуживающий персонал поля ультравысокой и сверхвысокой частот, интенсивность которого превышает допустимые величины, нарушает функциональное состояние нервной и сердечно-сосудистой систем человека.
При работе ультрафиолетовых облучателей глаза персонала и пациентов должны быть защищены закрытыми защитными очками со светофильтрами типа «ЗН-11-72-В-2» ГОСТ 12.4.013-75. В промежутках между лечебными процедурами рефлекторы ртутно-кварцевых облучателей с лампами должны быть закрыты заслонками или плотными черными матерчатыми «юбками» длиной 40 см, надеваемыми на края рефлектора облучателя.
Безопасность эксплуатации ультразвуковых аппаратов обеспечивается выполнением требований Санитарных правил и норм «Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения. СанПиН 2.2.4/2.1.8.582-96», утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.96 №51.
Безопасность при эксплуатации лазеров обеспечивается выполнением требований ГОСТ 12.1.040-83 «Лазерная безопасность», «Санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров N 2392-81», эксплуатационной документации и других нормативных документов.
При эксплуатации медицинского лабораторного оборудования на поверхность изделий и в окружающее пространство возможно попадание вредных химических веществ, представляющих опасность для обслуживающего персонала. Требования безопасности определяются ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».
Требования безопасности при работе с биологическими объектами установлены ГОСТ 12.1.008-76 «Биологическая безопасность» и «Правилами устройства, техники безопасности и производственной санитарии при работе в КДЛ ЛПУ системы Минздрава СССР».
Лабораторные, операционные, помещения для лечебных барокамер, хранения рентгеновской пленки и другие относятся к взрыво- и пожароопасным помещениям, работа персонала в которых должна подчиняться требованиям пожарной и взрывобезопасности.
Комплекс защитных мер в помещениях для кардиологических вмешательств при единичном нарушении средств защиты должен обеспечивать ток утечки на пациента не более 0,05 мА (проверяет инженерно-технический персонал).
Для предотвращения ожогов пациента под пассивным электродом электрохирургического аппарата необходимо следующее:
- обеспечить плотное прилегание пассивного электрода к телу пациента по всей поверхности, т.е. хороший электрический контакт по всей площади пассивного электрода с телом в течение всего времени операции;
- запрещается накладывать на пациента электрод меньшей площади, чем указано в техническом описании аппарата, максимальная удельная мощность аппарата не должна превышать 1,5 Вт/см2;
- располагать пассивный электрод по возможности ближе к операционному полю; во время операции периодически контролировать его контактирование с телом пациента;
- обеспечить перед укладкой отсутствие на поверхности пассивного электрода коррозии, загрязнений, складок и неровностей;
- обезжирить кожу пациента в месте наложения пассивного электрода и смочить ее изотоническим раствором натрия хлорида, обеспечить низкое переходное сопротивление (около 1 Ом) между электродом и телом;
- перед каждой операцией проверить работоспособность электрохирургического аппарата, функционирование органов его управления и контроля;
- включать высокочастотный генератор только на время, необходимое для проведения коагуляции или резания; запрещается держать включенным генератор в паузах между воздействиями.
При подсоединении к пациенту нескольких видов электромедицинской аппаратуры, если не принять необходимых защитных мер, значительно возрастает вероятность поражения пациента электрическим током, ожога, а также нарушения из-за помех нормального функционирования диагностических приборов.
6. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 22.04.85 №535 «Об унификации микробиологических (бактериологических) методов исследования, применяемых в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений»
Настоящим приказом утверждены:
- методические указания по применению унифицированных микробиологических (бактериологических) методов исследования в КДЛ;
- задание на разработку сухих питательных сред, тест-наборов, агглютинирующих сывороток для диагностики заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами.
7. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 23.04.85 №545 «О дальнейшем совершенствовании контроля качества клинических лабораторных исследований»
Настоящим приказом утверждены:
1. Методические указания по осуществлению межлабораторного контроля качества клинических лабораторных исследований.
2. Методические указания по осуществлению контроля качества гематологических исследований.
3. Методические указания по осуществлению контроля качества исследований мочи.
4. Методические указания по оценке аналитической надежности клинических лабораторных методов исследования.
5. Перечни лабораторных исследований, результаты которых подлежат обязательному контролю качества.
6. Задание на разработку и производство контрольных материалов для КДЛ.
8. Оценка экономических показателей работы клинико-диагностических лабораторий. Методические рекомендации, утвержденные Министерством здравоохранения СССР 20.12.89 №10-11/163
В данных рекомендациях приведены способы расчета экономических показателей, характеризующих различные стороны деятельности КДЛ, которые могут использоваться в зависимости от поставленных задач.
Наиболее важными среди рекомендуемых показателей представляются следующие: средняя стоимость одного анализа; стоимость одного анализа, выполненного определенной методикой; количество анализов пациентов на 1 руб. расходов; коэффициент экономической эффективности; экономия текущих затрат от введения мероприятия (централизации лабораторных исследований, новой техники, нового метода и т.д.); рентабельность мероприятий (по введению новой прогрессивной технологии, механизации и автоматизации лабораторного процесса, централизации, улучшению качества анализов и повышению производительности труда).
Эти показатели имеют наиболее общее значение и могут применяться в любой лаборатории, независимо от ее профиля и мощности.
9. Инструкция по противоэпидемическому режиму лаборатории диагностики СПИД, утвержденная Министерством здравоохранения СССР от 05.06.90 №2-28/38-90
Данной Инструкцией установлено, что лаборатория по диагностике СПИД проводит серологические исследования сывороток лиц, относящихся к группам риска заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), доноров, лиц, подозреваемых в клиническом проявлении СПИД, лиц, находящихся в контакте с инфицированным ВИЧ, или на диспансерном наблюдении, и других групп населения, которые могут быть включены в обследование по эпидемиологическим показаниям.
Работа в лабораториях диагностики СПИД осуществляется в соответствии с правилами противоэпидемического режима работы с возбудителями III группы патогенности.
Ответственность за организацию и проведение комплекса противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий в диагностических лабораториях возлагается на главных врачей учреждений и заведующих лабораториями.
Настоящей Инструкцией определяются устройство и содержание помещений диагностических лабораторий, правила и противоэпидемический режим при проведении серологической диагностики СПИД, центрифугирование исследуемого материала, порядок передачи информации при выявлении сывороток с антителами к ВИЧ, меры в случае аварии.
10. Инструкция по мерам профилактики распространения инфекционных заболеваний при работе в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений, утвержденная Министерством здравоохранения СССР 17.01.91
Настоящей Инструкцией определяются: основные правила работы в КДЛ; способы взятия крови; дезинфекция лабораторного инструментария, посуды, спецодежды, биоматериала, оборудования; предстерилизационная очистка; режимы и условия стерилизации; санитарное содержание помещений, транспортировка и хранение биоматериала.
Ответственность за организацию и соблюдение противоэпидемического режима при работе с потенциально опасным материалом возлагается на руководителя КДЛ.
Инструктаж среднего и младшего медицинского персонала проводится ответственным за технику безопасности не реже одного раза в квартал.
11. Отраслевые методические указания ОМУ №42-21-35-91 «Правила эксплуатации и требования безопасности при работе на паровых стерилизаторах», утвержденные приказом Министерства здравоохранения СССР от 10.10.91 №287
Настоящим приказом утверждены и введены в дейс?