В связи с многочисленными обращениями представителей предприятий медицинской промышленности, компаний-дистрибьюторов медицинской техники и прочих заинтересованных лиц по поводу последствий вступления в силу Постановления Правительства № 102 от 5 февраля 2015 г. «Применение ограничительных инструментов в части государственных закупок медицинских изделий» предлагаем взгляд отраслевого сообщества на проблему от Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины».
Главной отличительной особенностью Постановления является гибкость в регулировании сферы государственных закупок медицинских изделий (МИ). В тексте Постановления четко прописываются условия ограничения допуска импортных МИ к государственным закупкам — наличие не менее двух компаний, которые предлагают отечественные (происходящие из стран Евразийского экономического союза) МИ, по своим характеристикам отвечающие техническому заданию заказчика. Непредвзятый анализ прилагаемого к Постановлению Перечня отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок показывает, что новые правила окажут влияние более чем на 25% рынка МИ в денежном выражении (по состоянию на 2015 г.), что незначительно изменит баланс сил среди ключевых производителей и поставщиков. Более того, даже в рамках обозначенной доли рынка изменения будут носить скорее декоративный характер и приведут лишь к частичному перераспределению заказов в пользу отечественных производителей.
Хотелось бы подчеркнуть, что Постановление направлено на защиту интересов как отечественного производителя, так и потребителя МИ. В предлагающемся к нему Перечне представлен в целом сбалансированный список МИ, конкурентоспособный уровень качества которых может быть обеспечен российскими производителями. Безусловно, не исключена вероятность того, что некоторые отечественные компании могли переоценить свои возможности по объемам производства, что может привести к временной нехватке некоторых МИ.
Существует и еще один риск, о котором много говорится в отраслевой прессе: возможное завышение цен вследствие сговора недобросовестных отечественных производителей сходных М.И. Возможно, что подобные случаи могут омрачить практику применения Постановления. Однако они точно не станут правилом, так как порядок установления начальных/максимальных цен лотов четко определен ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Правительства № 881 от 03.11.2011 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования».
Важным последствием принятия Постановления для потребителей МИ станет необходимость более тщательного составления конкурсной (аукционной) документации: теперь во избежание проблем с проверяющими органами МИ, подпадающие под ограничения, необходимо будет выставлять отдельными от прочих лотами. Хотелось бы отметить, что это, конечно же, приведет к некоторому увеличению объемов и усложнению работы членов конкурсных комиссий, однако радикальных осложнений или сбоев в механизме государственных закупок МИ не случится.
Резкое обострение международной геополитической обстановки в последние полтора года наглядно продемонстрировало необходимость ускоренного импортозамещения в ключевых отраслях экономики. Так, всего лишь за второе полугодие 2014 г. некоторые зарубежные МИ, представленные на российском рынке, подорожали более чем в 2 раза. Причиной того стали как «западные санкции» и девальвация национальной валюты, так и существенное отставание отечественной промышленности в целом ряде областей приборостроения и производства высокотехнологичных материалов.
Следует отметить, что принятие Постановления — не единственный шаг, который сделало Правительство России для преодоления сложившейся ситуации. В настоящее время реализуется второй этап Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. В ее рамках идет разработка более сотни инновационных МИ, внедрение которых в массовое производство позволит увеличить долю отечественных МИ на российском рынке до 40%. Более того, именно эти изделия, скорее всего, будут включены в последующие версии Перечня М.И., подпадающих под действие Постановления, в целях их защиты от конкуренции со стороны зарубежных производителей.
В настоящее время Торгово-промышленной палатой Российской Федерации уже изданы приказы об экспертизе по определению страны происхождения товаров (приложение 1), о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров (приложение 2) и получено разъяснение Росздравнадзора о государственной регистрации МИ и принадлежности к МИ (приложение 3).
Учитывая важность принятия Постановления для отрасли, а также стремительные изменения, происходящие на рынке МИ, всем представителям медицинского бизнеса необходимо активнее включаться в процесс обсуждения и корректировки профильного законодательства. На данный момент первоочередной задачей является уточнение Перечня М.И., подпадающих под действие Постановления, на основе регулярного мониторинга и анализа ситуации на рынке, а также формирование единой позиции профессионального сообщества в отношении разрабатываемого в настоящий момент наднационального законодательства Евразийского союза.
Конфликт интересов отсутствует.