О концепции государственно-частного партнерства (ГЧП) как о перспективном инструменте развития социально значимых направлений отечественной экономики в верхних эшелонах власти всерьез заговорили примерно с 2002 г.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, определяющей основные приоритеты социальной и экономической политики в период 2013-2020 гг., сформулированы ключевые задачи, в том числе - "Создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики".
В области здравоохранения реализация данной политики выражается в создании условий для развития ГЧП, постепенной демонополизации государственной системы оказания медицинских услуг населению в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг.
Таким образом, в развитии социально значимых отраслей экономики РФ ставка делается в первую очередь на привлечение частных инвестиций. С этой целью ведется активная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, совершенствованию нормативно-правовой базы и формированию системы государственных гарантий, повышающих интерес частного бизнеса к реализации совместных с государством проектов в рамках ГЧП.
Предпосылки развития концепции ГЧП в России
Формирование и развитие экономического потенциала страны достигается путем государственного регулирования, осуществляемого в рамках избранной властью социально-экономической политики, включающей курс действий для осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Низкий уровень инфраструктурного обеспечения социального сектора препятствует стабильному экономическому развитию страны, повышению его конкурентоспособности на международных рынках, является причиной снижения качества жизни, высокого уровня заболеваемости и смертности населения [1]. Поэтому именно государство несет ответственность за общественную инфраструктуру, а также за выполнение своих социальных обязательств, объем и порядок которых закреплены Конституцией РФ и федеральными законами.
Очевидно, что объем существующих инфраструктурных проблем значительно превышает возможности государственного финансирования, к тому же существенно ограниченного бюджетным законодательством. В связи с этим, несмотря на то что государство обеспечивает значительную часть предоставляемых социальных услуг, спрос на инвестиции в общественную инфраструктуру до сих пор остается неудовлетворенным. ГЧП является одним из инструментов в арсенале государства, благодаря которому предполагается привлечь частные инвестиции в социальную инфраструктуру и повысить ее эффективность.
ГЧП представляет собой юридически оформленные взаимоотношения органов государственной власти с частными структурами, основанные на обязательном распределении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение [1].
Необходимо обозначить еще одно понятие - "квази-ГЧП". "Квази-ГЧП-проекты" (контрактное ГЧП) представляют собой инфраструктурные проекты, направленные на реализацию важных социально-экономических задач, реализуемые на основе традиционных механизмов взаимодействия государства и частного сектора. Появление понятия "квази-ГЧП-проектов" напрямую связано с отсутствием единого определения ГЧП в федеральном законодательстве. Как следствие, большая часть реализуемых проектов, относимых к ГЧП, в действительности являются "квази-ГЧП-проектами" - инфраструктурными проектами, реализуемыми на основе государственного заказа, в рамках социально-экономических соглашений, федеральных и региональных целевых программ, инвестиционных соглашений и иных форм контрактов.
Механизм ГЧП является действенной альтернативой приватизации социальной инфраструктуры, поскольку собственность и право контроля сохраняется за государством, а также неэффективному управлению объектами инфраструктуры органами государственной и муниципальной власти. Кроме того, за счет привлечения частного сектора возможно повышение гибкости и эффективности реализации проекта, в том числе обеспечение соответствия между целями проекта, запросами потребителей и выполняемыми работами, осуществление более качественного управления рисками, снижение сроков реализации, оптимизация затратной части бюджета проекта, привлечение передовых технологий, снижение коррупционной составляющей.
ГЧП призвано оптимальным образом распределять задачи, компетенции и ответственность между публичным и частным партнерами.
Формы и организационно-правовые модели ГЧП
В мировой практике различают две формы ГЧП: институциональную и контрактную [2].
Институциональная форма подразумевает совместное участие государства и частного бизнеса в капитале компании, создаваемой для реализации социально значимого проекта. Основными конструкциями данной формы ГЧП в РФ являются:
1) создание компании с государственно-частной формой собственности на основе акционерного соглашения. В рамках акционерного соглашения государство и частный инвестор учреждают совместное предприятие и определяют порядок осуществления деятельности, распределения ответственности и прибыли. Примером может служить объединение активов АФК "Система" и ГУП "Медицинский центр управления делами мэра и Москвы" на базе группы "Медси". Создание совместных предприятий наиболее эффективно в области крупных "стартапов" и "гринфилд" проектов. Так, в 2011 г. стартовал проект "ПЭТ-Технолоджи" при паритетном участии ОАО "РОСНАНО",
ЗАО "РосМедТехнолоджи" и ООО "MEDILUX" (Венгрия) по созданию современных диагностических центров, позволяющих проводить диагностику комбинированным методом позитронно-эмиссионной томографии и компьютерной томографии (ПЭТ/КТ) на территории центрального федерального округа и республики Башкортостан;
2) создание "особых" территорий в целях активизации экономической (предпринимательской) деятельности в регионе. К таким территориям относятся в том числе "Особые экономические зоны", "Индустриальные парки (технопарки)", "Территории опережающего развития", "Сколково" и пр.
Контрактная форма стратегического партнерства государства и частного бизнеса предполагает заключение контракта на выполнение определенных функций относительно объекта общественной инфраструктуры без объединения в единую организационную структуру.
К контрактной форме ГЧП относят следующие применимые в РФ организационно-правовые модели:
1. Концессионные соглашения. В рамках концессионного соглашения концессионер (частный партнер) своими силами, частично или полностью за свой счет осуществляет строительство/реконструкцию объекта концессионного соглашения, сразу по окончании строительства передает его в собственность концедента (государства) и осуществляет эксплуатацию объекта оговоренный в соглашении срок [3, 5].
В мае 2013 г. в Москве было заключено первое концессионное соглашение в социальной сфере между Правительством Москвы и "Европейским медицинским центром" на базе больницы №63 в Москве. После реконструкции больницы и строительства четырех высокотехнологичных медицинских центров частный партнер получает возможность управлять имуществом больницы, обслуживать пациентов по полисам добровольного медицинского страхования и за наличный расчет, а также возможность выполнять часть городского заказа по обслуживанию пациентов в рамках обязательного медицинского страхования.
Концессионные соглашения - наиболее распространенный механизм ГЧП в России, регулируемый отдельным Федеральным законом №115-ФЗ от 21.07.2005 "О концессионных соглашениях".
2. "Квази-ГЧП": контракт на предоставление услуг, контракт жизненного цикла и долгосрочное инвестиционное соглашение, регулируемые Федеральными законами №44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и №223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Соглашение о разделе продукции.
4. Договор аренды с инвестиционным обременением [9].
5. Договор финансовой аренды (лизинг) - BOLT ("Построй - передай в аренду публичному участнику - передай в собственность публичному участнику") [9].
6. Иные модели ГЧП, реализуемые в рамках регионального законодательства.
Нормативно-правовое регулирование ГЧП
Одним из серьезных барьеров для реализации совместных проектов является несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов ГЧП. На сегодняшний день в состоянии доработки находится проект Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" (законопроект №238827-6) [10]. В отсутствие единого Закона, права и обязанности государственного и частного партнера в рамках ГЧП определяют следующие нормативные документы:
-конституция РФ;
-гражданский, бюджетный, налоговый, земельный, градостроительный кодексы РФ;
-ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, в том числе: №44-ФЗ, №223-ФЗ, №115-ФЗ, Постановление Правительства РФ №138 от 14.02.2009 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения"; №164-ФЗ от 29.10.1998 "О финансовой аренде (лизинге)", Федеральный закон №225-ФЗ от 30.12.1995 "О соглашениях о разделе продукции";
-тарифное законодательство, в том числе: №326-ФЗ от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", №210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
-федеральные законы об "Особых" территориях РФ;
-отраслевое законодательство;
-региональное законодательство об участии Субъекта в ГЧП проектах;
-иные федеральные и региональные нормативные акты.
ГЧП в системе здравоохранения
Значение ГЧП для развития системы здравоохранения неуклонно растет. По данным вице-премьера Ольги Голодец на начало 2015 г., в "25 регионах России реализуется 62 проекта в области здравоохранения на основе частно-государственного партнерства", а "объем частных инвестиций в российскую медицину в ближайшее время может достичь более 200 млрд руб.". Существенно возросла доля частных организаций в системе госгарантий. "Если в 2010 г. доля частных организаций в системе обязательного медицинского страхования составляла 7,6%, то в прошлом году (2014 г.) таких организаций было больше 21%" [11].
Наиболее яркими представителями проектов ГЧП являются:
- создание образовательного центра высоких медицинских технологий в Казани. Совместный проект Минздрава Республики Татарстан и компании "Johnson & Johnson" на основе ГЧП. Региональные власти предоставили здание, обеспечили его капитальный ремонт и административную поддержку. Бизнес вложил свой опыт, в том числе и опыт проектного менеджмента, и взял на себя операционные расходы. Бюджет центра в 15 млн дол. был рассчитан на 5 лет [12];
- заключенное 15 марта 2011 г. Минздравом Республики Татарстан концессионное соглашение с медицинской российско-финской компанией "Ава-Петер" сроком на 10 лет на реставрацию, модернизацию и переоснащение центра планирования семьи в Казани. Частным партнером был проведен капитальный ремонт помещений (построена система вентиляции, горячего водоснабжения, лаборатории ЭКО и операционные перестроены с соблюдением принципов "чистых помещений", проведена компьютеризация кабинетов и т.д.), а также проведено полное переоснащение медицинского оборудования. Общий объем инвестиционных вложений компании составил 49,4 млн руб.;
- передача в концессию здания бывшего роддома №1 Новосибирска, где за счет средств частного партнера ЗАО МЦ "Авиценна" была проведена реконструкция и реставрация объекта, получена возможность возобновить предоставление населению высокотехнологичной медицинской помощи по искусственному оплодотворению методом ЭКО. Объем инвестиций - 46 млн руб.;
- создание совместного предприятия АФК "Система" и ГУП "Медицинский центр управления делами мэра и Москвы" на базе группы "Медси" в 2012 г. В рамках данного соглашения ГУП выкупает допэмиссию акций "Медси" объемом 6,043 млрд руб., а взамен получает около 25% акций объединенной компании. Доля АФК "Система" в новой компании составит 50%. Остальную четверть акций выкупят иностранные инвесторы, а также Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Что касается самой "Медси", то у нее в активе после сделки состоят 22 поликлиники в Москве, 11 в регионах, более 80 медпунктов в России, собственная служба скорой помощи и 3 санатория в Москве и Крыму;
- передача в концессию Городской клинической больницы №63 Москвы Европейскому медицинскому центру.
В целом как на региональных, так и на федеральном уровне отмечается тенденция к повышению роли ГЧП в развитии системы здравоохранения как наиболее важной в социально-политическом плане общественной инфраструктуры [6, 9], что подтверждается установлением принципов ГЧП в основе программы социально-экономического развития РФ, совершенствованием нормативно-правовой базы, повышением интереса к механизмам ГЧП со стороны бизнеса, развитием механизмов финансирования проектов ГЧП, повышением конкурентоспособности и накоплением положительного опыта реализации проектов ГЧП [6, 9, 11].
Конфликт интересов отсутствует.
Информация об источнике финансирования: источника финансирования нет.