Единое информационное обеспечение инвентаризации медицинских лабораторий в Российской Федерации (Единая информационная система инвентаризации лабораторий, Система) — один из ключевых совместных проектов Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины» (Ассоциация ФЛМ) и Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ), реализуемых в рамках программы модернизации и информатизации лабораторной службы и направленных на повышение качества здравоохранения в России. Данный проект является одной из задач в рамках уставной деятельности Ассоциации ФЛМ. Разработка и внедрение государственных программ по улучшению качества оказания медицинской помощи населению невозможны без реальной оценки текущего состояния отрасли и отдельных ее сегментов. Проект позволит провести общероссийский «скрининг» состояния лабораторной службы и выработать стратегию по ее совершенствованию и развитию.
Данная Система является первой и уникальной разработкой, которая позволит осуществлять сбор и обработку данных о деятельности медицинских лабораторий на всей территории Российской Федерации. В Системе планируется хранить подробные сведения о каждой лаборатории: контактные данные лаборатории и учреждения здравоохранения, информацию о руководителях лаборатории и учреждения здравоохранения, кадровый состав лаборатории, сведения о взаимодействии с образовательными учреждениями, оснащенность лаборатории оборудованием и его использование, виды и количество выполняемых исследований, сведения о контроле качества. Также особое внимание будет уделено микробиологическим лабораториям и описанию их деятельности в упорядоченном и структурированном виде.
В чем уникальность Системы?
Уникальность Системы проявляется единством представления и заполнения данных в удаленном доступе. Как показала практика, без такого подхода сбор данных о лабораториях приходится проводить вручную, путем заполнения анкет в электронных таблицах формата Excel. Это занимает очень много времени как у заведующих лабораториями, так и у проверяющих инстанций. Указанный способ заполнения приводит к огромному количеству трудноотслеживаемых ошибок, а в итоге постепенно накапливается огромный массив слабоструктурированной информации, которую крайне сложно анализировать. Целью же инвентаризации является именно глубокий и всесторонний анализ состояния лабораторной службы, который при вышеописанном и уже практически осуществленном подходе является крайне трудоемким и обладает большими ограничениями.
Разрабатываемая Ассоциацией ФЛМ информационная система инвентаризации лабораторной службы успешно решает все эти проблемы. Благодаря использованию специальных технологий работы со структурированными данными Система позволит осуществлять быстрый ввод и редактирование информации о лабораториях, практически свести к нулю вероятность ошибок при заполнении анкет и осуществлять всесторонний анализ состояния лабораторной службы.
Кто и как будет работать с Системой?
Основными задачами Системы являются:
1) обеспечение удобного интерфейса пользователя для ввода данных в структурированном виде по состоянию лабораторий заведующими лабораториями;
2) хранение данных по состоянию лабораторий в структурированном и пригодном для автоматического анализа виде;
3) анализ данных, построение сводных отчетов, а также отчетов в разрезе региона/области и т. п. по состоянию лабораторной службы.
Работа с Системой будет происходить в удаленном доступе. Основными пользователями Системы явятся заведующие лабораториями, главные специалисты по клинической лабораторной диагностике в субъектах и федеральных округах РФ, аналитики Центра обработки данных и МЗ Р.Ф. Различные уровни доступа, с одной стороны, позволят избежать ошибок и неполадок при работе с системой, а с другой — заведующие лабораториями смогут вводить (и редактировать) данные о лаборатории через удобный пользовательский интерфейс, спроектированный специально таким образом, чтобы свести вероятность количества ошибок при заполнении к минимуму и снизить время заполнения электронной анкеты более чем на 90% по сравнению с бумажными или Excel-вариантами. Также еще одним ощутимым плюсом использования данной Системы для пользователей является возможность выгрузки введенных данных в Excel, что позволит им, один раз введя все данные, существенно экономить время в дальнейшем.
Главные специалисты по клинической лабораторной диагностике в субъектах и федеральных округах РФ получат возможность эффективно валидировать и наглядно отслеживать заполнение анкет заведующими, а также строить отчеты по подведомственным лабораториям. Аналитики будут иметь возможность построения сводных отчетов и отчетов по выборочным критериям отбора данных. Различные уровни доступа, с одной стороны, позволят избежать ошибок и неполадок при работе с Системой, а с другой — дадут возможность анализировать состояние лабораторной службы на уровне населенного пункта, субъекта РФ, федерального округа и страны в целом.
Заключение
Единая система инвентаризации лабораторной службы — первый в России подобный опыт централизованного сбора информации по состоянию лабораторной службы. Успех данного проекта задаст новые стандарты в области информатизации лабораторной службы с целью ее анализа, совершенствования и развития. Этот инновационный и перспективный проект предоставит лабораторному сообществу возможность мгновенного доступа к актуальной консолидированной информации по всей лабораторной службе России, а также проведение многофакторного анализа ее состояния. Тот факт, что Система в настоящее время находится в стадии разработки, предоставляет всем членам Ассоциации ФЛМ уникальную возможность принять участие в обсуждении и создании Системы.
Конфликт интересов отсутствует, источника финансирования нет.