В условиях рутинной работы клинико-диагностических лабораторий возникает необходимость внедрения новых программных продуктов для облегчения выполнения математических расчетов, упрощения документооборота, оптимизации рабочих потоков и т.д. В крупных сетевых или региональных лабораториях данные мероприятия проводятся по согласно системе менеджмента качества (СМК), в то время как «малые» лаборатории зачастую сталкиваются некоторыми организационными сложностями, которые являются преградой эффективного использования имеющихся на рынке программных продуктов. Целью нашего исследования явилось изучение ключевых аспектов внедрения компьютерной программы в условиях клинико-диагностической лаборатории (на примере программы расчета риска хромосомной аномалии плода SsdwLab, версия 5). Условно весь процесс был разделен на следующие этапы: 1. Выбор программного продукта. На данном этапе проводилась оценка имеющихся предложений на рынке сертифицированных программ с учетом технологических возможностей лаборатории (наличия соответствующего оборудования, реактивов, представительств фирм-производителей и т.д.). Основными критериями выбора явились: наличие сертификата и разрешения к использованию данного продукта на территории РФ; возможность использования программы при расчете пренатального биохимического скрининга в 1-м и 2-м триместре беременности в комбинации с данными ультразвукового исследования плода (КТР, ТВП, БПР); автоматизированное выполнение лабораторного исследования в методике иммунохимического анализа. Информационная и техническая поддержка менеджеров фирм-производителей способствует адекватному выбору и быстрой адаптации программного продукта, а возможность апробации демо-версии программы позволяет рассмотреть всевозможные варианты характеристик и особенностей софта, поэтому при рассмотрении аналогичных предложений предпочтительно запрашивать и проводить предварительный просмотр программы на этапе ее выбора коллективно с участием не только врачей клинической лабораторной диагностики, но врачей клиницистов, заинтересованных в предполагаемых расчетах лабораторного обследования. 2. Обеспечение условий внедрения программного продукта. Производится установка оборудования (лабораторного, компьютерного), приобретаются расходные материалы (реагенты, контроли, калибраторы); формируется информация о нововведении для врачей клиницистов, для персонала КДЛ (памятки, буклеты). Разрабатываются анкеты для беременных в 1-м и во 2-м триместрах беременности с учетом всех необходимых данных (ФИО, возраст, масса тела, данные УЗИ плода, курение, прием лекарственных препаратов и т.д.). Анкетам уделяется очень тщательное внимание, так как именно от полноты запрашиваемых данных будут зависеть результаты расчетов. 3. Обучение персонала методикам выполнения лабораторных исследований и использованию программного продукта при расчете рисков развития хромосомной патологии плода. Обучение реализуется в двух форматах: выезд специалистов КДЛ в учебный центр (демо-лабораторию) фирмы-производителя или приезд специалиста фирмы-производителя в КДЛ для обучения на «рабочем» месте. Необходимо обратить внимание на то, что требуется обучение не только специалистов лаборатории (врач КЛД), но и среднего медицинского персонала (медсестра, медрегистратор), так как правильность заполнения анкет и направлений контролируется ими во время оформления медицинской документации (в случае если пациент приходит с заполненными формами направлений и анкет перед взятием крови). Также заполнение бланков может выполнять персонал медицинской организации, выполняющей исследования (это снижает риски ошибок и повторные запросы данных при неполном предоставлении информации). На данном этапе требуется высокая профессиональная компетентность кадров КДЛ, так как необходимо наличие навыков работы на лабораторном оборудовании и компьютерной грамотности. 4. Итоговая оценка результатов внедрения программы. Использование любой программы должно приводить к улучшению производственных процессов лаборатории, но не всегда эти цели достигаются и не каждый софт впоследствии используется полноценно. Только разносторонняя оценка специалистами лаборатории и врачами клиницистами позволяет сделать верные выводы и адаптировать программу для рутинной работы. Оценка может проводиться путем: анкетирования или экспертизы, главным результатом которой является формирование рекомендаций для модификации программного продукта разработчиками фирмы-производителя с целью дальнейшего усовершенствования. Таким образом, при организации внедрения программных продуктов в клинико-диагностических лабораториях возникает ряд ключевых аспектов, которые формируют условия для двустороннего диалога специалистов лаборатории с разработчиками программ начиная с выбора программы и заканчивая оценкой, и только результат адекватного общения будет способствовать успеху использования софта. Унификация процедур внедрения программ лежит в основе быстроты адаптации и их эффективного использования в практической работе лабораторий.