Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мошкин А.В.

НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН, Москва

Централизация и внелабораторная часть преаналитики

Авторы:

Мошкин А.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Лабораторная служба. 2017;6(1): 4‑5

Просмотров: 502

Загрузок: 13

Как цитировать:

Мошкин А.В. Централизация и внелабораторная часть преаналитики. Лабораторная служба. 2017;6(1):4‑5.
Moshkin AV. Centralization and outside-laboratory part of preanalytics. Laboratory Service. 2017;6(1):4‑5. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/labs2017614-5

Слабое звено модели централизованного лабораторного обслуживания амбулаторно-поликлинических пациентов — организация внелабораторной составляющей исследования. Не только на стадии проектирования, но и в рабочем режиме нужно приложить серьезные усилия для создания внятной системы обеспечения качества процессов, входящих в пре- и постаналитический этапы. В этой связи ценность публикаций об успехах централизации в глазах профессионалов резко падает, если в них нет хотя бы краткого описания организации внелабораторной части преаналитики, включая: транспортировку проб (например, после центрифугирования с использованием пробирок с разделительным гелем или без предварительного центрифугирования); указания, какие системы используются для взятия, сбора и транспортировки проб (особенно проб мочи, если вы решились на централизацию клинического анализа мочи).

В одной публикации данного номера (С.И. Лазарева, Е.В. Ширданина. Опыт применения стратегии централизации клинико-диагностических лабораторий в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Детская городская поликлиника № 133 Департамента здравоохранения города Москвы» как эффективное направление развития) и практически во всех статьях четвертого номера журнала за 2016 г. коллеги обсуждают внедрение различных моделей централизованного лабораторного обслуживания. Это подтверждает актуальность темы в современной российской лабораторной медицине. Но только в одной статье А.В. Багаева и соавт. [1] предложен оригинальный алгоритм оценки влияния транспортировки проб через сравнение результатов внутрилабораторного контроля с использованием коммерческих контролей и проб пациентов (так называемая средняя по пациентам). Без сомнений, это достойный внимания коллег подход, но отметим, что работает он только на стадии принятия решения — подключать или нет конкретную медицинскую организацию к централизованному лабораторному обслуживанию и закрывать в ней собственную лабораторию. В остальных статьях нет ни перечня используемых индикаторов качества, ни уровня этих индикаторов, ни конкретной информации о времени транспортировки, ни деталей организации преаналитического этапа. Ощущение, что авторы не сталкиваются с проблемами его проведения в условиях централизации. Хорошо, если потому, что все процессы на этом этапе отменно налажены, хуже, если эти проблемы игнорируются, но и то и другое достойно хотя бы упоминания. Настораживает и то, что у нас есть тенденция говорить исключительно об успехах централизации. Тогда как куда полезнее с профессиональной точки зрения обсуждать возникающие проблемы и искать способы их решения.

И еще хотелось бы, чтобы статьи и доклады по этой теме содержали конкретные значения индикаторов качества до и после реализации или совершенствования проекта, да и вообще хотелось бы видеть цифры, а не фразы типа «качество стало лучше, а исследования доступнее». Пожалуй, публикация С.И. Лазаревой и Е.В. Ширданиной, размещенная в этом номере, выгодно отличается в этом смысле от прочих. Здесь приводятся конкретные результаты экономических и производственных показателей, достигнутых в результате применения стратегии централизации, а сравнение этих показателей до централизации лабораторных исследований и после впечатляет и заслуживает пристального внимания специалистов.

Создание работоспособной системы обеспечения качества внелабораторной части преаналитического этапа невозможно без внедрения индикаторов качества. Декларативно этого же требует стандарт ИСО15189−2015 в разделе 4.14.7 [2]. Но чтобы обеспечить их внедрение, нужно создать серию хороших (прежде всего с точки зрения практикующего специалиста) стандартов, руководств и рекомендаций. Пока их явно недостаточно, но отрадно, что этот номер журнала вносит скромный вклад в решение этой задачи и публикует первые рекомендации комитета по преаналитике нашей Федерации лабораторной медицины (Обеспечение качества сбора первичных биологических образцов для лабораторных исследований при оказании экстренной и неотложной медицинской помощи). В следующем номере мы планируем опубликовать перевод главы из брошюры G. Lippi и соавт. «In vitro and in vivo hemolysis» [3], где, в частности, будут сформулированы критерии хорошей практики взятия крови из вены. Надеюсь, эти публикации принесут практическую пользу и начнут процесс заполнения ниши конкретных рекомендаций по ведению и контролю качества преаналитического этапа лабораторного исследования.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.