Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Столяр М.А.

Красноярский филиал ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России, Красноярск, Россия;
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»;
ФГБУН «Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН», Красноярск, Россия

Горбенко А.С.

Красноярский филиал ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России, Красноярск, Россия

Михалёв М.А.

Красноярский филиал ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России, Красноярск, Россия;
ГБОУ ВПО «Красноярский ГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Красноярск, Россия;
МБУЗ «Городская клиническая больница №7», Красноярск, Россия

Васильев Е.В.

ФГБУ «Эндокринологический научный центр», Москва

Хоржевский В.А.

КГБУЗ «Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро»

Ольховский И.А.

Бурятский государственный университет, медицинский институт, Улан-Удэ, Россия

Диагностическое значение определения уровня циркулирующего эритропоэтина в алгоритме дифференциальной диагностики хронических миелоидных опухолей

Авторы:

Столяр М.А., Горбенко А.С., Михалёв М.А., Васильев Е.В., Хоржевский В.А., Ольховский И.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Лабораторная служба. 2017;6(2): 15‑20

Просмотров: 1392

Загрузок: 13

Как цитировать:

Столяр М.А., Горбенко А.С., Михалёв М.А., Васильев Е.В., Хоржевский В.А., Ольховский И.А. Диагностическое значение определения уровня циркулирующего эритропоэтина в алгоритме дифференциальной диагностики хронических миелоидных опухолей. Лабораторная служба. 2017;6(2):15‑20.
Stolyar MA, Gorbenko AS, Mihalev MA, Vasil’eva EV, Khorzhevskyi VA, Olkhovsky IA. Diagnostic value of determining the circulating erythropoietin level in algorithm of chronic myeloid neoplasms differential diagnosis. Laboratory Service. 2017;6(2):15‑20. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/labs20176215-20

Согласно классификации ВОЗ [1], Ph-негативные хронические миелопролиферативные опухоли (ХМО) подразделяют на истинную полицитемию (ИП), эссенциальную тромбоцитемию (ЭТ) и первичный миелофиброз (ПМФ). Большинство пациентов с ХМО являются носителями соматической мутации V617 °F в гене янус-киназы (JAK2), которая присутствует у 90—95% пациентов с ИП и у 60—70% пациентов с ЭТ и ПМФ [2]. Выявление мутации V617 °F JAK2 однозначно идентифицирует клональный характер патологии и позволяет исключить вторичные состояния, однако не помогает определить конкретную нозологическую форму ХМО. Вместе с тем соматическая мутация на другом участке гена JAK2, в его 12-м экзоне, высокоспецифична для ИП, но обнаруживается лишь у 5% пациентов с этим заболеванием. Описанные в декабре 2013 г. соматические мутации в гене кальретикулина (CALR) определяются у 20% пациентов при ЭТ и в 25% случаев при ПМФ, но не обнаруживаются при ИП [3]. Еще две более редкие «драйверные» мутации ХМО в гене рецептора тромбопоэтина (MPL) не выявляются у пациентов с ИП, но встречаются до 3 и 7% случаев ЭТ и ПМФ соответственно [1].

Обновленные рекомендации ВОЗ для диагностики ИП [4] включают три больших критерия: 1) гемоглобин более 165/160 или гематокрит более 49/48% для мужчин/женщин; 2) трехростковая гиперплазия по результатам биопсии костного мозга; 3) мутация JAK2 V617 °F или мутации JAK2 в 12-м экзоне, а также один малый критерий — субнормальный уровень эритропоэтина (ЭПО). Диагноз И.П. подтверждается при наличии трех больших или двух больших и одного малого критерия. Ключевое значение определения уровня ЭПО для дифференцировки ИП от неклональных эритроцитозов показано в ряде ранних исследований [5, 6]. После включения теста выявления мутаций в перечень больших диагностических критериев классификации (2008 г.) значимость ЭПО в диагностике ИП стала не такой критичной для постановки диагноза. До настоящего момента нет единого мнения о приоритетности проведения молекулярно-генетических исследований или определения уровня ЭПО в алгоритме диагностики ХМО. Кроме того, технические проблемы и отсутствие консенсуса в стандартизации теста препятствуют определению надежных пороговых значений уровня ЭПО, дифференцирующих пациентов с клональным и вторичным эритроцитозом.

На сегодняшний день предлагаются разные варианты диагностических алгоритмов И.П. Авторы [7] считают наиболее целесообразным всем пациентам с эритроцитозами проводить одновременное исследование уровня ЭПО и мутации V617 °F JAK2, другие исследования доказывают наибольшую эффективность первоначального тестирования всех проб на наличие мутации V617 °F JAK2 с последующим анализом уровня ЭПО [6], третьи предлагают вообще отказаться от определения ЭПО [6]. Экономическая и диагностическая целесообразность того или иного алгоритма отличается для каждой отдельной лаборатории и во многом зависит от потока проб, поступающих для анализа, и ожидаемой частоты выявления патологических сдвигов. Сравнительный анализ эффективности разных вариантов диагностических алгоритмов ХМО ранее не проводился.

Цель работы — провести сравнительную оценку диагностической эффективности использования алгоритмов, включающих тест определения уровня ЭПО в пробах крови пациентов, направляемых в лабораторию врачами-гематологами, при наличии клинических и гематологических подозрений на ХМО.

Материал и методы

В настоящее исследование включены результаты тестирования 102 проб венозной крови пациентов (42 женщины, 60 мужчин, медиана возраста 53 года), проведенных в параллельных тестах на выявление соматических мутаций и определение уровня ЭПО. Пробы собирались в два этапа: с апреля по сентябрь 2014 г. (56 проб) и с апреля по июнь 2015 г. (46 проб). Основанием для обследования пациентов служили клинические проявления эритро- и (или) тромбоцитоза, высокие значения гемоглобина и гематокрита, а также сниженные показатели клеток периферической крови (подозрение на первичный миелофиброз). Окончательный диагноз устанавливали на основании критериев ВОЗ [4]. Сравнение двух алгоритмов тестирования (рис. 1, 2) проводили ретроспективно, сопоставляя итоговые результаты выявления отдельных нозологических форм ХМО. Гистологическое исследование костного мозга проводили специалисты лаборатории КГУЗ «Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро». Кровь для молекулярно-генетических исследований брали из локтевой вены утром натощак в вакутейнер с ЭДТА для определения уровня эритропоэтина с активатором свертывания или цитратом натрия. Анализ уровня ЭПО проводили в сыворотке крови с использованием набора Biomerica EPO ELISA (США, референсный диапазон 3,2—31,9 мМЕ/мл) или в плазме крови с использованием набора Эритропоэтин-ИФА-БЕСТ («Вектор-Бест», Россия, референсный диапазон для мужчин 5,6—28,9 мМЕ/мл, для женщин 8,0—30,0 мМЕ/мл). Анализ параметров гемограммы проводили на автоматическом гематологическом анализаторе ХТ-2000i («Sysmex Corporation»). С целью выявления мутации V617 °F в гене JAK2, мутаций c.1154_1155insTTGTC (p.K385fs*47) и c.1092_1143del (p.L367fs*46) в гене CALR и мутаций W515L/K в гене MPL (rs121913615 и rs121913616 соответственно) выполняли аллель-специфическую полимеразную цепную реакцию в режиме реального времени (ПЦР-РВ) с зондами TaqMan. Данные о результатах выявления мутации в 12-м экзоне гена JAK2 получали в рамках совместной работы с сотрудниками ФБУН «Центрального НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора [8]. Для расчета трудозатрат использовали показатели лабораторных единиц (ЛЕ; 1 ЛЕ=10 мин), оцениваемых по результатам хронометража в условиях сложившегося в лаборатории потока проб.

Рис. 1. Диагностический алгоритм 1 клинико-лабораторного обследования пациентов с подозрением на ХМО.

Рис. 2. Диагностический алгоритм 2 клинико-лабораторного обследования пациентов с подозрением на ХМО.

Расчет трудозатрат (Т) на выполнение исследований получали умножением среднего времени длительности отдельной трудовой операции (М) на среднюю частоту ее выполнения за исследуемый период времени (К) (Т=М∙К) [9, 10]. Стоимость выявления одного случая ХМО рассчитывали посредством деления суммы всех затрат, использованных для выполнения всех включенных в алгоритм лабораторных исследований, на число пациентов с подтвержденным диагнозом. Коммерческую стоимость отдельных исследований определяли по прайс-листу, представленному на сайте ООО «Генотехнология» [11].

Результаты и обсуждение

В табл. 1 представлены результаты тестирования в выбранной группе пациентов на драйверные соматические мутации ХМО (JAK2, CALR, MPL) и уровень циркулирующего ЭПО в алгоритме с одновременным тестированием. Из данных табл. 1 следует, что 75% пациентов с верифицированным диагнозом ИП имеют сниженный уровень ЭПО, у 17% пациентов этот показатель находится в пределах нормы, а 7% имеют повышенный уровень, что в целом согласуется с опубликованными данными (82, 16 и 2% соответственно) [4]. Результаты свидетельствуют, что уровень ЭПО не может служить надежным показателем, дифференцирующим реактивные и клональные эритроцитозы. Действительно, если придерживаться алгоритма (см. рис. 1), согласно которому в каждой пробе первоначально следует определить уровень ЭПО, то в 95 из 102 случаев все равно в дальнейшем будет показано проведение молекулярно-генетического анализа. С другой стороны, у 5 из 7 пациентов с повышенным уровнем ЭПО впоследствии был верифицирован диагноз ХМО, причем у 4 имелась мутация JAK2 V617 °F. Таким образом, повышенный уровень ЭПО не исключает наличия мутации JAK2 V617 °F, а использование алгоритма с первичным тестом на ЭПО могло бы пропустить около 10% (5 из 47) случаев ХМО.

Таблица 1. Распределение пациентов по группам в зависимости от уровня ЭПО, абс. (%)

Если следовать второму алгоритму (см. рис. 2) и сначала во всех образцах выполнить молекулярно-генетическое тестирование для выявления соматических мутаций, то необходимость определения уровня ЭПО для оценки вероятности вторичного характера эритроцитоза возникает в 56% случаев: из 102 пациентов у 57 мутаций не обнаружено.

Пробы с субнормальным уровнем ЭПО, но с высоким уровнем гемоглобина и гематокрита направляются на выявление мутаций в 12-м экзоне гена JAK2. В нашей выборке мутация в 12-м экзоне была выявлена у 1 (5%) из 21 пациента с ИП.

Вместе с тем, если в пробе крови пациента не обнаружено мутаций, то диагноз ХМО нельзя исключить, поскольку в отдельных случаях ИП и до 20% случаев ЭТ и ПМФ наблюдаются так называемые тринегативные варианты ХМО. Редкие наследственные заболевания, проявляющиеся стойкими эритроцитозами и тромбоцитозами, также не связаны с драйверными соматическими мутациями ХМО. Для окончательной верификации диагноза в соответствии с последними рекомендациями 2016 г. всем пациентам с высоким риском клонального процесса требуется проведение морфологического исследования трепанобиоптата. Кроме того, без качественного морфологического исследования невозможно верифицировать «латентную» форму ИП с пограничными уровнями гемоглобина и гематокрита, а также дифференцировать ЭТ и префибротическую стадию миелофиброза [4].

Вместе с тем в реальной практике врача-гематолога достаточно большую долю составляют пациенты со вторичными, маловыраженными и (или) не-стойкими гематологическими нарушениями и без явных клинических симптомов. В этом случае отрицательный результат молекулярно-генетического тестирования в комплексе с высоким или нормальным уровнем ЭПО позволяет отсрочить проведение трепанобиопсии. В нашей выборке 36% (20 из 55) пациентов соответствовали данному критерию. Еще одна ниша использования теста на ЭПО — определение резерва реактивности костномозгового кроветворения при миелофиброзе. Оценка уровня ЭПО в этой ситуации позволяет принять или отвергнуть решение о целесообразности экзогенного введения препаратов ЭПО.

В связи с более высокой частотой встречаемости мутации JAK2 V617 °F среди направляемых гематологами пациентов диагностический алгоритм ХМО целесообразно начинать с определения этой мутации, а при отрицательном результате следует провести тест на выявление мутаций в гене CALR. Исследование мутаций в 12-м экзоне гена JAK2 следует проводить тем пациентам, у которых не выявлено мутации JAK2 V617 °F, но наблюдается стойкое или значительное увеличение гематокрита и гемоглобина. В противном случае, ИП — маловероятный диагноз у пациентов без мутаций в гене JAK2 с нормальным или повышенным уровнем эритропоэтина. У пациентов с гематологическими признаками ЭТ или ПМФ после проведения анализа на наличие мутаций в генах JAK2 и CALR все отрицательные образцы следует исследовать на наличие более редких мутаций в гене MPL.

Итоговая сравнительная характеристика двух вариантов алгоритмов представлена в табл. 2. Выбор в пользу второго варианта вполне очевиден ввиду более быстрой возможности выявления клонального характера заболевания и меньших итоговых трудозатрат на выявление одного случая ХМО, прежде всего за счет затрат времени и реактивов на проведение теста ЭПО. Использование алгоритма с вторичным тестом на ЭПО позволяет более уверенно выделить группу пациентов с высокой вероятностью реактивных состояний, для которых мы предлагаем использовать тактику «отложенной трепанобиопсии». Поскольку ни один из пациентов данной группы впоследствии не поступал с морфологически подтвержденным диагнозом ХМО, можно констатировать, что в подавляющем числе этих случаев наблюдался вторичный характер выявляемых гематологических проблем без необходимости проведения срочной трепанобиопсии.

Таблица 2. Сравнительная характеристика предлагаемых алгоритмов Примечание. * — в расчете стоимости не учитывались затраты, связанные с проведением морфологического исследования.

Благодарности

Авторы выражают благодарность руководству ЗАО «Вектор-Бест» за предоставленный набор реактивов Эритропоэтин-ИФА-БЕСТ, доценту СФУ Т.Н. Субботиной и студентке СФУ А.Е. Харсекиной, а также сотрудникам ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора К.О. Миронову, Е.А. Дунаевой за предоставленные результаты тестирования проб на мутации 12-го экзона гена JAK2.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Источники финансирования: бюджетные программы НИР КНЦ СО РАН и СФУ, фонд инноваций общественной организации «МедЛабДиагност».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.