Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Столяр М.А.

Красноярский филиал ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России, Красноярск, Россия;
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»;
ФГБУН «Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН», Красноярск, Россия

Ольховский И.А.

Бурятский государственный университет, медицинский институт, Улан-Удэ, Россия

Горбенко А.С.

Красноярский филиал ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России, Красноярск, Россия

Михалёв М.А.

Красноярский филиал ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России, Красноярск, Россия;
ГБОУ ВПО «Красноярский ГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Красноярск, Россия;
МБУЗ «Городская клиническая больница №7», Красноярск, Россия

Васильев Е.В.

ФГБУ «Эндокринологический научный центр», Москва

Исследование роли янускиназы-2 (JAK2) в развитии феномена ЦОГ-независимой аспиринорезистентности у пациентов с Ph-негативными миелопролиферативными новообразованиями

Авторы:

Столяр М.А., Ольховский И.А., Горбенко А.С., Михалёв М.А., Васильев Е.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Лабораторная служба. 2018;7(2): 40‑43

Просмотров: 490

Загрузок: 6

Как цитировать:

Столяр М.А., Ольховский И.А., Горбенко А.С., Михалёв М.А., Васильев Е.В. Исследование роли янускиназы-2 (JAK2) в развитии феномена ЦОГ-независимой аспиринорезистентности у пациентов с Ph-негативными миелопролиферативными новообразованиями. Лабораторная служба. 2018;7(2):40‑43.
Stolyar MA, Olkhovsky IA, Gorbenko AS, Mihalev MA, Vasil’eva EV. Investigation of the JAK2 role in the development of the COX-independent aspirin resistance phenomenon in patients with Ph-negative myeloproliferative neoplasms. Laboratory Service. 2018;7(2):40‑43. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/labs20187240-43

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ус­та­нов­ле­ние ре­фе­рен­тных ин­тер­ва­лов аг­ре­га­ции тром­бо­ци­тов с ис­поль­зо­ва­ни­ем ин­дук­то­ров в плаз­ме кро­ви у де­тей на ана­ли­за­то­ре Sysmex CS-5100. Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2023;(2):20-25

Использование ацетилсалициловой кислоты (АСК) наряду с циторедуктивной терапией входит в стандартный протокол терапии при Ph-негативных миелопролиферативных новообразованиях (ХМН): истинной полицитемии (ИП) и эссенциальной тромбоцитемии (ЭТ). При этом известно, что часть пациентов (до 40%) могут проявлять различную степень аспиринорезистентности. Ранее с использованием импедансной агрегометрии в пробах цельной крови была показана повышенная по сравнению с контрольной группой агрегационная активность тромбоцитов при ИП и ЭТ не зависимо от принимаемого пациентами аспирина [1].

Вместе с тем остаются неясными механизмы влияния наиболее частой соматической драйверной мутации ХМН в гене янускиназы 2 (JAK2) V617F — на регуляцию агрегационной активности тромбоцитов. Существующий стандарт лечения также не предусматривает учет индивидуальных особенностей мутационного статуса и функциональной активности тромбоцитов пациента.

Цель настоящего исследования — изучение роли мутации V617F JAK2 в развитии феномена аспиринорезистентности у пациентов с Ph-негативными миелопролиферативными новообразованиями.

Материал и методы

Агрегационная активность тромбоцитов была исследована импедансным методом на агрегометре Chrono-Log 700 (США) в пробах цельной крови у 47 пациентов, в том числе 22 c ИП, 7 с ЭТ, у 18 пациентов с неуточненным вариантом ХМН на момент анализа. Венозную кровь забирали утром натощак в вакутейнеры с 3,2% цитратом натрия. Агрегометрию проводили в течение первых 3 ч после взятия крови. Индукцию осуществляли аденозиндифосфорной кислотой (АДФ) в конечной концентрации 5 мкМ. Для стандартизации условий агрегации тромбоцитов у принимающих и не принимающих аспирин пациентов агрегацию измеряли как исходно, так и после предварительной инкубации проб цельной крови в течение 10 мин с раствором АСК в конечной концентрации 0,1 мМ. Ранее, используя в качестве индуктора арахидоновую кислоту в конечной концентрации 0,5 мМ, мы показали, что в выбранных нами условиях in vitro АСК полностью ингибирует циклооксигеназу (ЦОГ) у подавляющего числа здоровых людей [2].

С целью исследования роли активности JAK2 в механизмах регуляции агрегационной активности тромбоцитов у 23 пациентов с мутацией V617F JAK2 у 5 пациентов с мутацией в гене CALR и у 12 человек группы контроля был использован тест предварительной инкубации проб крови с ингибитором JAK (JAK Inhibitor I, CAS 457081−03−7, «Calbiochem»). Ингибирующий эффект регистрировали в случае, если амплитуда агрегации на фоне инкубации пробы с ингибитором JAK2 составляла не более 2 Ом. Экспрессия мРНК JAK2 была исследована у 70 пациентов с ХМН методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) в режиме «реального времени» с использованием зондов TaqMan на приборе CFX96 («Bio-Rad»). Расчет относительного уровня экспрессии JAK2 осуществляли с использованием метода ∆Ct по отношению к гену домашнего хозяйства ABL1.

Для проведения статистической обработки использовали пакет прикладных программ Statistica 10.0. Для анализа статистических отличий использовали метод χ2 и непараметрический метод Манна—Уитни, отличия считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Из результатов исследования, представленных на рис. 1, видно,

Рис. 1. Амплитуда агрегации тромбоцитов после инкубации образца с АСК in vitro: ответ на индукцию АДФ или арахидоновой кислотой.
что у 24 пациентов предварительная инкубация in vitro проб цельной крови с АСК приводит к отсутствию агрегации в ответ на индукцию арахидоновой кислотой, однако при этом агрегационный ответ на АДФ у них сохранялся — независимая от циклооксигеназы (ЦОГ) аспиринорезистентность. В то же время выявлены 19 пациентов, в пробах крови которых даже после инкубации с АСК уровень агрегационного ответа на арахидоновую кислоту был хоть и снижен, но тем не менее достаточно высок (ЦОГ-опосредованная аспиринорезистентность). Эти данные соответствуют известному факту снижения дезагрегационной активности аспирина у пациентов с ХМН [1].

Одной из причин развития ЦОГ-независимой аспиринорезистентности может являться «компенсаторное» усиление роли независимых от ЦОГ и тромбоксана сигнальных путей агрегации, инициируемых агонистом рецепторов АДФ. Теоретически в таких компенсаторных механизмах может быть задействована тирозинкиназная активность, в том числе активность JAK тромбоцитов. Для проверки данной гипотезы мы использовали тест предварительной инкубации проб крови с коммерческим ингибитором JAK2. Результаты этого эксперимента представлены на рис. 2, на

Рис. 2. Эффект ингибитора янускиназ в зависимости от аллельной нагрузки мутации V617FJAK2 и мутации в гене кальретикулина (CALR).
котором видно, что у пациентов с аллельной нагрузкой JAK2 более 50% в большинстве случаев (82% проб) наблюдалось снижение агрегации после инкубации цельной крови с ингибитором JAK2. И лишь в 29% случаев у пациентов с аллельной нагрузкой менее 50% наблюдался подобный эффект снижения. Различия между двумя этими группами были статистически достоверны (χ2=5,6; р=0,01).

Интересно, что у пациентов с мутаций в гене кальретикулина (CALR+) случаев ЦОГ-независимой аспиринорезистентности в нашей выборке не наблюдали. Это хорошо согласуется с известным фактом, что частота тромботических осложнений при данной мутации у пациентов с ХМН гораздо меньше, чем при наличии мутации в гене JAK2 [3]. Таким образом, тромбоцитарная JAK2 принимает участие в регуляции АДФ-индуцированной агрегации тромбоцитов. Наиболее вероятное объяснение может заключаться в том, что при аллельной нагрузке более 50% в костном мозге и крови будут обнаруживаться клетки с потерей гетерозиготности по V617F, имеющие оба мутантных аллеля JAK2. Вследствие потери гетерозиготности по мутантному гену JAK2 мегакариоциты будут генерировать тромбоциты, обладающие повышенной активностью мутантного варианта JAK2 и соответственно более выраженным подавлением ее функции ингибитором. Следует отметить, что факт снижения ЦОГ-независимого компонента агрегации ингибитором JAK2 в условиях 10 мин инкубации in vitro, свидетельствует о независимом от геномной регуляции механизме действия JAK2 на агрегацию тромбоцитов. Известно, что эффекты активации JAK2 могут опосредоваться сигнальными каскадами, вызывающими увеличение уровня ионизированного кальция в цитоплазме. Непосредственное участие JAK2 в оперативной регуляции функций тромбоцитов у пациентов с ХМН согласуется с описанными ранее результатами [4].

В механизмы ЦОГ-независимой аспиринорезистентности, очевидно, могут быть вовлечены и сдвиги в экспрессии мРНК JAK2. Действительно, в наших исследованиях показаны (рис. 3)

Рис. 3. Уровень относительной экспрессии мРНК JAK2 в тромбоцитах пациентов с ХМН в зависимости от ответа на АСК.
статистически значимые отличия уровня экспрессии внутритромбоцитарной мРНК гена JAK2 в группах пациентов с ХМН в зависимости от ответа их тромбоцитов на индуктор АДФ в присутствии аспирина.

Как и следовало ожидать, при ЦОГ-независимой аспиринорезистентности наблюдается повышенная экспрессия мРНК JAK2.

Участие сдвигов экспрессии мРНК JAK2 в механизмах тромбоцитарного гемостаза в норме и при ХМН, а также при приеме препаратов-ингибиторов JAK2 требует дальнейшего изучения.

Заключение

Результаты настоящего исследования подтверждают гипотезу о вовлеченности JAK2 в механизмы развития независимой от ингибирования ЦОГ резистентности к АСК.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: krashemcenter@mail.ru;

ORCID: http://orcid.org /0000-0003-2311-2219

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.