Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Резникова О.И.

АО «ДИАКОН», Москва, Россия

Лукьянова М.А.

АО «ДИАКОН», Москва, Россия

Соловьева И.В.

АО «ДИАКОН», Пущино, Московская область, Россия

Современные возможности лабораторной диагностики для повышения эффективности скрининга колоректального рака

Авторы:

Резникова О.И., Лукьянова М.А., Соловьева И.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Лабораторная служба. 2019;8(3): 51‑54

Просмотров: 723

Загрузок: 33

Как цитировать:

Резникова О.И., Лукьянова М.А., Соловьева И.В. Современные возможности лабораторной диагностики для повышения эффективности скрининга колоректального рака. Лабораторная служба. 2019;8(3):51‑54.
Reznikova OI, Luk’yanova MA, Solovieva IV. Modern possibilities of laboratory diagnostics to increase the effectiveness of screening for colorectal cancer. Laboratory Service. 2019;8(3):51‑54. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/labs2019803151

Заболеваемость колоректальным раком

Колоректальный рак (КРР) является частой патологией, риск его развития составляет 5—6% [1]. Показатели мировой статистики — 500 000 случаев ежегодных смертей и 1 млн первичных случаев заболевания. Степень риска возникновения КРР варьирует в разных странах и даже в пределах одной страны, ее регионах, городах и отдельных группах населения в зависимости от образа жизни, особенностей диеты, наследственных факторов, но главным фактором популяционного риска все же является возраст пациента. Частота КРР резко увеличивается после 50 лет и достигает максимума в 60—75 лет. Лица старше 50 лет при отсутствии семейного анамнеза входят в группу среднего риска. Предполагается, что в течение следующих двух десятилетий как в развитых, так и в развивающихся странах продолжится увеличение абсолютного числа случаев КРР в результате роста населения в целом и его старения. Семейный анамнез, наследственные синдромы, хронические воспалительные заболевания являются факторами, повышающими риск развития КРР, и такие лица должны регулярно обследоваться по индивидуальным программам [2].

Тревожным фактом является высокий уровень летальности на 1-м году жизни после установления диагноза, обусловленный тем, что при первичном обращении пациентов к врачу запущенные формы КРР (III—IV стадии) уже имеют более 70% пациентов с раком ободочной кишки и более 60% пациентов с раком прямой кишки, при этом хирургическому лечению подвергаются около 40% больных.

В Российской Федерации КРР занимает 3-е место среди злокачественных образований: у мужчин после рака легкого и желудка, а у женщин после рака молочной железы и кожи. Заболеваемость КРР показывает тенденцию к повышению, ежегодно в России регистрируется более 60 тыс. новых случаев заболевания КРР. За период с 1993 по 2013 г. прирост показателя заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО) ободочной кишки у мужчин и женщин составил 42,1%, прямой кишки — 29,4%. Кумулятивный риск развития ЗНО ободочной кишки у пациентов в возрасте до 75 лет также увеличился на 42,5%, а прямой кишки — на 29,5%. КРР занял 2-е место по уровню смертности от онкологических заболеваний в стране, за тот же период на 9,7% вырос показатель смертности от ЗНО ободочной кишки, хотя показатель кумулятивного риска смерти от ЗНО прямой кишки не изменился [3].

Программы скрининга КРР

ККР является одним из трех «управляемых» видов рака. Это понятие означает, что можно предотвратить возникновение данного вида рака за счет выявления и своевременного лечения предраковой патологии, изменить течение заболевания с помощью мер вторичной профилактики (скрининга), снизить смертность. КРР является относительно частой патологией, что оправдывает регулярное обследование населения. Для него характерна растянутая во времени стадийность злокачественной трансформации; при этом благоприятный прогноз при начале лечения заболевания на ранних стадиях очень высокий [1]. Это делает программы скрининга на КРР экономически эффективными, поскольку в сравнении со стоимостью проведения интенсивной химиотерапии запущенного рака с использованием большого количества лекарственных препаратов скрининг является более дешевым мероприятием.

Скрининг КРР — это обследование здорового населения с повышенными факторами риска наличия аденоматозных полипов или КРР, в том числе с возрастным фактором риска. Основными методами скрининга на КРР являются эндоскопические исследования («золотой стандарт») и анализ кала на скрытую кровь, поскольку развитие КРР сопровождается регулярными кровотечениями, которые начинаются задолго до появления клинических симптомов. Скрининг КРР — сложное мероприятие, требующее определенных усилий как от системы здравоохранения (организация мероприятий по диспансеризации населения), так и от пациентов (сбор образцов кала для определения в них скрытой крови, подготовка к проведению колоноскопии) [2].

Согласно мировому опыту проведения программ скрининга КРР, при охвате населения до 75% в возрастной группе 50—74 лет с интервалом обследования 1 раз в 2 года смертность от КРР снижается до 16% [3]. Выявление КРР на ранней стадии у бессимптомных лиц или группы риска позволяет добиться значительного увеличения 5-летней выживаемости; на I стадии КРР 5-летняя выживаемость составляет около 93%, на II — около 75%, на III — около 55%, а на IV — только около 13%.

Национальный проект «Здоровье», стартовавший в РФ в 2006 г., представляет собой первый опыт крупномасштабной реализации социально ориентированного проектного подхода в здравоохранении. Одна из важнейших целей проекта — возрождение профилактического направления в российской медицине. За время реализации проекта, несмотря на все ошибки и недочеты, здравоохранение получило значительную государственную поддержку и финансирование. Первая российская федеральная онкологическая программа действовала в 64 регионах с 2009 по 2014 г., а с 2013 г. диспансеризация всего населения Российской Федерации вошла в систему обязательного медицинского страхования и ознаменовала начало новейшей истории развития профилактических массовых осмотров в стране. Это привело к положительной динамике в увеличении выявления ранних случаев КРР I—II стадии в 2—3 раза и снижению количества запущенных случаев IV стадии заболевания и летальности от него [4].

Укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения, улучшение его кадрового обеспечения позитивно отразились на показателях диагностики злокачественных новообразований, в том числе ЗНО ободочной и прямой кишки, в целом по стране. Выявление ЗНО ободочной кишки на ранних (I—II) стадиях увеличилось с 16,6% в 1993 г. до 41,9% в 2013 г. III стадия ЗНО в 1993 г. выявлена в 44,7%, а в 2013 г. — в 27,6% случаев. За тот же период с 31,3 до 27,6% снизилось количество запущенных случаев IV стадии заболевания. Такую же положительную динамику отражает снижение показателя одногодичной смертности — с 45,3 до 28,4%. Показатели диагностики ЗНО прямой кишки в России тоже свидетельствуют о положительной динамике. Так, в 1993 г. заболевание на I—II стадии было выявлено лишь в 29,4% случаев, а в 2013 г. — уже в 48,2%. III стадия диагностирована в 1993 г. у 37,3% пациентов, а в 2013 г. — у 23,7%, IV стадия — у 28,9 и 23,7% соответственно. Показатель одногодичной летальности ЗНО прямой кишки за этот период снизился с 37,3 до 25,7% [3].

Несмотря на положительную динамику показателей раннего выявления и снижения числа запущенных форм рака по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), показатель смертности в России от злокачественных новообразований продолжает расти и составляет 197,1 на 100 тыс. населения. Это 2-е место среди причин смертности после смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и один из худших показателей среди развитых стран. По мнению Правительства Р.Ф., изменить сложившуюся ситуацию представляется возможным путем внедрения Национальной стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями на долгосрочный период — до 2030 г. Целью Национальной стратегии являются разработка и реализация комплекса мер государственной политики в области борьбы с онкологическими заболеваниями, направленных на снижение общей смертности от онкологических заболеваний, в том числе преждевременной смертности лиц трудоспособного возраста, а также профилактику и снижение уровня инвалидизации при онкологических заболеваниях на основе обеспечения ранней выявляемости, повышения доступности и качества медицинской помощи. Для достижения цели Национальной стратегии предстоит решить одну из важнейших задач — внедрение скрининговых программ для раннего выявления онкологических заболеваний.

В 2017 г. Приказом М.З. РФ № 869н был утвержден новый порядок диспансеризации взрослого населения, в котором закреплен хорошо себя зарекомендовавший многоуровневый подход к обследованию населения на КРР. На первом этапе диспансеризации предусмотрено обследование населения в возрасте от 49 до 73 лет на скрытую кровь в кале 1 раз через каждые 2 года, а на втором — проведение колоноскопии у лиц с положительными результатами этого анализа.

Колоноскопия является «золотым стандартом» диагностики, позволяющим выявить и удалить полипы и провести биопсию опухоли, расположенной в толстой кишке. По данным скрининговой колоноскопии, распространенность аденоматозных полипов составляет от 18 до 36%. Как специфичность, так и чувствительность этого метода для выявления полипов и новообразований очень высоки (95% при больших полипах). По результатам последовательных колоноскопий, аденомы диаметром меньше 5 мм исследователи пропускают в 15—25% случаев, а аденомы диаметром 10 мм или больше — лишь в 0—6% случаев. Согласно математическому моделированию, полипэктомия должна снижать заболеваемость и смертность от КРР почти на 90% (United States National Polyp Study) [2].

Тем не менее колоноскопия является достаточно дорогим и трудозатратным методом, имеющим 0,1—0,2% серьезных осложнений при ее проведении, поэтому для первичного обследования населения используется неинвазивный метод исследования кала на скрытую кровь, который показал свою эффективность в нескольких рандомизированных исследованиях. В них было показано, что своевременное выявление скрытой крови в каловых массах помогает снизить смертность от КРР на 15—33% в общей популяции пациентов и на 45% у участников скрининга в зависимости от типа используемого анализа и частоты проведения повторных исследований [2].

Методы анализа кала на скрытую кровь

Для выявления скрытой крови в кале используются химические и иммунохимические методы анализа. К химическим методам относится распространенная гваяковая проба Вебера. В основе анализа лежит способность гваяковой смолы менять свой цвет в присутствии пероксидазы гема. Метод является дешевым, но неспецифичным, поскольку смола вступает в реакцию и с другими пероксидазами, которые могут присутствовать в кале, такими как пероксидазы овощей, фруктов и красного мяса. Вследствие этого пациенту необходимо соблюдать определенную диету перед обследованием во избежание ложноположительных результатов. Чувствительность гваякового теста также невысока, она не превышает 50—60% при одноразовом его проведении, и хотя ее можно увеличить за счет регидратации, это приводит к столь значительной вариабельности результатов анализа, что делает его неприемлемым для проведения скрининга, поскольку низкая чувствительность химического метода приводит к появлению эффекта «ложного благополучия», а низкая специфичность — к большому количеству направлений пациентов на ненужные им обследования (как правило, на колоноскопию) [1, 2].

Это послужило поводом к тому, что в настоящее время во многих странах анализ кала на скрытую кровь с использованием гваяковой пробы Вебера заменяется чувствительными и специфичными иммунохимическими методами для определения человеческого гемоглобина в каловых массах. В основе иммунохимических методов лежит высокоспецифическая и высокочувствительная реакция «антиген—антитело», «которую делают видимой или регистрируемой прибором с помощью той или иной метки» [5]. К иммунохимическим методам относятся в том числе радиоиммунологический, иммуноферментный, иммунофлюоресцентный, иммунохемилюминесцентный, иммунохроматографический анализы [6]. В большинстве иммунохимических тестов на скрытую кровь в кале используются антитела против интактного человеческого гемоглобина, не вступающие в реакцию с ферментированным гемоглобином при кровотечениях из верхних отделов желудочно-кишечного тракта, и, таким образом, тесты специфичны именно к кровотечениям из толстого отдела кишечника. Диета пациента также не влияет на результаты анализа.

Хотя иммунохимические тесты на скрытую кровь в кале более дорогие, чем химические, однако использование дешевых исследований с низкой чувствительностью приводит к увеличению «ложноотрицательных» и «ложноположительных» результатов, что в свою очередь приводит либо к увеличению ненужных дополнительных исследований, стоимость которых в десятки раз превышает стоимость скринингового исследования, либо к чувству «мнимого благополучия» у пациента и врача и пропуску предраковой патологии или ранних форм рака. Следовательно, использование дешевых, но низкочувствительных тестов лишь увеличит последующие затраты и тем самым снизит эффективность скрининга.

Именно поэтому Приказом М.З. РФ № 869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» на первом этапе скрининга КРР предписано использование иммунохимических методов исследования кала на скрытую кровь. Вступление в силу данного приказа позволяет учреждениям здравоохранения использовать более чувствительный и специфичный тест и повысить эффективность проводимого обследования.

Одним из наиболее оптимальных и доступных на сегодняшний день решений при выборе метода скрининга КРР может стать использование иммунохроматографического экспресс-анализатора Easy Reader+ с тестовыми кассетами на скрытую кровь в кале производства французской компании VEDALAB. Прибор предназначен для автоматической количественной регистрации результатов иммунохроматографических тестов, что позволяет получать документированный результат тестирования, снижает вероятность ошибки лаборанта в интерпретации результата и при использовании режима таймера стандартизирует время реакции, что повышает точность результата. Анализатор отличается высокой аналитической чувствительностью — 10 нг/мл при рекомендуемом пороговом уровне 100 нг/мл, а для лиц, находящихся в зоне риска, т. е. тех, у кого имеются родственники с выявленным КРР или есть предрасположенность к данному заболеванию (онкологические пациенты), уровень отсечки можно установить более низким — 50 нг/мл. Опции прибора позволяют обеспечивать производительность до 200 анализов за 8-часовой рабочий день, а также использовать его для проведения единичных тестов, в том числе при выездной диспансеризации, поскольку прибор является портативным (размеры 170×180×150 мм, вес 1,5 кг, возможность работы от батареек размера АА), а тестовые кассеты не требуют специальных условий хранения. Простота проведения и высокая чувствительность исследования, а также ценовая доступность оборудования и расходных материалов позволяют существенно повысить эффективность скрининга КРР.

Сведения об авторах

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Резникова О.И., Лукьянова М.А., Соловьева И.В. Современные возможности лабораторной диагностики для повышения эффективности скрининга колоректального рака. Лабораторная служба. 2019;8(3):51-54. https://doi.org/10.17116/labs2019803151

Автор, ответственный за переписку: Резникова О.И. — e-mail: o.reznikova@diakonlab.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.