ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!
Страна открылась для поездок. И я снова езжу с лекциями. Это такая радость и для меня, и для докторов, которые не скрывают своей благодарности и, приходя, так тепло приветствуют, издалека улыбаясь и прикладывая руки к груди. И снова вижу то, к чему так привык в долокдаунное время: в залах сидят мои сверстники и куда более старшие коллеги. А молодежи как было, так и есть… мало. Будто последняя много знает! Эх… А ведь есть то, что – читай или не читай – приходит лишь с опытом, лишь от учителя – глаза в глаза – ученику.
Боль в животе многогранна. Нам стереотипно представляется, что она связана с органами ЖКТ: язва, панкреатит, НЯК, пресловутый гастрит, наконец. А ведь это далеко не всегда так! Помню пациентку на амбулаторном приеме с недельной болью в животе, пропальпировав живот которой, бежал в кабинет УЗИ: «Расступись! Мне срочно!» И… на следующий день ей уже удаляли расслаивающую аневризму аорты.
И другую больную с «хроническим панкреатитом», которой в 40 лет мы установили… муковисцидоз. Болевой синдром в животе был ее спутником два десятилетия.
И пожилого мужчину, у которого около полугода 2–3 раза в день возникало жжение в животе без четкой локализации. На тот момент стажа у меня было года два, опыта не было, я не смог поставить ему диагноз: отправленный из «приемника» в «терапию», он умер через сутки с картиной острого живота. На вскрытии – инфаркт кишечника на фоне тяжелого стенозирующего поражения мезентериальных артерий.
Жизнь и практика учат нас. Как, собственно, и темы очередного номера нашего журнала.
Приятного и полезного чтения!
Профессор И.В. Егоров