ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!
Не знаю, как вам, а мне уже порядком надоели бесчисленные конференции и круглые столы по кардиологии. И все – про хроническую сердечную недостаточность, ишемическую болезнь сердца, артериальную гипертонию. Будто в терапии нет иных тем, кроме сердца (ну, и коронавируса)! Уже слышу, как мне возражают привычные оппоненты: «А как может быть иначе? Сердечно-сосудистые заболевания – первая причина смерти людей в мире!»
Что ж, может, оно и так. Да только видится мне эта статистика весьма искаженной. Судите сами. Человек, полжизни страдавший сахарным диабетом, может умереть от вполне стандартного осложнения – инфаркта или инсульта. То же самое можно сказать о больном с поздней стадией хронической болезни почек. В какой «столбик гистограммы» по смертности он попадет? Конечно, в тот самый высокий первый – сердечно-сосудистый!
И то же самое можно сказать о десятках (а может, сотнях) тысяч людей, для которых инфаркт станет финалом многолетней другой болезни.
А что сказать о смерти «от старости»? Помните у Блока?
О, глупое сердце,
Смеющийся мальчик,
Когда перестанешь ты биться?
Перестанет, Александр Александрович, обязательно перестанет. Проживи хоть до ста лет без всяких тяжких недугов, все равно умрешь тогда, когда «смеющийся мальчик» отсмеется. И напишут тебе в справке, что умер от острой сердечной недостаточности. И попадешь ты, как ни крути, все в тот же столбик статистической гистограммы.
И все же этот номер мы посвятили кардиологии. Мне кажется, вам будет интересно. Перикардиты, диастолическая дисфункция, тромбоэмболия легочной артерии и даже… «синдром разбитого сердца».
Приятного чтения!
Профессор И.В. Егоров