В этом номере мы решили поднять тему полиморбидного пациента. Кто-то скажет: избито. Возможно. Но актуально, безусловно.
К врачу в кабинет входят медпреды разных компаний и с отрепетированной озабоченностью спрашивают: «Доктор, у вас же много полиморбидных больных?» Врач устало кивает: «Да». Только порой оба участника диалога подразумевают под этим клише человека с ожирением, гипертонией, дислипидемией, диабетом и гиперурикемией. Спешу разочаровать: все это ростки одного корня – инсулинорезистентности. И именно она – ключевая и главная «болезнь» этого пациента, проявляющаяся разными своими гранями. Это не то!
Полиморбидность – совсем другое. Это сочетание в одном пациенте не связанных между собой болезней и клинических состояний. Читал недавно о Диккенсе. Классик английской литературы страдал с юности кишечными коликами, легочным заболеванием (предполагают астму), циклотимией с дикой конфликтностью, а также, видимо, недиагностированной гипертензией, приведшей к смерти от инсульта. Вот это похоже на полиморбидность. «Похоже», потому как за всем этим опять же может стоять что-то скрытое, например паразитоз, или интоксикация после детского труда на фабрике ваксы, или синдром повышенной кишечной проницаемости.
Так или иначе, этот номер будет, несомненно, полезен клиницистам. Мы постарались разобрать сложные ситуации, с которыми сталкивается врач в своей работе.
Приятного чтения!
Профессор И.В. Егоров