Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Алышева И.В.

врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций «врач – пациент», «медицинская сестра – пациент», маркетолог (профессиональная переподготовка по маркетингу в НИУ ВШЭ, обучение в Marketing Academy IEDC Management School)

Пять отличий

Авторы:

Алышева И.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 145

Загрузок: 2

Как цитировать:

Алышева И.В. Пять отличий. Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2023;(10‑11):116‑118.
Alysheva IV. Five Differences. Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2023;(10‑11):116‑118. (In Russ.)

Автор:

Ирина Владимировна Алышева

Ирина Владимировна Алышева,
врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций


Телемедицинская консультация vs очный прием врача

Телемедицина в нашей стране – молодое направление. Закон об онлайн-консультации пациентов врачами принят 1 января 2018 года1.

Врачам и раньше приходилось помогать знакомым и родственникам по телефону, Интернету, но с 2018 года подобные консультации стали возможны для большего числа пациентов.

Потребность в подобных коммуникациях хорошо иллюстрирует ситуация, с которой часто сталкиваются врачи, работающие в поликлиниках. В очереди к врачу всегда находится человек, прорывающийся вперед с настойчивой просьбой: «Мне только спросить!» Очередь и врач возмущаются. С другой стороны, таких пациентов понять можно – их интересует конкретный вопрос, а не полноценный прием: «Доктор, можно ли заменить в аптеке эти препараты на другие, потому что тех, что вы выписали, нет» или «Я забыл, как принимать эти таблетки: 2 или 3 раза в день?»

Как помочь и врачу, и пациенту? Ведь они теряют свое личное время: один – в очереди, другой – отвечая на вопросы в режиме «я на минуточку» (а таких пациентов может быть и 5, и 10). Удобный для всех выход: записаться на телемедицинскую консультацию к врачу.

Что такое телемедицинская консультация?

Это консультация пациента врачом с помощью информационных технологий и сети Интернет.

Какими законами регламентируется телемедицина?

Например, это ФЗ №242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» и п. 2 ст. 22 ФЗ №323 «Об охране здоровья граждан». Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий – утвержденным приказом Минздрава России от 30.11.2017 №965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

Телемедицинские консультации различаются между собой в зависимости от цели обращения пациентов:

– консультация врача по жалобам пациентов для того, чтобы составить план обследования;

– вопросы по расшифровке данных обследований, например ЭКГ, УЗИ, и результатов анализов;

– второе мнение врача;

– вопросы по лекарственным препаратам: чем заменить, какие дозировки обычно применяются, что будет при повышении/снижении дозы лекарственного препарата;

– вопросы по профилактике заболеваний: питанию, физическим нагрузкам, образу жизни.

Как проходит телемедицинская консультация?

Врач консультирует пациента через Интернет с помощью специальной электронной платформы, где:

– персональные данные пациента защищены;

– есть медицинская карта, в которой врач записывает жалобы, анамнез, диагностическую гипотезу, ответы на вопросы пациентов, также в карте хранятся результаты медицинских обследований пациента, консультации других специалистов;

– время консультации строго регламентировано (обычно это 30 минут);

– пациент не может перезвонить врачу, поэтому врач тоже защищен: его не будут беспокоить вне рамок консультации.

Обратите внимание, что телемедицинская консультация отличается от обычной (очной) консультации врача. Давайте рассмотрим эти 5 отличий.

ОТЛИЧИЕ 1

Врач и пациент при общении не всегда видят друг друга.

В рамках телемедицинской консультации пациенты могут выбрать несколько видов общения с врачом: видеозвонок, телефонный звонок через платформу, переписку в чате. Пациенты чаще всего выбирают способ общения по телефону. Из-за этого врач сталкивается с несколькими сложностями. Например, труднее наладить доверительные отношения с пациентом. Это связано с тем, что отсутствуют такие компоненты невербального общения, как зрительный контакт, внешний вид.

Другая сложность связна с тем, что врач не может осмотреть пациента, провести физикальное обследование (выслушать сердце, легкие, пропальпировать живот, проверить наличие/отсутствие отеков на ногах), поэтому ему труднее разобраться в том, что случилось с пациентом.

ОТЛИЧИЕ 2

Врач не ставит диагноз, а информирует пациента о диагностической гипотезе понятными для пациента словами.

Например, вместо диагноза «гипертоническая болезнь» доктор объясняет: «На основании предоставленных данных можно предположить повышение артериального давления. Артериальное давление – это давление крови на стенки сосудов – артерий. Повышение артериального давления обычно связано с несколькими причинами: возрастом, наследственностью, избыточной массой тела, употреблением в пищу поваренной соли более 5 граммов в сутки, сниженной физической активностью, изменениями в стенках сосудов».

Это информирование не только устное, как и при очном приеме, врач записывает эти объяснения в медицинскую карту.

Также врач рассказывает, какое обследование и какие анализы обычно назначают в подобных случаях. Дает комментарии по поводу нормальных показателей и отклонений от них. Эти объяснения также могут быть записаны в амбулаторную карту.

ОТЛИЧИЕ 3

Врач не назначает лечения.

Назначение препаратов и выписка рецептов возможны только на очном приеме.

При этом врач в онлайн-режиме может рассказать, какие лекарства обычно применяют в подобных случаях, какие используют дозировки, когда лучше принимать лекарство и почему. Скажем, β-блокаторы следует принимать утром, поскольку они урежают число сердечных сокращений, а ночью сердце и так сокращается реже, поэтому эти лекарства лучше принимать в первой половине дня.

ОТЛИЧИЕ 4

Врач не выдает больничные листы и справки.

ОТЛИЧИЕ 5

Врач строго ограничен во времени.

На очном приеме консультацию можно продлить, если на прием пришел сложный пациент. В телемедицине такой возможности нет. Ждет следующий пациент и его невозможно предупредить, выйдя в коридор и объяснив ситуацию, как это делает врач в клинике.

Таким образом, телемедицинская консультация не может заменить полностью очный прием, но при этом пациенты получают ответы на свои вопросы без дополнительного похода в клинику. Теперь у врачей есть дополнительный инструмент, чтобы помочь пациентам. А пациенты, в свою очередь, не выходя из дома, могут получить второе мнение врача, детально разобраться в плане обследования и лечения, меньше беспокоиться, даже если в анализах есть изменения. В итоге это приводит к улучшению клинического результата и качества жизни пациентов.


1 ФЗ №242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» и ФЗ №323 «Об охране здоровья граждан».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.