Автор:
Ирина Владимировна Алышева,
врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций
Телемедицинская консультация vs очный прием врача
Телемедицина в нашей стране – молодое направление. Закон об онлайн-консультации пациентов врачами принят 1 января 2018 года1.
Врачам и раньше приходилось помогать знакомым и родственникам по телефону, Интернету, но с 2018 года подобные консультации стали возможны для большего числа пациентов.
Потребность в подобных коммуникациях хорошо иллюстрирует ситуация, с которой часто сталкиваются врачи, работающие в поликлиниках. В очереди к врачу всегда находится человек, прорывающийся вперед с настойчивой просьбой: «Мне только спросить!» Очередь и врач возмущаются. С другой стороны, таких пациентов понять можно – их интересует конкретный вопрос, а не полноценный прием: «Доктор, можно ли заменить в аптеке эти препараты на другие, потому что тех, что вы выписали, нет» или «Я забыл, как принимать эти таблетки: 2 или 3 раза в день?»
Как помочь и врачу, и пациенту? Ведь они теряют свое личное время: один – в очереди, другой – отвечая на вопросы в режиме «я на минуточку» (а таких пациентов может быть и 5, и 10). Удобный для всех выход: записаться на телемедицинскую консультацию к врачу.
Что такое телемедицинская консультация?
Это консультация пациента врачом с помощью информационных технологий и сети Интернет.
Какими законами регламентируется телемедицина?
Например, это ФЗ №242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» и п. 2 ст. 22 ФЗ №323 «Об охране здоровья граждан». Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий – утвержденным приказом Минздрава России от 30.11.2017 №965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
Телемедицинские консультации различаются между собой в зависимости от цели обращения пациентов:
– консультация врача по жалобам пациентов для того, чтобы составить план обследования;
– вопросы по расшифровке данных обследований, например ЭКГ, УЗИ, и результатов анализов;
– второе мнение врача;
– вопросы по лекарственным препаратам: чем заменить, какие дозировки обычно применяются, что будет при повышении/снижении дозы лекарственного препарата;
– вопросы по профилактике заболеваний: питанию, физическим нагрузкам, образу жизни.
Как проходит телемедицинская консультация?
Врач консультирует пациента через Интернет с помощью специальной электронной платформы, где:
– персональные данные пациента защищены;
– есть медицинская карта, в которой врач записывает жалобы, анамнез, диагностическую гипотезу, ответы на вопросы пациентов, также в карте хранятся результаты медицинских обследований пациента, консультации других специалистов;
– время консультации строго регламентировано (обычно это 30 минут);
– пациент не может перезвонить врачу, поэтому врач тоже защищен: его не будут беспокоить вне рамок консультации.
Обратите внимание, что телемедицинская консультация отличается от обычной (очной) консультации врача. Давайте рассмотрим эти 5 отличий.
ОТЛИЧИЕ 1
Врач и пациент при общении не всегда видят друг друга.
В рамках телемедицинской консультации пациенты могут выбрать несколько видов общения с врачом: видеозвонок, телефонный звонок через платформу, переписку в чате. Пациенты чаще всего выбирают способ общения по телефону. Из-за этого врач сталкивается с несколькими сложностями. Например, труднее наладить доверительные отношения с пациентом. Это связано с тем, что отсутствуют такие компоненты невербального общения, как зрительный контакт, внешний вид.
Другая сложность связна с тем, что врач не может осмотреть пациента, провести физикальное обследование (выслушать сердце, легкие, пропальпировать живот, проверить наличие/отсутствие отеков на ногах), поэтому ему труднее разобраться в том, что случилось с пациентом.
ОТЛИЧИЕ 2
Врач не ставит диагноз, а информирует пациента о диагностической гипотезе понятными для пациента словами.
Например, вместо диагноза «гипертоническая болезнь» доктор объясняет: «На основании предоставленных данных можно предположить повышение артериального давления. Артериальное давление – это давление крови на стенки сосудов – артерий. Повышение артериального давления обычно связано с несколькими причинами: возрастом, наследственностью, избыточной массой тела, употреблением в пищу поваренной соли более 5 граммов в сутки, сниженной физической активностью, изменениями в стенках сосудов».
Это информирование не только устное, как и при очном приеме, врач записывает эти объяснения в медицинскую карту.
Также врач рассказывает, какое обследование и какие анализы обычно назначают в подобных случаях. Дает комментарии по поводу нормальных показателей и отклонений от них. Эти объяснения также могут быть записаны в амбулаторную карту.
ОТЛИЧИЕ 3
Врач не назначает лечения.
Назначение препаратов и выписка рецептов возможны только на очном приеме.
При этом врач в онлайн-режиме может рассказать, какие лекарства обычно применяют в подобных случаях, какие используют дозировки, когда лучше принимать лекарство и почему. Скажем, β-блокаторы следует принимать утром, поскольку они урежают число сердечных сокращений, а ночью сердце и так сокращается реже, поэтому эти лекарства лучше принимать в первой половине дня.
ОТЛИЧИЕ 4
Врач не выдает больничные листы и справки.
ОТЛИЧИЕ 5
Врач строго ограничен во времени.
На очном приеме консультацию можно продлить, если на прием пришел сложный пациент. В телемедицине такой возможности нет. Ждет следующий пациент и его невозможно предупредить, выйдя в коридор и объяснив ситуацию, как это делает врач в клинике.
Таким образом, телемедицинская консультация не может заменить полностью очный прием, но при этом пациенты получают ответы на свои вопросы без дополнительного похода в клинику. Теперь у врачей есть дополнительный инструмент, чтобы помочь пациентам. А пациенты, в свою очередь, не выходя из дома, могут получить второе мнение врача, детально разобраться в плане обследования и лечения, меньше беспокоиться, даже если в анализах есть изменения. В итоге это приводит к улучшению клинического результата и качества жизни пациентов.
1 ФЗ №242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» и ФЗ №323 «Об охране здоровья граждан».